Файл: понятие и классификация пособий по российскому законодательству.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда законодатель устанавливает размер пособия в процентном отношении к заработной плате, то ограничивает его максимальный размер твердой суммой (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице). Такой механизм ограничения размеров пособий не согласуется с международными стандартами, а в отношении страховых выплат сводит на нет смысл социального страхования, в рамках которого взносы взимаются со всей суммы заработка застрахованного. Мы разделяем точку зрения С.С. Маслова, который утверждает, что «государство, не неся расходов на страховые выплаты, не может ограничивать права застрахованных - в отдельных случаях это может рассматриваться как дополнительное наказание».

Положения ст. 7 Конституции России позволяют сделать вывод о том, что пособия (в совокупности с другими видами дохода) должны обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. В настоящее время ориентир государства в определении размеров пособий - прожиточный минимум. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»28 прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, он определяется ежеквартально как в целом по России, так и в каждом субъекте РФ для трех категорий граждан: трудоспособное население, дети и пенсионеры. Очевидно, что пособия (при отсутствии у получателя другого дохода) не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку в этом случае физическое выживание просто невозможно.

К сожалению, для России нормой стало то, что суммы пособий значительно ниже прожиточного минимума. Размеры некоторых пособий вызывают недоумение (например, единовременное пособие беженцам составляет 100 - 150 руб.), поскольку непонятно, какие расходы могут покрыть эти мизерные социальные выплаты.

Помимо тенденции к снижению размеров пособий необходимо отметить ужесточение условий их получения. Особенно явно эта тенденция прослеживается в отношении пособий по временной нетрудоспособности. Впервые законодательство ограничило продолжительность выплаты пособия в период ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет: теперь пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Прежнее законодательство предусматривало выплату пособия по временной нетрудоспособности за весь период ухода. В случаях ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет пособие выдается, как и ранее, до 15 календарных дней, но продолжительность выплаты пособия по всем случаям ухода за данным ребенком в течение календарного года ограничена 45 календарными днями. Кроме того, появилось ограничение сроков выплаты пособий в случае ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, которое составляет 120 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Прежние правовые нормы не содержали ограничения срока выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом, не достигшим 18 лет. На наш взгляд, такие ограничения ущемляют права граждан, имеющих детей, и приведут к росту хронических заболеваний у детей и подростков, поскольку родителей вынуждают приступать к работе, лишая средств к существованию в виде пособия, независимо от того, выздоровел ребенок или продолжает болеть.


В последние годы наметилась тенденция к развитию законодательства о пособиях в субъектах Российской Федерации, но не везде этот процесс идет одинаково интенсивно. В некоторых субъектах (Москва, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Вологодская область, Пензенская область и др.) сформировалась развернутая система пособий, которые финансируются из средств бюджетов субъектов РФ. Например, законодательство Вологодской области предусматривает выплату нескольких десятков пособий, среди которых единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не имеющим права на пособие по беременности и родам; дополнительное единовременное пособие к установленному Федеральным законом пособию при рождении ребенка; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс; ежемесячное пособие многодетным матерям; единовременное пособие родителям, воспитавшим 5 и более детей; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей, больных целиакией; единовременное пособие выпускникам образовательных учреждений из числа детей-сирот, достигших 23 лет; ежемесячное пособие малоимущим семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; ежемесячное социальное пособие лицам с хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом диализа; единовременное денежное пособие в случае гибели работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области, и др.

Увеличение числа региональных пособий считаем, безусловно, позитивной тенденцией развития законодательства о социальном обеспечении. Она позволяет усилить социальную защищенность граждан в случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ. Но данные возможности минимальны в регионах с дефицитным бюджетом. Так, в Дагестане, Северной Осетии, Хакасии, Карачаево-Черкессии и других субъектах Российской Федерации в дополнение к государственным пособиям установлены только ежемесячные пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося - до 18 лет) для граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории соответствующих субъектов РФ. Причем базовый размер этого пособия в субъектах РФ различен и прослеживается зависимость уровня социального обеспечения человека от места его жительства на территории государства.

Т.С. Гусева, характеризуя законодательство о социальном обеспечении, отмечает, что «в последние годы с достаточной очевидностью прослеживается двуединая тенденция: с одной стороны, социальное обеспечение приближается к своему идеалу, когда каждый гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на помощь со стороны государства. С другой стороны, законодательство все больше склоняется к адресности социальной помощи и содержания, ограничивая круг обеспечиваемых действительно нуждающимися гражданами, ориентируясь при этом главным образом на их материальное положение».

29 Думается, для регионального законодательства о пособиях в большей мере характерна только одна из этих тенденций - адресность, поскольку назначение большинства пособий поставлено в зависимость от материального положения гражданина. Так, типичный получатель ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося - до 18 лет) - семья со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Ранее (до 1 января 2005 г.) пособие было федеральным и выплачивалось на всех детей независимо от уровня дохода семьи. Логика действий федеральных органов государственной власти проста: государство отказывается от какого-либо пособия, переводит его на уровень субъектов Федерации, каждый из которых вправе сузить круг получателей и выплачивать пособие в размере, посильном для регионального бюджета. Подобное делегирование полномочий необходимо использовать ограниченно. Представляется, что такой вид социальных выплат, как ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (учащегося - до 18 лет), не утратил своего общегосударственного значения, ведь стимулирование рождаемости, поддержка семей с детьми - одно из направлений социальной политики Российского государства. Следовательно, выплата пособия должна гарантироваться на федеральном уровне: не в символическом размере, а в сумме, способствующей достижению цели введения пособия.

Итак, современное российское законодательство о пособиях двухуровневое, это обусловлено федеративным устройством нашего государства и отнесением правового регулирования отношений по социальному обеспечению к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проведенный анализ законодательства о пособиях позволил выявить следующие тенденции его развития:

- разрозненность и несогласованность правовых норм о пособиях;

- отсутствие единообразного подхода к источникам финансирования социальных выплат;

- несоответствие механизмов определения размеров пособий принципам социального государства (они не позволяют обеспечивать гражданам достойный уровень жизни);

- снижение размеров пособий и повышение требований к их получателям; адресное предоставление пособий в субъектах Российской Федерации.

Эти тенденции свидетельствуют о необходимости создания новых механизмов социального обеспечения, гарантирующих рациональное использование денежных средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов на социальную защиту граждан.



2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОСОБИЙ И ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1 Пособия гражданам, имеющим детей: правовое закрепление и процедура выплаты
Законодательством РФ предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий и компенсаций:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- пособие по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком;

- иные виды компенсационных выплат.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н30, государственные пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

- гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;

- постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

- временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию иностранным гражданам и лицам без гражданства.