Файл: Падение Западной Римской империи и образование варварских государств в Британии, Королевство Франков, в Германии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6)Потребность в обороне и в войнах с завоевателями.
Последствия:
1)экономические: разрушение многих городов, смещение торговых путей, ослабление торговых связей с Византией и средиземноморьем, уменьшение населения, снижение объемов сельхозпроизводства, необходимость выплаты дани.
2)политические: ослабление старых политических центров, особенно, политическая зависимость от Золотой Орды, борьба князей за ханский ярлык, Жестокое подавление войсками Золотой Орды восстаний в русских городах.
3)Культурные: разрушение многих культурных центров ( монастырей, храмов), ослабление культурных связей с византией и европой, утрата многих знаний и ремесел.
Основные события
Столетняя война привела к усилению власти короля и национальной государственности во Франции и в Англии. централизация государственного управления к концу войны ни в Англии, ни во Франции еще не завершилась. Задачей королевской власти было подчинение крупных феодалов своей власти и создание единого аппарата управления.
На территории будущей Испании в это время существовал ряд отдельных государств. Часть территории Пиренейского полуострого еще принадлежала арабам.
Франция
После окончания Столетней войны французские короли стремились завершить объединение страны и усилить свою власть на территории всей Франции.
События
1439 г. – король Карл VII создает регулярную армию. Это стало важным фактором усиления власти короля и победы Франции в Столетней войне. Для ее содержания был введен специальный налог. Помимо рыцарей, в армию теперь набирались также крестьяне и горожане. Все они приносили присягу не сеньору, но государству и королю.
1461 г. – королем Франции становится Людовик XI.
1477 г. – битва при Нанси, в которой погибает Карл Смелый. Людовик XI присоединяет земли Карла Смелого к своему домену.
1481 г. – к королевскому домену присоединен Прованс.
Конец XV в. – объединение Франции было завершено.
Участники
Людовик XI – король Франции.
Карл Смелый – герцог Бургундии, возглавил коалицию знати (Лига общественного блага), которая выступила против политики централизации государства, которую проводил Людовик XI.
Англия
После поражения в Столетней войне Англия оказалась в тяжелом экономическом положении. При короле Генрихе VI Ланкастере страной фактически правила группа крупных феодалов. В стране не было сильной королевской власти, которая могла бы противостоять произволу крупных феодалов. Это вызывало недовольство и в конечном счете привело к длительной междоусобной войне.
События
1399 г. – начало правления Генриха IV, первого короля из династии Ланкастеров, на гербе которых была изображена алая роза.
1422 г. – королем Англии становится Генрих VI Ланкастер.
1455–1485 гг. – Война Алой и Белой Розы. Междоусобная война феодалов - сторонников двух ветвей династии Ланкастеров и Йорков, претендовавших на английский престол. Алая роза была изображена на гербе Ланкастеров, белая – Йорков, отсюда название конфликта. Завершилась война приходом к власти Генриха Тюдора (Генрих VII), дальнего родственника Ланкастеров. С него началось правление династии Тюдоров. После женитьбы на представительнице династии Йорков герб Тюдоров соединил алую и белую розы.
Участники
Генрих VI Ланкастер – король Англии, был низложен в ходе Войны Алой и Белой Розы. Последний король династии Ланкастеров.
Генрих VII Тюдор – король Англии, родоначальник династии Тюдоров на английском престоле.
Испания
В начале VIII века территории Пиренейского полуострова были захвачены арабами. Отвоевание этих территорий христианами на протяжении почти восьми последующих веков получило название Реконкиста. На освобожденных христианами территориях возникали новые государства – Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия.
События
1469 г. – династическая уния Кастилии и Арагона. Брак кастильской принцессы Изабеллы и арагонского принца Фердинанда (с 1479 король Арагона).
1479 г. – Фердинанд становится королем Арагона (Фердинанд II Арагонский). В результате объединения Арагона и Кастилии возникает единое Испанское королевство.
1492 г. – завоевание Гранадского эмирата. Завершение Реконкисты.
Участники
Фердинанд II Арагонский – первый король объединенной Испании.
30. Причины образования Русского централизованного государства в XIV – первой половине XVI вв.
Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII века и завершился в начале XVI века.
Причины образования Русского централизованного государства:
- главной экономической причиной является дальнейшее развитие феодальных отношений. Феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников;
- внутриполитической причиной является возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчинить себе удельных князей и бояр- вотчинников;
- внешнеполитической причиной являлась необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.
-
Арабский халифат. Мусульманское право.
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама.
Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.
В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661—750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750—1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.
Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве
На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию.
В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.
В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому,праву., -визири магди быть двух типов: с широкойвластью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказания халифа.
Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии —диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке.
Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками — эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников —
наибов.
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — старшин (шейхов).
Верховным судьей считался глава государства — халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами.
От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.
Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения и т.д.
Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет* верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в.страной фактически стали управлять визири.
Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия.
Распадается халифат на эмираты и султанаты. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в.
Особенности становления и развития мусульманского права. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке, стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в
рамках Арабского халифата
Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.
Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Для шариата,
особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению, к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т. д.)
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер.
Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду.
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как соб-
ственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и
Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были
высказаны сподвижниками Мухаммеда
К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и