ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовой обычай как источник права
Слайд 1. Правовой обычай как источник права прошел долгий путь развития. Он воспринимается всеми видами права. Это происходит посредством санкционирования правотворческими, или судебными органами. Как источник права правовой обычай используется как дополнение к закону или как самостоятельный вид.
Со времени возникновения права, проблемы форм его образования, способов его организации и существования часто привлекали к себе и инициировали повышенный интерес исследователей-теоретиков и практиков. Данная форма права (правовой обычай) возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государств. Представляется весьма значимым, с этой точки зрения, осознать и оценить глубокий смысл того факта, что обычное право – это не один из пережитков прошлого, а устойчивый фактор правового развития общества, в частности, и государства в целом. Обычное право неизбежно развивается вместе с развитием общества, как составной компонент жизни соответствующего народа и включенных в него многочисленных сообществ. Особенно критическое отношение к его существованию прослеживается в странах романо-германской правовой семьи, и, в том числе, в России. Существование правового обычая связывалось, в лучшем случае, с древними системами права и общества. В худшем — нормы обычного права исключались из понятия права, в целом, и рассматривались лишь как нормы морали, обычаи или мононормы. Не акцентировалось должного внимания и на характер образования обществ восточного и африканского типа, в которых не было понятий, идентичных современному западному понятию права, а основные правовые категории и в настоящее время отличаются многозадачностью. В современных условиях возникает необходимость в новой оценке положительной роли правового обычая в эффективном существовании правовой системы государства. Объективная необходимость в разработке новых критерий оценки той положительной роли, которую может играть правовой обычай в законодательной системе государства, зарождается именно в условиях современной реальной действительности.
Слайд 2. Известно, что обычаи – это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку людей. При этом вовсе не все обычаи, существующие в общественной среде, являются правовыми обычаями. Такими они становятся, если санкционированы государством. Исходя из этого, правовой обычай — это обычай, признаваемый, а, следовательно, охраняемый и допускаемый государством. Если содержание обычая получило закрепление в законе или в другом нормативно-правовом акте, то источником права становится нормативный правовой акт, отражающий в своих статьях требования обычая. К примеру, практика законодательного органа государственной власти сформулировала сложившейся порядок, когда первое заседание избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат. С момента принятия новой Конституции России этот обычай обрел высшую юридическую законодательную силу, т. к. закреплен в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ.
Слайд 3. Правовой обычай также получил распространение и в гражданском праве. Нормы ГК РФ не раз указывают на обычай как на источник права. ГК РФ дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. I ст. 5). В ст. 309 ГК РФ установлено: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота». Примеры признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ. В Кодексе установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит ею под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Слайд 4. Необходимо понимать, что в некоторых странах правовые обычаи играют важнейшую роль в жизни общества. Например, в Таиланде в наши дни бытует обычай, ставший правовым, определяющий условия развода супругов. Муж и жена в присутствии свидетелей вместе зажигают по свече. Тот из супругов, чья
свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества. Также обычай находит применение в государствах Азии, Африки и Океании. В более развитых государствах обычай используется как норма, дополняющий закон. Однако также есть и исключения: во Франции и Германии в гражданском праве и в торговом не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона. Наиболее часто используемой формулой санкционирования юридических основ функционирования обычноправовых норм на территории стран африканской франкофонии являются различного рода конструкции, предполагающие издание специальных нормативно правовых актов. Акцентируя наше внимание на историю, следует отметить, что в период исторического развития у разных народов право складывается по-своему как неизменный порядок отношений между людьми, это объясняется осознанной необходимостью соблюдать правила или же обычаи в процессе совместного участия в производстве, распределении, обмене и потреблении. Эти правила выработались под воздействием объективных потребностей жизни, практической деятельностью организованных в общество людей. Таким способом возникло право древнеримское, древнегреческое, древнегерманское, древнеиндийское, древнерусское и др. Свидетельствуют об этом Законы Ману, Законы 12 таблиц, Салическая Правда, Русская Правда, нормы которых закрепляли в основном обычаи.
Слайд 5. Также правовой обычай получил огромную роль на Кавказе. Ф.И. Леонтович, исследователь права народов Кавказа, отмечал, что в обычном праве кавказских горцев сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям общественной культуры, которые на первых порах встречались в истории всех народов. Русский социолог и историк права М.М. Ковалевский в своих публикациях, посвященным обычному праву горцев Северного Кавказа отмечал архаичность родовых и общинных отношений, которые впоследствии заменяются отношениями раннего государственного типа с последующими изменениями и правовой системы. Таким образом, первые исследователи обычного права ясно указывали на значение обычая в становлении нормативной системы ранних обществ на Кавказе.
В наше время обычаи на Кавказе играют важную роль, с древнейших времен являясь регулятором общественных отношений. Обычаи стали постепенно превращаться в источники права.
Слайд 6. Например, могу привести в пример субъект – Чеченскую республику. Так в Конституции Чеченской Республике прописан правовой обычай, а именно в Главе 2 статье 35 части 4: «Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики-уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие-священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики и законом Республики». Обычаи в ЧР являются одними из важнейших регуляторов общественных отношений, можно сказать, на уровне права и это не случайно. Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты (обычай) чеченцев – неотъемлемая часть их в повседневной жизни. В каждой семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшими поколениями. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Чеченском этическом кодексе чести «Къонахалла».
Слайд 7. Подводя итоги, следует отметить, что вся система существующих правовых обычаев образует обычное право, роль и авторитет которого в различных правовых системах мира различается. Также следует отметить, что роль обычного права существенна в государствах, в которых развитие происходило в основном эволюционным путем, без существенных изменений государственного и общественного строя в ходе революций и гражданских войн. Фундамент общественной живучести и потребность обычаев и правовых обычаев, лежит в таком свойстве общества и государственно-правовой жизни, как преемственность ведущих норм и интересов. Это наследование и совершенствование опыта и культуры прошлых эпох, способствующее эволюционному развитию государства и права. Данный путь развития характерен для африканских государств с англо-саксонской правовой системой. В Российском государстве Октябрьская революция провозгласила коренной и решительный переворот во всех сферах и государственной, и общественной жизни и опровержение возможности использования обычаев вообще и правовых норм буржуазного и феодального характера. Формирование социалистического законодательства происходило под лозунгом бескомпромиссности по отношению к общественно экономической формации прошлых лет. Исходя из этого можно сказать, что нормы социалистического права в большой степени вытеснили и заменили основную массу старых национальных традиций и обычаев, лишив их правовой защиты. В результате данных событий правовые обычаи
советского периода и в современной России, выглядят как некие вкрапленные (островки) в общей системе права. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается воссоздание национального самосознания народов на их национальных традициях и обычаях. Благодаря этому возрастает роль старинных обычаев у народов Севера, Кавказа, населения Дальнего Востока. Например, правовое закрепление за древними народами земель для охоты, земледелия и водной акватории для рыбной ловли происходит с учетом исторических особенностей их жизни. Следовательно, правовые обычаи как особый источник права России не исчерпали себя и имеют перспективу развития.
Мы пришли к выводу, что обычное право, может, сегодня и не самый популярный и широко используемый в стране правовой источник, однако он имеет место быть и практика тому подтверждение. Обычай в общей системе права имеет особое значение, поскольку является одним из древнейших источников норм поведения. Есть ряд отраслей права, где роль правового обычая достаточно весома, а устоявшиеся исторически правила поведения сохраняют свои прежние функции и актуальны по сей день.