Файл: Задача 1 Кейсзадача 1 Выделите предпосылки и периоды создания системы внешкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 3080

Скачиваний: 167

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи







09.40

– 11.25

Подготовка к прогулке

Прогулка

Помогает детям.

Организует деятельность детей

(игры, наблюдения).

Прибирает комнату после занятия.

Помогает детям играть,

наблюдать, следит за

поведением детей.

Собираются на прогулку.

Играют, наблюдают.




11.25 -

12.00

Возвращение с прогулки, подготовка

к обеду

Помогает детям раздеться.

Помогает мыть руки, садиться за столы.

Раздеваются, моют руки,

рассаживаются за столы.

12.00

– 12.30

Обед

Следит за поведением детей.

Помогает кушать.

Помогает кушать.

Обедают.

12.30 -

15.00

Сон

Помогает детям раздеться.

Укладывает спать.

Готовится к занятиям на завтра.

Помогает детям раздеться.

Укладывает спать. Следит за сном детей.

Спят.

15.00 -

15.10

Подъем

Помогает подготовиться к полднику.

Помогает детям одеться,

заправляет кровати.

Встают, одеваются.

15.10 -

15.20

Занятие по плану.

Проводит занятие.

Накрывает столы на полдник.

Занимаются.

15.20-

15.45

Полдник

Следит за поведением детей, помогает кушать.

Помогает кушать.

Кушают

15.45-

16.55

Игры, занятия.

Наблюдает за играми детей помогает играть.

Прибирает после полдника.

Играют, развлекаются.

16.55-

18.00

Подготовка к прогулке, прогулка или продолжение

самостоятельной деятельности

Следит за тем, кто забрал ребенка.

Беседует с родителями.

Следит за детьми,

организует игры.

Гуляют, играют, развлекаются.



Таким образом, воспитатель и младший воспитатель в течение дня рационально

распределяют свое рабочее время и обязанности на основе режима дня детей раннего возраста, выполняя при этом разные виды своих должностных обязанностей.

Задание 4. Проанализировать основные направления работы воспитателя с семьей

Рассмотрим основные формы и направления работы ДОУ с семьей.

Презентация дошкольного учреждения

Необходимо познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом,

программой развития и коллективом педагогов, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, учителем английского языка ).














Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Важно познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель в процессе занятия может включить в него элементы беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в каких-то вопросах, или наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостям).

Педагогический совет с участием родителей

Необходимо привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в

семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Структура педсовета предполагает теоретическую часть, которую готовят в соответствии с темой педсовета педагоги; анкетирование родителей проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме; подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями.

Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и

обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации.

Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и

специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия.

В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, а на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи всех своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. При первом посещении необходимо выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например: проверка выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д.

Педагогические беседы с родителями.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может

использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, в период консультации. Цель - оказать родителям своевременную помощь либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущую роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру

беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбрать наиболее подходящие условия и начинать

ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к сути основного дела.

Тематические консультации.

Консультации близки к беседам, главное их отличие - педагог стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 раза в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций согласно годовому плану. Внеплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов

педагогов родителям.

Тематические и индивидуальные консультации

Консультации проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой в

воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся для родителей по

рекомендации воспитателя, если он видит, что они не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой, или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.














При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим

окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий воспитатель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

  1. Консультация проводится по запросам родителей.

  2. Проблема, которая будет обсуждаться, воспитателю хорошо известна и

рассматривалась им с позиций ребенка, родителей, воспитателей.

  1. В ходе консультации дается возможность заинтересованным сторонам высказать свое

мнение и отношение к проблеме.

  1. Участники консультации, пытающиеся помочь родителям, должны быть компетентны

в решаемой проблеме.

  1. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и

угроз.

  1. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все хорошее и положительное,

что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.

  1. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить

о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

  1. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме

специалистов, педагогов.

  1. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в

семье в лучшую сторону. 10.Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами

воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает:

-педагогическую беседу (доклад, презентацию и т д) по наиболее важной теме на данный

момент;

-выступление медицинской сестры, музыкального работника, педагога психолога,

учителя логопеда, учителя начальных классов;

-сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; -обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года проводим 2-3 групповых собрания, готовят их, как правило, оба

воспитателя поочередно.

После окончания собрания родители задают вопросы, которые волнуют их и не были

освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Конференция с родителями.

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.

Общие собрания родителей

На этих собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы

всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется

протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующий ДОУ совместно с

родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в год.

Родительские собрания бывают очные, заочные, групповые и общие.

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях и конференциях. Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа не проявляют никакой активности, а пассивность














- показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли

присутствовать воспитатели других групп и специалисты ДОУ.

Организуя родительские собрания по такой схеме, можно за короткое время добиться

поразительных результатов: родители становятся активными, заинтересованными.

Наглядная пропаганда.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из них - эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе и детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в ДОУ осуществляется также при

проведении 3-4 раза в год, в назначенные числа дней открытых дверей. В эти дни родители могут свободно, без специальной договоренности, побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

Тематические листовки.

Педагоги и родители выпускают тематические листовки по пропаганде здорового образа

жизни, проводится день диагностики, профилактики заболеваний плоскостопия, сколиоза.

Анкетирование.

Метод анкетирования пришел в педагогику из социологии предполагает жестко

фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного

воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах и особенностях воспитания ребенка.

Диалог

Диалог - разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую

дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом не возникает, поскольку каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Педагогические дискуссии - рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какоголибо спорного вопроса или проблемы в области воспитания детей. Это более мягкая разновидность спора, это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среде разных точек зрения. В дискуссии нужна не только критика наложение позиции, путей решения проблемы. Участник дискуссии должен высказать свое отношение и обосновать его

Обучение родителей практическим умениям

Педагог показывает родителям оптимальные приемы общения с ребенком или способы

ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приемов.

Конкурс среди родителей «Если бы я был воспитателем»:

  • прием детей;

  • организация питания;

  • составление плана работы для показа родителям и т. д.

Решение педагогических кроссвордов

Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а

значит, влияет на качество воспитания детей.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества














Родители знакомятся с видеозаписью или материалами, собранными педагогами, рассматривают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю.

Вручение медалей родительской гордости

«Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).

«Орден родительской славы» на выпускном вечере.

«Медаль гордости» за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков,

проявлении лидерских качеств и т.д. Недописанный тезис

Помещается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис: «счастливая семья - это...», «хороший воспитатель - это...», «успешный ребенок - это...», «мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что...».

Экспресс-опрос

Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным

вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?

Если «да», то хлопните в ладоши; если «нет» — топните ногой.

Единодушны ли Вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

Если «да», то помашите рукой, если «нет» — дотроньтесь до кончика носа.

Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?

Если «семью», то улыбнитесь; если «окружение, среда, социум» - вытяните руку вперед.

Работа с трудными семьями

Неблагополучные семьи по укладу жизни очень различны. М.М. Плоткин и В.И.

Ширинский выделяют четыре типа семейного неблагополучия:

  • конфликтная семья, с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

  • аморальная, с отсутствием моральных и этических норм (пьянство, драки и

сквернословие);

  • педагогически несостоятельная, с низким уровнем общей и отсутствием

психолого-педагогической культуры;

  • асоциальная, пренебрегающая общепринятыми социальными и моральными

нормами, в которой дети усваивают отклоняющееся и противоправное поведение.

Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни. Другой тип семьи — внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать свое особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы, необходимо привлекать таких родителей к наблюдению за детьми. Школы для родителей

Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики района, города, более актуальны школы «Молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, среднеобразовательными школами, профессиональными училищами.

Читательские конференции по книгам о воспитании

В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских

писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.

Тематические выставки

Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, выставочных залах. Информационные бюллетени