Файл: понятие и виды судебных расходов в арбитражном процессе по учебной дисциплине Правоведение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право
на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в
самые разнообразные общественные организации. К ним относятся
политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации,
трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя
из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая
система – это совокупность организационных форм политической
деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство
рассматривается как форма организации политической деятельности народа,
причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству
имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными
средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают
возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и
государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в
государственной жизни. Основное место и роль государства в политической
системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о
том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего
многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения
членов общества, вне зависимости от их социального , имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем
каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов,
наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями
обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы
внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции
принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой

контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены
правом издания нормативных актов, однако последние не носят
общеобязательного характера и распространяются только на членов данной
общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко
всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая
суверенитетом, государство организует само себя и издает
общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе
общества и играет в ней основную роль.

Государство и право в их соотношении и взаимодействии
Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права
различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета
государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось
как продукт государственной деятельности, как его (государства)
следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной
юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в
подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного
подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий
придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось
формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм,
издаваемых государством.
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле
естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы
естественного права, выводившие понятие государства из общественного
договора, исходили из ограничения государством права, что, по их
мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости
основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции
данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с
государством. Право возникает до образования государства. Оно старше
государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный
источник права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в
определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и
в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.


Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь
однозначного причинно-следственного характера, государство порождает
право или из права рождается государство. Она (связь) видится более
сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без
друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная
связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между
государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право
государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в
обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально
важное значение для всей общественной практики.

Воздействие государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых
установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть
имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо
институционального образования. Она присутствует в праве и как бы
проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей
государственной политики. В тоже время влияние государства на право не
следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,
признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его
признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает
относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему
закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что
право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и
допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то
лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является
инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере
правотворчества и право реализации. Право формируется при
непосредственном участии государства. Однако государство не столько
формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс,
придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический
акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле
государство не является его (права) начальной, глубинной причиной.

Государство создает право на институциональном уровне. Причины же
возникновения права коренятся в материальном способе производства,
характере экономического развития общества, его культуре, исторических
традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения
ведет к тому, что единственным и определяющим источником права
признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался
основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось
учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Воздействие права на государство
С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех
звеньев государственной машины.
Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою
волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и
цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового
инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым
демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое
государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.
Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как
обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь
правовой формой. Государство без ущерба для общества не может
манипулировать правом или освободить от него.


Заключение
Слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых его употребляют в общесоциальном смысле, в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта - право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.п.). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей - это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).


Можно отметить, что право выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных слоев в государстве, координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами.

Роль права объективно необходима также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Без развернутой системы права невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна также роль права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

Наконец, значительна роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установление единого мирового порядка.

право общесоциальный отраслевой

Список используемых источников
Нормативно-правовые источники

. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. - 32 с.

Литературы

. Абдулаев М.И. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. М.И. Абдулаева. - «Магистр - Пресс», 2008. - 277с.

. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. С.С. Алексеевым и С.И. Архиповым - 3-е изд. - М.: Норма, 2011. - 496 с.

. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2010. - 592 с.

. Бережнов А.Г. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, - 2009. - 800 с.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Б. Венгеров - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528с.

. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие - "Проспект", 2010 г. - 117с.

. Марченко М.Н. Теории государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640с.

. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Под ред.Н.И. Матузов, А.В. Малько, М: Юристъ, 2004. - 512с.

. Хропанюка В.Н. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Н. Хропанюка - 3-е изд. доп. и исправ. - М: Омега-Л, 2008. - 384с.

.Венгеров А.Б. Теория государства и права.-3-е изд., исп. и доп.-М.: Омега-Л,2006.-608с.