Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии
Психоаналитические теории развития.
Бихевиоризм и теория социального научения.
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии
Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)
Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
Исследования американских психологов (R.C.Gibson, 1986) показали, что в поздней взрослости людям помогают обрести смысл жизни следующие способы (в порядке их значимости):
-
религиозные стимулы; -
участие в неформальных организациях; -
взаимоотношения в семье; -
увлечения (хобби); -
самоанализ (переживание прошлых событий); -
уход от действительности (забывание о проблемах); -
ничегонеделание; -
немедленные действия (делать хоть что-нибудь); -
прочие (сон, выпивка, лекарства, фантазии и др.).
Основную задачу поздней взрослости Э.Эриксон (1996) видит в эго-интеграции, достижении целостности эго, собственного опыта. Для этого недостаточно просто размышлять о своем прошлом, а необходимо участвовать в различных видах деятельности: воспитании внуков, в политике, общественных организациях, оздоровительных программах, поддержке своих сверстников, братьев и сестер и пр.