Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Ключевые понятия

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии

Биогенетический подход.

Психоаналитические теории развития.

Бихевиоризм и теория социального научения.

Когнитивная теория развития

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.    

Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).

Младенчество (до 1 года).

Раннее детство (1-3 года).

Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).

Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)

Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)

Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)

Зрелость (40-60 лет)

Поздняя взрослость (60 и более лет)

стно-энергетическойсторонымотивации, ослабление желаний.

Исследования американских психологов (R.C.Gibson, 1986) показали, что в поздней взрослости людям помогают обрести смысл жизни следующие способы (в порядке их значимости):

  • религиозные стимулы;

  • участие в неформальных организациях;

  • взаимоотношения в семье;

  • увлечения (хобби);

  • самоанализ (переживание прошлых событий);

  • уход от действительности (забывание о проблемах);

  • ничегонеделание;

  • немедленные действия (делать хоть что-нибудь);

  • прочие (сон, выпивка, лекарства, фантазии и др.).

Основную задачу поздней взрослости Э.Эриксон (1996) видит в эго-интеграции, достижении целостности эго, собственного опыта. Для этого недостаточно просто размышлять о своем прошлом, а необходимо участвовать в различных видах деятельности: воспитании внуков, в политике, общественных организациях, оздоровительных программах, поддержке своих сверстников, братьев и сестер и пр.