Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии
Психоаналитические теории развития.
Бихевиоризм и теория социального научения.
Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии
Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.
Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева
Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.
Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)
Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).
Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)
Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)
Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности.
Рассмотрим некоторые из них.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.
Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия
, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.
Концепция учебной деятельности – исследования Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.
Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Ключевые понятия
Филогенез – процесс исторического развития сообщества, живых организмов, их эволюция.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма, охватывающий все изменения, происходящие с ним с момента рождения, включая анатомические, физиологические, психологические.
Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Различают:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы)
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст – уровень развития интеллекта.
б) социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают
В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возрасти психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Пятилетний по физическому возрасту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наоборот: дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста.
Возраст - это специфическое сочетание психологии и поведения индивида
. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерноетолько для него соединение психологических и поведенческих особенностей,которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
Возраст человека проявляется в познавательных процессах, его восприятии, памяти, мышлении, речи, особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата, а период развития.
По определению Л. С. Выготского Возраст— это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет индивидуальные границы. Хронологические границы возраста могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Кризис возраста – Переходной период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности человека на данном этапе его развития.
Ведущий тип общения – такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.
Центральные психологические новообразования – психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность детей данного возрастного периода. Психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала), а что-то уменьшается (детская фантазия, импульсивность поведения). Развитие связано с тем, что определенные возрастные периоды в психике появляются что-то качественно новое. К новообразованиям относят: субъективную готовность ребенка к школе, чувство взрослости у подростка.
Сензитивный период – это период онтогенетического развития, в котором развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, т.е. это периоды наиболее чувствительные к соответствующим воздействиям.
1,5 – 3 года – для развития речи,
3-6 лет – восприятия, мышления, воображения,
5-6 лет – чтения, координации движений ( балет, фигурное катание),
6-7 лет – учебных навыков.
Сензитивность зависит от закономерностей созревания мозга, от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других.
Акселерация (от лат. aссеleratio – ускорение) — наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15