Файл: Лекции Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии 1 Факторы, определяющие развитие возрастной психологии 3 Ключевые понятия 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Ключевые понятия

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии

Биогенетический подход.

Психоаналитические теории развития.

Бихевиоризм и теория социального научения.

Когнитивная теория развития

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

Культурно-исторический подход к возрастной периодизации детского развития.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева

Периодизация психического развития Д. Б.Эльконина.    

Период новорожденности (от рождения до 1-2 мес.).

Младенчество (до 1 года).

Раннее детство (1-3 года).

Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)

Младший школьный возраст (6/7-11/12 лет).

Подростковый возраст (10-12 до 14-15 лет)

Старший школьник (от 14-15 до 18-20 лет)

Ранняя взрослость (18-20- 40 лет)

Зрелость (40-60 лет)

Поздняя взрослость (60 и более лет)

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии

Биогенетический подход.


Биогенетический подход выступил исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка (его синонимами являются: эво- люционно-биологический, натуралистический). Среди его представителей можно назвать: С.Холла, Гетчинсона (теория рекапитуляции), К.Бюллера (теория трех ступеней детского развития), В.Штерна (теория конвергенции двух факторов), Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем развитии повторяет ряд форм, которые прошли его животные предки в про- цессе эволюции (онтогенез повторяет филогенез - гласит биогенетический закон Э.Геккеля).

С.Холл утверждает, что зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии раз- вития от одноклеточных существ до человека, а ребенок в период детства проходит путь развития от первобытного до современного культурного человека.

Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми изменяются интересы, потребности и образ жизни ребенка от рож- дения до взрослости:

  1. – период дикости (0-5 лет): стремление к копанию в земле, все, что по- падается тянет в рот;

  2. – период охоты и захвата добычи (4-12 лет): страх перед чужими, дей- ствия тайком, жестокость, игры в прятки и пр.;

  3. – период пастушества (9-14 лет): стремление иметь собственное живот- ное, желание строить хижины, шалаши;

  4. земледельческий период (12-16 лет): основная страсть садоводство;

5 промышленно-торговый
период (14 лет и далее): любимые занятия

обмен, продажа, торговля.

Теория трех ступеней (К.Бюллер). Согласно К.Бюллеру, развитие – биологический по своей природе процесс. Оно происходит постепенно, а не скачкообразно. Автором признавалась идея наследования психических свойств. К.Бюллер выделил 3 ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Переход от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга. В данной теории подчеркивается сходство примитивного употребления орудий у шимпанзе и ребенка.

Теория конвергенции (сближения) двух факторов (В.Штерн). В теории были выделены два фактора, влияющие на развитие ребенка. Первый фактор – врожденные органические задатки, инстинкты, влечения. Второй – влияния окружающей природной и социальной среды. Развитие ребенка понималось как результат взаимодействия (сближения) внутренних данных с внешними условиями. Развитие любой психической функции есть следствие взаимодействия двух факторов в различных их соотношениях.

В.Штерн подчеркивал роль сензитивных периодов в психическом развитии, характеризующих внутреннюю готовность для эффективного усвоения внешних воздействий (для обучения языку, музыке и пр.). Социальные условия выступают лишь в роли условий, реализующих наследуемые особенности психического развития.


Психоаналитические теории развития.


К психоаналитическим теориям развития следует отнести теорию психосексуального развития З.Фрейда, эпигенетическую теорию развития Э.Эриксона и др.
ТеорияпсихосексуальногоразвитияЗ.Фрейда.
З.Фрейдом выделяются стадии развития, каждая из которых имеет свои проявления либидо через характерные для данного возраста эрогенные зоны. Если либидо на каком-либо из этапов развития не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватно, человек фиксируется на данной стадии и приобретает определенные черты характера.

 

Стадиипсихосексуального развития человека по З.Фрейду:

Стадия, возраст

Эрогенная зона

Черты характера, формирующиеся в случае

фиксации

Оральная (0-1 г.)

Рот (кормление)

Курение, грызение ногтей, переедание, словесная агрессия, жадность, требователь ность.

Анальная (1-3 г.)

Анальная область (процессы выделения, приучение к горшку)

Аккуратность, опрятность, пунктуальность,

бережливость, упрямство.

Фаллическая (3-5 л.)

Гениталии (осознание половых различий)

Комплексы Электры и Эдипа, самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Латентная (5-12 л.)

Уменьшение сексуальных влечений (дружится детьми одного с ним

пола)

Стыд, отвращение и мораль. Освоение общечеловеческих ценностей.

Генитальная (12-18 л.)

Половые органы (формирование зрелой сексуальности).

Желание работать и способность любить

другого человека.











 тадии психологической зрелости достигает далеко не каждый человек. Многие люди по различным причинам как бы "застревают", фиксируются на предыдущих стадиях развития.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

Психосоциальнаямодель развития Э.Эриксона кладет в свою основу отношения Я человека и общества. Личность развивается вследствие разрешения социальных конфликтов, возникающих на различных этапах онтогенеза. Э.Эриксон принимал идею неосознанной мотивации, но посвящал исследования преимущественно процессам социализации. Автор признавал важность личного опыта для развития человека. Важно не только удовлетворение потребностей (инстинктов), но и интеграция опыта, синтез эго. В теории уделялось особое внимание воздействию культуры и общества на развитие личности.
Э.Эриксон вводит понятие «Эго-Идентичности», приобретаемой в процессе развития. Под Эго-Идентичностью понимается «субъективное… ощущение тождества и целостности», тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития (Э.Эриксон, 1996).

 

Стадии развития по Э.Эриксону (взято из «Психология человека от рождения до смерти…», 2001).

Возраст, значимые другие люди

Результат разви-тия

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

0-1 год; мать

Доверие— недоверие к окружающим людям

Довериеклюдям:взаимная любовь и признание родите-лей и ребенка, привязан- ность,удовлетворение по- требностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недоверие к людям: результат плохогообращения матери с ребенком, игнорирования, пре- небрежения им, лишения люб- ви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

1-3 года; родители

Автономия— зависимость

Самостоятельность,уве-ренностьвсебе:ребенок смотрит на себя как на само- стоятельного, но еще зави-симого от родителей челове- ка.

Сомнение в себе, гипертрофи-рованноечувствостыда:ре- бенок чувствует свою непри- способленность, сомневается в способностях, испытывает не- достатки в развитии элемен- тарных двигательных навыков.

Слабо развита речь, развито желание скрыть своюущерб- ность от окружающих.

3-6 лет; родите- ли, братья, сестры

Инициатива, уверенность в себе

чувство вины.

Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира,подра- жание взрослым, включение в полоролевое поведение.

Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям,подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведе ния.

6-12 лет; школа, соседи,

знакомые

Трудолюбие чувство неполно- ценности.

Трудолюбие:выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые ком-муникативные умения. Ста- вит передсобой и решаетреальные задач и, нацелен- ность фантазии и игр на ак-тивное усвоение инструмен- тальных и предметных дей- ствий, ориентация на задачу.

Чувствонеполноценности:слабо развитые трудовые на- выки, избегание сложных зада- ний, соревновательных ситуа- ций, остроечувство неполно- ценности, обреченности. Кон- формность, рабское поведение, чувство тщетности прилагае- мых усилий при решении раз-ных задач.

Отроче- ство: 13-

20 лет;

группа сверстни- ков

Идентичность — смешение ролей.

Жизненноесамоопределе-ние:развитие временной перспективы планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Ак-тивный поиск себя и экспе-риментирование в разныхролях. Четкая гендерная по- ляризация в формах поведе- ния. Лидерство в группах сверстников и, при необхо-димости, подчинение им.

Путаницаролей:смещение и смешение временных перспек- тив, мысли не только о буду- щем, но и о прошлом. Концен- трация душевных сил на само- познание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внеш- ним миром. Полоролевая фик- сация. Смешение форм поло-ролевого поведения.

Ранняя взрос-лость: 21-

25 лет

Близость— изоляция.

Близость: любовь, душевная теплота, понимание, дове- рие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь.

Изоляция:одиночество, остра-кизм.

Взрос- лость:   25-

50,60 лет.

Генеративность— стагнация

Генеративность:целеуст- ремленность, продуктив- ность.

Стагнация:обеднение личной жизни, регрессия.

Зрелость: свыше60 лет

Цельность— отчаяние

Цельность личности: чувст- во завершенности жизненно- го пути, осуществления пла- нов и целей, полнотыи це- лостности.

Отчаяние:отсутствие завер- шенности, неудовлетворен- ность прожитой жизнью.


 

Можно отметить следующие особенностипериодизации Э.Эриксона:

  • согласно Э.Эриксону, в реальной жизни внутренние конфликты полностью никогда не разрешаются;

  • неправильное разрешение конфликтов не носит фатального характера и возможно на последующих стадиях развития;

  • развитие понимается не как цепочка формальных временных отрезков, а как эпигенетический ансамбль, в котором одновременно соприсутствуют все возраста (в силу этого периодизация называется эпигенетической).

  • в периодизации отражен период взрослости;