Файл: Эссе Социальная обусловленность применения смертной казни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе «Социальная обусловленность применения смертной казни»

Смертную казнь по праву можно считать наиболее жесткой мерой наказания. Вопрос о целесообразности ее применения не раз обсуждался учеными и становился предметом дискуссий. Данный вопрос следует рассмотреть в разных аспектах.

Для оценки правового аспекта обратимся к Уголовному кодексу РФ1. В соответствии с частью 2 статьи 43, целью наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Если с предупредительной функцией смертная казнь, безусловно, справляется прекрасно, то достижение двух других целей остается под вопросом. Лишая человека жизни, мы не даём ему шанса на исправление, и потому можно сказать, что данная мера противоречит правовой сущности наказания в России. Насчёт восстановления социальной справедливости также возникает вопрос. В целом, справедливость является абстрактной категорией, то есть мы не можем дать ей конкретное определение, которое объективно отражало бы понятие справедливости. Под социальной справедливостью в общем виде можно понимать равенство всех граждан перед законом, обеспечение гарантий жизнедеятельности человека, высокий уровень социальной защищённости2. Говорить о гарантиях жизнедеятельности, социальной защищенности в данном случае также не имеет смысла.

Однако, назначение наказания в виде смертной казни возможно только за совершение особо тяжких преступлений. В соответствии с Перечнем № 7 Генпрокуратуры РФ особо тяжких преступлений, помимо изнасилования, убийства, террористического акта и т.д. к такого рода преступлениям относят и вымогательство, и изготовление ценных бумаг, пиратство. За совершение таких преступлений назначение смертной казни просто нецелесообразно, так как они ещё имеют шанс исправиться.

Совершение же безусловно тяжких преступлений, характеризующихся особой общественной опасностью (террористический акт, захват заложников, торговля людьми, геноцид, экоцид, изнасилование) зачастую осуществляется психически больными людьми, для которых наказание любого рода не может достичь цели исправления осуждённого. Таких преступников целесообразно помещать в организации принудительного лечения, при этом снабжая их особой охраной, предупреждая совершение новых преступлений.


С точки зрения гуманизма в современном понимании негуманность смертного приговора обусловливается тем, что месть и другие возможные мотивы наказания не должны быть положены в основу отношений в обществе3. Это может не только озлобить людей, но и сделать установку на то, что убийство в той или иной мере может быть оправдано.
С точки зрения христианской религии жизнь дана Богом, и никто не вправе ее забирать. Кроме того, принятие решения о жизни или смерти с точки зрения христианской религии является принятием на себя роли Бога, и потому это также неоправданно4

В соответствии с вышеназванными точками зрения, можно заключить, что применение смертной казни в XXI веке все-таки неоправданно. Об этом говорит и право, и гуманизм, и религия. Особенно это актуально в наши дни, когда многие ценности общества подменяются ложными, низменными. Человеческая жизнь - самая большая ценность, и даже если человек обречён на пожизненное заключение, у него ещё есть шанс переосмыслить свои поступки, спасти свою душу, и государство не должно отбирать у него этот шанс.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (ред. от 09.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954. 

2 Григорьева Н. С. Социальная справедливость: эволюция понятия и практики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2008. № 6. С. 112-122. 

3 Карагодин А.В., Дорофеева Ж.П. Смертная казнь: гуманность или справедливость? // ППД. 2018. № 3. С. 6-10. 

4 Данилов К.В. Концепт смертная казнь в библейском тексте, британской, американской и русской культуре // Вестник СГЮА. 2015. № 5 (106). С. 221-225.