Файл: Урок построен на основе системнодеятельностного подхода к обучению. Тема урока Как живёт моя семья.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ж ердева Ольга Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №62»

Урок: «Окружающий мир» 1 класс по программе «Школа России»

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Тема урока: « Как живёт моя семья».

Цель урока: Формирование представления о семье, о внутрисемейных отношениях, значимых событиях членов семьи.

Задачи урока:

-сформировать систему знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи;

-научить оценивать характер взаимоотношений людей в семье с позиции этических чувств;

- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;

- развивать умение работать в паре и самостоятельно.

- воспитывать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.

- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков 1ч; мультимедийная презентация; интерактивная доска; толковый словарь.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;


-Добрый день! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира.

- Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме

– хозяевам радость!»

-Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

-

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

- Послушайте небольшой рассказ, и скажите: о чем мы с вами будем говорить.

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик.

- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

- Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.

- Как вы думаете, почему это произошло?

Слушают рассказ.

Ответы детей

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое




- Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
- Назовите их одним словом.

- Сегодня наш урок посвящён… семье.

СЛАЙД 1, 2


- Мама, папа, бабушка, дедушка

- Семья
Читают «Как живёт семья»? Узнаем, что такое семья. Научимся называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи.

предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

- Нам предстоит большая и интересная работа.

- Сегодня мы с вами ответим на следующие вопросы:

СЛАЙД 3

1) Что такое семья?

2) Как называют членов семьи?

3) Как нужно относиться к членам семьи?

4) Какие события происходят в семье?

- Итак, ищем ответы на поставленные вопросы.

СЛАЙД 4

1. Что такое семья?

Выскажите своё мнение

- В толковом словаре Сергея Ожегова говорится (читает), что «семья – это группа родственников, живущих вместе».

- В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.

-Вот мы и узнали, что означает слово «семья».

Ответили мы на первый вопрос?

Тогда я поставлю знак галочку около вопроса «Что такое семья?» (ЩЕЛЧОК)

СЛАЙД 5

2)Как называют членов семьи?

Учитель загадывает загадки. (Ответы на загадки в картинках на слайдах).

Кто загадку отгадает, тот своих родных узнает:

- Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит вам обеды?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?
-Кто любить не устаёт, пироги для нас печёт,

Вкусны оладушки ?

У нашей …
- Кто не в шутку, а всерьёз нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

коленку расцарапав, не реветь?

С велика упав, не ныть?

Конечно ….
- Кто всю жизнь работал, окружал заботой

Внуков, правнуков, детей, уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш ….
- Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он - старший ….
- Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она …..
Учитель проводит игру «Кто кому кто?»

–У каждого человека в семье несколько функций, ролей.

Вот, я, например, для своей семьи – тётя, дочь, внучка, сестра.

Учитель спрашивает некоторых детей, обращаясь к ним по имени.

– ..., ты кто для мамы? (дочь)

– …, кто называет тебя сыном? (папа)

– ..., ты кто для бабушки? (внук)

– …, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

–…, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– …, у маминой сестры есть дети: две дочки. Кто они тебе? (двоюродные сестры)

- Справились мы со 2 вопросом нашего урока?

ОТВЕТИЛИ ЩЕЛЧОК.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Наша дружная семья. (Марш на месте)

- Мама, папа, брат и я. (Наклоны влево, вправо, назад, вперед)

- Спортом любим заниматься. (Рывки руками перед грудью)

- И, конечно, закаляться. (Рывки руками вверх, вниз)

- Мы - счастливая семья. (Прыжки на месте)

- Мама, папа, брат и я. (Вдох-руки вверх, выдох-руки вниз)



Слушают учителя.
Читают проблемные вопросы.

Ответы детей

(Толковый словарь лежим на столе учителя).

- Да.


- Мама.


- Бабушки.
- Папа.

- Дед.

- Брат.

- Сестра.
Ответы детей.


- Да.



Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели:

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Работа с учебником, стр. 56 – 57 (работа по иллюстрациям учебника)

Учитель:

- Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши.

Работа по картинке.

3) Как нужно относиться к членам семьи?

СЛАЙД 6.

- Сейчас мы с вами будем строить дом: 8. понимание, 3. дружба, 1. любовь, 7. Общие интересы, жадность, 5. ссоры, 4. Забота , 2. ложь, 7. уважение, 6. поддержка.

- Вот как нужно относиться к членам семьи.

Ответили мы на третий вопрос?

Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Как нужно относиться к членам семьи?».


Дети называют членов семьи девочки.

Дети называют членов семьи мальчика.

Семья Даши приехала на дачу. Дети рассказывают о том, что делает каждый член семьи.

Папа, мама и их дети увлечены работой. Брат помогает сестре. В семье очень добрые отношения, взаимопомощь.

В семье мальчика (имя) - день рождения . Вся семья собралась. Бабушка испекла пирог. В семье – праздник.

Настроение – радостное, праздничное.
Дети выбирают те слова, которые подходят к «Семье».
- Да.


Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

-Ребята, а вы знаете, что ромашка у нас в России символ семьи, любви и верности. Этот праздник мы отмечаем 8 июля.

СЛАЙД 7.

Посмотрите, наша Ромашка загрустила.

Она растеряла лепестки.

Чтобы Ромашка снова улыбнулась , соберите лепестки- слова, которые подходят к слову: «Семья». Но будьте внимательны, не все слова подходят к этой теме.

СЛАЙД 8.

-Давайте ещё раз повторим важные для любой семьи слова.

-Какие слова вы отложили? Почему?

-Что вызвало затруднение?

Дети выстраивают блок-схему, а затем сверяют свою работу по эталону на экране, самостоятельно, исправляя ошибки.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


- Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью.

СЛАЙД 9.

(НА ЭКРАНЕ ФОТО НАШЕГО КЛАССА).

- Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей?

- Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, мы должны соблюдать некоторые правила.

- Мы будем называть друг друга по именам.

Дружить с каждым учеником класса.

- обзываться, драться и кусаться.

Помогать друг другу в учебе.

-Мы не будем грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.
- И у нас остался последний вопрос:

СЛАЙД 10.

- Как думаете, а вы успеете сейчас всё рассказать о своей семье, об интересных событиях и совместных делах? (

- Почему?

- Предлагаю вам выполнить проект о вашей семье.

- Вспомните, что такое проект?

- Проект – это то, что получится у тебя после того, как ты поработаешь серьёзно над своей темой, то есть это твои идеи, мысли, замыслы. Запомните: Проект - это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, газета, коллаж. Ваш проект будет представлять собой открытку вашей семьи, для которой вы нарисуете членов семьи или будете использовать фотографии. Подпишите, как зовут ваших родных и чем они любят заниматься.

Успехов вам в выполнении проекта «Моя семья»!

- Да.
Дети с помощью жестов показывают: согласны или нет они с утверждением.

- Нет.
- Мало времени, не готовились к выступлению.
Ответы детей.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель предлагает детям прочитать, что такое семья в учебнике «Окружающий мир» на странице 57. Дети, которые умеют хорошо читать, читают вслух.

- Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока и еще раз на них ответим.

• Что такое семья?

• Как называют членов семьи? (Ответы детей)

• Как нужно относиться к членам своей семьи? (Ответы детей)

Учитель:

- Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.

Моя мамочка для меня самая… Я люблю, когда бабушка … Я люблю своего дедушку за то, что… Я хочу своим родителям пожелать … Свою семью я считаю …

- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат «светофорчики», с помощью одного из его цветов покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке.

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.


Ответы детей.

Ответы детей.


Дети поднимают символы самооценки:


Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.