Файл: Урок построен на основе системнодеятельностного подхода к обучению. Тема урока Как живёт моя семья.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ж ердева Ольга Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №62»
Урок: «Окружающий мир» 1 класс по программе «Школа России»
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода к обучению.
Тема урока: « Как живёт моя семья».
Цель урока: Формирование представления о семье, о внутрисемейных отношениях, значимых событиях членов семьи.
Задачи урока:
-сформировать систему знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи;
-научить оценивать характер взаимоотношений людей в семье с позиции этических чувств;
- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;
- развивать умение работать в паре и самостоятельно.
- воспитывать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.
- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.
Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков 1ч; мультимедийная презентация; интерактивная доска; толковый словарь.
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; | -Добрый день! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. - Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» -Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. - | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | - Послушайте небольшой рассказ, и скажите: о чем мы с вами будем говорить. - Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. -Куда ты идешь? - спросил старик -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. -Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. -Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. - Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. - Как вы думаете, почему это произошло? | Слушают рассказ. Ответы детей | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое |
| - Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья. - У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? - Назовите их одним словом. - Сегодня наш урок посвящён… семье. СЛАЙД 1, 2 | - Мама, папа, бабушка, дедушка - Семья Читают «Как живёт семья»? Узнаем, что такое семья. Научимся называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи. | предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | - Нам предстоит большая и интересная работа. - Сегодня мы с вами ответим на следующие вопросы: СЛАЙД 3 1) Что такое семья? 2) Как называют членов семьи? 3) Как нужно относиться к членам семьи? 4) Какие события происходят в семье? - Итак, ищем ответы на поставленные вопросы. СЛАЙД 4 1. Что такое семья? Выскажите своё мнение - В толковом словаре Сергея Ожегова говорится (читает), что «семья – это группа родственников, живущих вместе». - В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение. -Вот мы и узнали, что означает слово «семья». Ответили мы на первый вопрос? Тогда я поставлю знак галочку около вопроса «Что такое семья?» (ЩЕЛЧОК) СЛАЙД 5 2)Как называют членов семьи? Учитель загадывает загадки. (Ответы на загадки в картинках на слайдах). Кто загадку отгадает, тот своих родных узнает: - Кто нежнее всех на свете? Кто готовит вам обеды? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? -Кто любить не устаёт, пироги для нас печёт, Вкусны оладушки ? У нашей … - Кто не в шутку, а всерьёз нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? коленку расцарапав, не реветь? С велика упав, не ныть? Конечно …. - Кто всю жизнь работал, окружал заботой Внуков, правнуков, детей, уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш …. - Я у мамы не один, У неё ещё есть сын. Рядом с ним я маловат, Для меня он - старший …. - Мама с папой говорят, Что теперь я - старший брат. Что за куколка в коляске Плачет? Видимо от тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она ….. Учитель проводит игру «Кто кому кто?» –У каждого человека в семье несколько функций, ролей. Вот, я, например, для своей семьи – тётя, дочь, внучка, сестра. Учитель спрашивает некоторых детей, обращаясь к ним по имени. – ..., ты кто для мамы? (дочь) – …, кто называет тебя сыном? (папа) – ..., ты кто для бабушки? (внук) – …, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) –…, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) – …, у маминой сестры есть дети: две дочки. Кто они тебе? (двоюродные сестры) - Справились мы со 2 вопросом нашего урока? ОТВЕТИЛИ ЩЕЛЧОК. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Наша дружная семья. (Марш на месте) - Мама, папа, брат и я. (Наклоны влево, вправо, назад, вперед) - Спортом любим заниматься. (Рывки руками перед грудью) - И, конечно, закаляться. (Рывки руками вверх, вниз) - Мы - счастливая семья. (Прыжки на месте) - Мама, папа, брат и я. (Вдох-руки вверх, выдох-руки вниз) | Слушают учителя. Читают проблемные вопросы. Ответы детей (Толковый словарь лежим на столе учителя). - Да. - Мама. - Бабушки. - Папа. - Дед. - Брат. - Сестра. Ответы детей. - Да. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
4. Первичное закрепление во внешней речи. Цели: -закрепить новые знания в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | Работа с учебником, стр. 56 – 57 (работа по иллюстрациям учебника) Учитель: - Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Работа по картинке. 3) Как нужно относиться к членам семьи? СЛАЙД 6. - Сейчас мы с вами будем строить дом: 8. понимание, 3. дружба, 1. любовь, 7. Общие интересы, жадность, 5. ссоры, 4. Забота , 2. ложь, 7. уважение, 6. поддержка. - Вот как нужно относиться к членам семьи. Ответили мы на третий вопрос? Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Как нужно относиться к членам семьи?». | Дети называют членов семьи девочки. Дети называют членов семьи мальчика. Семья Даши приехала на дачу. Дети рассказывают о том, что делает каждый член семьи. Папа, мама и их дети увлечены работой. Брат помогает сестре. В семье очень добрые отношения, взаимопомощь. В семье мальчика (имя) - день рождения . Вся семья собралась. Бабушка испекла пирог. В семье – праздник. Настроение – радостное, праздничное. Дети выбирают те слова, которые подходят к «Семье». - Да. | Познавательные: уметь добывать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективному плану. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | -Ребята, а вы знаете, что ромашка у нас в России символ семьи, любви и верности. Этот праздник мы отмечаем 8 июля. СЛАЙД 7. Посмотрите, наша Ромашка загрустила. Она растеряла лепестки. Чтобы Ромашка снова улыбнулась , соберите лепестки- слова, которые подходят к слову: «Семья». Но будьте внимательны, не все слова подходят к этой теме. СЛАЙД 8. -Давайте ещё раз повторим важные для любой семьи слова. -Какие слова вы отложили? Почему? -Что вызвало затруднение? | Дети выстраивают блок-схему, а затем сверяют свою работу по эталону на экране, самостоятельно, исправляя ошибки. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | - Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. СЛАЙД 9. (НА ЭКРАНЕ ФОТО НАШЕГО КЛАССА). - Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? - Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, мы должны соблюдать некоторые правила. - Мы будем называть друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. - обзываться, драться и кусаться. Помогать друг другу в учебе. -Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова. - И у нас остался последний вопрос: СЛАЙД 10. - Как думаете, а вы успеете сейчас всё рассказать о своей семье, об интересных событиях и совместных делах? ( - Почему? - Предлагаю вам выполнить проект о вашей семье. - Вспомните, что такое проект? - Проект – это то, что получится у тебя после того, как ты поработаешь серьёзно над своей темой, то есть это твои идеи, мысли, замыслы. Запомните: Проект - это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, газета, коллаж. Ваш проект будет представлять собой открытку вашей семьи, для которой вы нарисуете членов семьи или будете использовать фотографии. Подпишите, как зовут ваших родных и чем они любят заниматься. Успехов вам в выполнении проекта «Моя семья»! | - Да. Дети с помощью жестов показывают: согласны или нет они с утверждением. - Нет. - Мало времени, не готовились к выступлению. Ответы детей. | Регулятивные: уметь работать по коллективному плану. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель предлагает детям прочитать, что такое семья в учебнике «Окружающий мир» на странице 57. Дети, которые умеют хорошо читать, читают вслух. - Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока и еще раз на них ответим. • Что такое семья? • Как называют членов семьи? (Ответы детей) • Как нужно относиться к членам своей семьи? (Ответы детей) Учитель: - Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение. Моя мамочка для меня самая… Я люблю, когда бабушка … Я люблю своего дедушку за то, что… Я хочу своим родителям пожелать … Свою семью я считаю … - А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат «светофорчики», с помощью одного из его цветов покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке. - А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. | Ответы детей. Ответы детей. Дети поднимают символы самооценки: | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. Личностные: уметь осуществлять самооценку. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |