ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Психология и педагогика начального образования 44.03.02
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
задание №3
по дисциплине (учебному курсу) «Психология детства»
(наименование дисциплины (учебного курса)
Студент | Перцева Ксения Александровна (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-2102б | |
Преподаватель | Муратова Татьяна Леонидовна (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023 г.
«Методики, диагностирующие психологическую готовность ребенка к школе».
Методики | Цель |
Пиктограмма | Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1–2 мин.), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций. |
Методика «Десять слов» | Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново. |
Методика «Шифровка» | Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображённых 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок. |
Методика «Дорисовывание фигур» | Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы. |
Методика «Перцептивное моделирование» | Методика «Перцептивное моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно. |
Методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена | Методика «Прогрессивные матрицы Равена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки». |
Методика «Три желания» | Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним. |
Тест тревожности Теммл–Дорки – Амен | Тест Теммл – Дорки – Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц. |
Цветовой тест Люшера | Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом. |
Методика «Лесенка» | Один из тестов – тест на изучение уровня самооценки ребёнка «Лесенка» – могут провести и сами родители, в домашних условиях. Если ребёнок в результате оказывается на первой ступени, это говорит о низкой самооценке. Вторая ступень – о заниженной. Адекватной самооценке соответствует третья ступень. Четвёртая ступенька «Лесенки», на которой оказывается малыш, говорит о завышенной самооценке, а пятая соответствует высокой самооценке. |
Методика «Домик» | Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей. По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) что говорит и о чем спрашивает во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. |
«Основные задачи, направленные на формирование положительного отношения к школе».
Задача | Характеристика | Формы работы |
Первая задача | формирование у детей правильных представлений о школе и учении; | - экскурсии в школу; - беседы о школе; - чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; - рассматривание картин и других изображений, отражающих школьную жизнь и беседы о них; - педагогическое просвещение родителей; - сюжетно-ролевые , словесные, дидактические и развивающие игры; - создание предметно-развивающей среды; - продуктивная деятельность на тему школы. |
Вторая задача | формирование положительного эмоционального отношения к школе; | сюжетно- ролевые игры : «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок математики» и т.д. Словесные и дидактические игры на школьную тематику . подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Найди!» и т.д.. |
Третья задача | формирование опыта учебной деятельности. | Проведение НОД, решение различных задач |
1 Оставить нужное