Файл: Содержание Предисловие 1 Детство 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мы расставались с Женей навсегда! Я чувствовала, что Женя вернулся к нам, он сказал мне об этом, но было поздно.

Его стихотворение из сборника «Ты зажгись закат малиновый» пронизано горечью предстоящей разлуки.

«Ты покидала отчий край

И не звала меня в дорогу..

Много лет Давыдка считал, что папа пока занят и приедет, как только освободиться. Между стеклянными створками книжного шкафа была вставлена фотография Жени. Когда Давыдка вел себя не очень правильно, я ему всегда говорила, что папа был бы недоволен. Он смотрел на фото отца и соглашался со мной.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Моё второе призвание

  1. Сельская учительница

Когда я вернулась из Староюрьево к родным в поселок Р.Коми, то оказалось, что работать мне негде, а маме нужен был «покой». Я с сыном поехала в Сыктывкар, где можно было устроиться на работу в школу. Сестры мне помогали, как могли.

Работа в Сыктывкаре была, но была проблема с жильем. Мне предлагали работу во Дворце пионеров в Эжве методистом, но там не дождалась жилья. организатором досуга в женском пансионате не устроил режим работы,т.к. у меня был маленький сын.

Я обратилась в РОНО. Там я попросилась на работу в любую сельскую школу, но туда, где мне могут предоставить работу по специальности и жилье. Мне предложили, о Боже(!), работу в Палевицкой средней школе! Я поверила, что Земля, действительно, круглая!

Мы с сынишкой приехали в село Палевицы летом 1988-м года, где жила моя уже постаревшая тетя Нина, мамина сестра. Мои двоюродные сестры разъехались, кто куда. Только старшая Галина была при матери.

Я вернулась в село, где я училась в средней школе 17 лет назад. На месте сгоревшей школы было выстроено современное трехэтажное здание школы с огромными окнами с видом на простор, до боли знакомый с детства: луга, перелески и вдалеке извивалась река Вычегда! Я часто после уроков любовалась этим простором, и воспоминания о детстве переполняли душу.

Мне дали учебную нагрузку 1.5 ставки и классное руководство в выпускном 11 –м классе. Ребята были с разных деревень, они жили в интернате, где нам на первое время дали комнату, но в перспективе была квартира в строящемся благоустроенном доме в микрорайоне у школы. Я ребятам как-то рассказала о горном туризме, что знала. Одна моя выпускница Лена увлеклась в будущем горным туризмом и вышла замуж за альпиниста. Сейчас она живет в Москве.

Когда приступила к работе, я поняла, что мне не хватает 24 часов, чтобы творчески подготовиться к урокам, проверить все тетради и провести мероприятие в классе, нагрузка была очень большой! Мой 4-летний сын тоже требовал внимания, но у меня времени для него совсем не оставалось.

Давыдушка старался мне не мешать, но у него было столько вопросов ко мне, что меня иногда его вопросы выводили из терпения. Я старалась его занять игрушками, прочими занимательными играми, чтобы он не мешал мне работать. А этому малышу нужно было внимание мамы и ее тепло. Он пытался мне даже помогать, стоял рядом и перекладывал тетради, которые я проверяла. Ему хотелось мне помочь, но он не знал, как?



Мой сын стал совсем самостоятельным на пятом году своей жизни. В детский сад я его отправляла на автобусе одного, строго наказав, где надо выходить, как надо переходить дорогу, показав это несколько раз на практике.

Когда ему исполнилось 5 лет, он уже мог читать и писать слова, но печатными буквами. Он учился писать самостоятельно, только уточняя у меня в какую сторону надо писать у буквы «Б», «Г», и буквы «Е» «хвостики». Я, постоянно занятая, показывала ему взмахом руки, в какую сторону нужно писать эти «хвостики».

Средняя школа была расположена за селом Палевицы недалеко от деревни Гавриловка

Школу построили на этом месте с целью, чтобы детям из других деревень было поближе ходить пешком. На территории школьного двора было 2 жилых учительских дома, третье здание было построено для интерната и, конечно, огромное 3-х этажное здание школы с большим стадионом. Здесь же был заложен фундамент для строящегося дома, в котором нам с Давыдкой должны были дать квартиру.

Давыдке не с кем было дружить, т.к. у моих коллег были уже все большие дети, и он часто гулял один. Он летом строил себе «песчаные города», собирал грибы на территории школы, а зимой строил снежные крепости, рыл «подземные ходы» в сугробах снега. Я старалась ему подсказать, чем можно заняться, вспоминая себя в детстве. Я купила ему велосипед и футбольный мяч, но этого было недостаточно, чтобы ему не было одиноко.

Давыдка тихонько жил рядом со мной, а я уделяла ему внимание, как ответственная мать за своего ребенка: кормила, одевала, покупала ему конструкторы, которые он очень любил собирать. Я была с ним очень строга и часто его обижала своей требовательностью. Мое слово было для него законом! Он же не девочка!

Но однажды сын проснулся ночью с криками, он громко плакал, ему приснилась баба-яга! Я поняла, что мой сын растет в страхе, очень одиноким, беззащитным маленьким человечком, у которого маме некогда его обнять, пожалеть, почитать книжку, рассказать перед сном сказку. Я считала, что для мальчика достаточно того, что он сыт, одет, обут, но ему нужна была мама, а не соседка по уходу за ребенком.

Я поняла, что главное для меня мой сын, а не работа. Я стала читать ему книжки, рассказывать сказки перед сном, стала с ним играть в его игры, жить его интересами.

Как он был счастлив, когда я заказала телефонный звонок папе
, и мы с ним мчались на попутном КАМАЗе в город, чтобы поговорить с папой по межгороду! Но, увы, папа не пришел на переговорный пункт, и мы зря его ждали больше часа. Мы тогда не знали, что у Давыдкиного папы появилась новая семья.

Давыд написал ему письмо печатными буквами, которые сам научился писать. Он просил папу, чтобы он приехал к нам, но все напрасно. Его надежда, что папа приедет к нему, стала постепенно угасать.

Каждый выходной я сына возила в Сыктывкар, т.к. с. Палевицы находится в 60 км от Сыктывкара и туда часто курсировали рейсовые автобусы. Мы посещали парк, где сын катался на машинках и карусели, я считала, что, таким образом, я заполню пустоту, которая у него образовалась с угасанием надежды, что его папа вернется.

Я поняла, что у моего сына я одна, что ему нужна моя любовь, что он мне дороже всех на свете! Теперь ночь для меня была единственной возможностью подготовиться к урокам. А утром, с трудом проснувшись, начинала свой творческий учебный процесс на работе в школе в выпускных классах.

Через год мне дали пятый класс. Давыдка был счастлив, когда я его брала с собой на уроки. Он садился за последнюю парту и внимательно слушал мое объяснение вместе с ребятами. С детьми я всегда могла найти общий язык, т.к. была с ними очень искренна, дружила с ними и умела заинтересовать своим предметом. А когда предлагала им пойти в поход, радости не было предела!

Я понимала детей, ценила их доверие, открытость и непосредственность. Однажды во время урока в окно влетел воробей. Сразу всем стало интересно, как он вылетит? Какой там урок? Мы открыли окно и тихонько все дружно помогли птичке найти выход на волю.

Я понимала их, а они мне верили. Некоторые учителя удивлялись: почему у меня на уроках всегда стоит тишина? Просто: мы с ребятами были заняты делом! На уроках они были «редакторами», корректировали текст с ошибками, написанный на доске, а проверочные работы были «Игрой по станциям». Мне нравилось придумывать своеобразные методы для изучения русского языка и литературы, чтобы детям было интересно!

В моем классе часто были праздники, на которые я заказывала в столовой пироги: пирог «Знакомство», пирог «Дружба», пирог Незнайка» еще много-много пирогов, которым название придумывали сами ребята. Выставка в классе «Семейная реликвия» была для всех очень значительная и для детей, и для их родителей!

Родители моего класса меня уважали, т.к. видели, что я искренне люблю их детей. Я подружилась с заведующей Дома культуры и она всегда приглашала меня на праздничные концерты, где я пела от души для очень внимательных зрителей села. Пела популярные эстрадные песни, пела русские народные песни. Было очень приятно после выступления получать букеты из полевых цветов, слова благодарности. Это было поводом для родителей так же выразить свою признательность ко мне. Мне очень нравилось работать учителем на селе!


Давыдушка был на всех праздниках моего класса, и ему хотелось скорее пойти в школу. Когда сыну исполнилось 5 лет, учительница будущих первоклассников, моя подруга, проверив его знания, пригласила его в первый класс.

1 сентября 1989 года, когда ему было 5 лет, Давыд пошел в 1 класс. К моему удивлению через некоторое время, он пришел ко мне в класс и сказал, что он передумал идти в этом году в школу, т.к. в классе очень большие мальчики и девочки.

В школу он пошел в 6 лет на следующий год. Но ему не удалось присутствовать на первом звонке, т.к. после уборки картофеля на своем участке я попала в больницу из-за нарушения кровообращения головного мозга. Мне грозила инвалидность.

Месяц Давыдка жил у старшей сестры Эммы в другом районе. Меня выписали из городской больницы через месяц, не определив причину моего состояния. На уроках могла говорить, стоять, сидеть. На доске писала только на уровне глаз. Дети мне помогали поднять, если что-то падало на пол. Я боялась наклониться или повернуться в сторону, т.к. начинала терять равновесие. Директор школы, замечательная женщина и человек, разрешила мне работать на 1 ставку.

Свою проблему с позвоночником я решила весной, обратившись к остеопату. Он поставил мне на место шейные позвонки, которые сместились из-за нагрузки на плечи во время уборки картофеля осенью. Когда я вышла из кабинета врача, мне хотелось танцевать от радости! Я была счастлива, что вернулась опять к прежней активной жизни. Закончился 1991-й учебный год. У меня было столько творческих планов!

Давыд перешел во 2-й класс. Я купила ему велосипед, Сын сам пытался научиться кататься на нем. Однажды он радостно сообщил мне, что научился ездить на велосипеде! С призывом: «Мам, смотри!»- Давыдка сел на велосипед, разогнался, но не справился с управлением на повороте и, въехав в заросли крапивы, упал прямо в нее! Он мужественно молча поднялся, сдерживая боль. Лицо и руки его были красными от крапивы, колено в крови, но слез я не увидела. Это была самая настоящая мужская выдержка! Новый велосипед выдержал проверку на качество.

Для разнообразия я купила сыну футбольный мяч, чтобы летом он мог играть с приехавшими на лето внуками учителей в странную игру « Сало»? Иногда я с ним играли в бадминтон. Летом ходили на Вычегду по дороге, по которой я школьницей ходила от катера в школу и обратно.