Файл: Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи (1610ч) Дисциплина Психология травмы и технологии работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610ч)

Дисциплина: Психология травмы и технологии работы


Выполнил:

слушатель Голобокова Юлия Дмитриевна

Преподаватель:

Валхар Сергей Михайлович

г. Москва – 2023

Кейс: «Светлана, 39 лет. Учитель начальных классов. Работу свою любит, совершенствуется в профессии, пользуется уважением коллег. Замужем, двое детей. Сын поступил учиться в ВУЗ, дочь заканчивает 11 класс. В семье отношения хорошие, с мужем достраивают дачу, есть мысли о переезде за город.

Светлану беспокоили периодические боли в желудке. Она записалась на прием к гастроэнтерологу. Врач заподозрил рак желудка, о чем незамедлительно ей сообщил и направил ее на обследование в другой город в специализированный медицинский центр. В течение недели Светлану обследовали, делали множество болезненных процедур и анализов. Итог: предположение не подтвердилось, у Светланы оказался самый банальный гастрит.

Прошло 4 месяца. Светлана сильно похудела, нарушился сон и аппетит. Стала раздражительной и плаксивой. Работа перестала приносить радость. Невропатолог прописал успокоительные средства, снотворное. Развились панические атаки, периодически возникает ощущение, что не хватает воздуха, появился страх задохнуться и умереть. Приступ снимается прописанной врачом «успокоительной» таблеткой, без которых Светлана не выходит из дома.»

  1. Опишите, что произошло с человеком в представленном случае, причины возникновения вышеуказанного состояния.


Можно предположить, что травматическим опытом для Светланы стала именно новость о потенциальном смертельном диагнозе, что и запустило процесс проживания травмы (напряжение, мобилизация ресурсов). То есть здесь мы видим ситуацию когда клиент сталкивается с чем-то, с чем ни разу не встречалсь и что потенциально угрожает всему, что возможно и было смыслом: через свою смерть потеря семьи, любимой работы, в конце концов самой жизни и ситуация невозможности что-то предпринять. С другой стороны, так как
диагноз не был поставлен, у клиента была надежда и действия, которые нужно было предпринять, чтобы прояснить всё до конца: сборы, анализы, дорого в новую клинику – то есть понимание что ещё не конец и можно что-то делать и «замирать» ещё слишком рано. Сразу отмечу, что в процессе сборов и доп проверок клиент наверняка несколько раз проигрывала худший исход и это, конечно же, истощало ресурсы её как физические, так и психические. Всё, что радовало раньше потеряло всякий смысл сейчас.
Затем в течение недели Светлана была одна, без поддержки близких в новом городе, в больнице по-прежнему в состоянии неведения и в непривычной обстановке. До сих пор непонятен диагноз, а значит сохраняется тревога, плюс сами процедуры её обследований далеко не из приятных. Организм, тело – запоминает такое «физическое» насилие, что также может усугублять травматический опыт для клиента.
Могу предположить, что ядром переживания травматического опыта, с которым клиент не смогла справиться, могло стать именно пребывание в больнице. Ведь после того как страшный диагноз был снят, казалось бы, всё должно забыться, но как мы видим по текущему состоянию клиентки этого не произошло.
Неделя в больнице могла стать для Светланы максимально травматичной с точки зрения влияния на тело, но и на осознание того, что вся её прошлая жизнь была как бы иллюзией контроля над своей жизнью. Ведь до она была успешной женщиной, счастливой и полностью контролирующей свою жизнь. Но одно молниеносное событие отняло у неё её благополучие, поставило её в беспомощное состояние, и она перенесла неделю истязаний и постоянной тревоги и, возможно главное здесь: страха смерти.
Можно сделать предположение, что неуточнённый смертельный диагноз стал началом травматического опыта, а дальнейшая неделя в больнице стала ядром психической травмы.


  1. Предположите, какой «диагноз» ближе к данной проблеме, в чём особенности травматической диссоциации, если на это есть указания. Аргументируйте свой ответ.



Выглядит так, что у клиентки Посттравматическое Стрессовое Расстройство, которое сопровождается ощущением постоянной, немотивированной тревоги вплоть до панических атак. Признаками по которым можно сделать данные выводы являются:

    • Нарушения сна и пищевого поведения, что привело к потере массы тела.

    • Раздражительность и плаксивость. Эмоциональная нестабильность

    • Работа перестала приносить радость, у неё «заморожено» в травме уйма ресурса и его остатков не хватает на то, чтобы жить свою жизнь.

    • Появляются флешбэки, навязчивые воспоминания вызывают физиологические активности на стимулы - страдания в теле. Как-будто ей нечем дышать. В итоге всё выражается в панических атаках.




  1. Укажите основные мишени психологического воздействия в данном случае, особенности и риски психологической работы. Если вам не хватает каких-то данных в описании ситуации – отметьте это.

  1. Активно слушаем. Позволяем выговориться.

  2. Опора на себя и внутренние ресурсы – помогаем дать имена всем чувствам и переживаниям. Осознать их.

  3. Самооценка – потеря контроля над жизнью. Можно попробовать применить проективные арт-техники, чтобы посмотреть на видение образа Я с разных сторон.

  4. Поговорить о том, что есть вокруг и на что можно и нужно опираться: работа, муж, дети, друзья, хобби.

  5. Предложить добавить физическую активность, возможно то направление, которое всегда хотелось но не было времени, условий.

  6. Работа с телом. Можно предложить телесную терапию, чтобы дать возможность прожить злость, обиду, страх, проработать телесные проявления.




  1. Составьте план работы с человеком: как бы вы работали с ним, если бы он был вашим клиентом. Отдельно укажите особенности и риски психологической работы в конкретном случае.

  1. Выслушать, дать выговориться, проявляя максимальную эмпатию и сочувствие.

  2. Поговорить о том, что в данном случае ей нужна помощь в том числе и в области медицины, и лучше всего обратиться к психиатру, так как у неё наблюдаются все признаки ПТСР. Но обязательно обозначить, что максимально эффективна будет помощь при совместной работе психиатра и психолога. Что мед работник поможет купировать физические проявления, а мы на сеансах проработаем психологическую сторону вопроса и устраним саму причину её состояния.

  3. В первую очередь я бы проработала её эмоции и чувства исходя из концепции «Здесь и сейчас», чтобы Светлана могла осознать себя в моменте. Поработала бы «зеркалом», называя её чувства. Просила бы Светлану отслеживать, как откликаются её переживания в теле.

  4. Отдельно говорим об утрате иллюзии контроля, о том, что это нормальное явление. Никто не может контролировать всё вокруг себя, с любым человеком могут случиться неприятности. Полного контроля не существует – это иллюзия. Стабильность тоже иллюзия – самое важное, это уметь адаптироваться и находить опору внутри себя.

  5. Плавно смещаем фокус на тело. Попробовала бы телесную групповую терапия в малой группе.

  6. Подключаем медитативные техники, направленные на снижение тревожности, дыхательные упражнения. Разобрать техники самопомощи при панических атаках (дыхание, перенос внимания). Предложить вести дневник отслеживания своих состояний.

  7. Очень бережно начать затрагивать тему треугольника Карпмана (драматический треугольник), чтобы подсветить клиентке её состояние жертвы и помочь вернуться в ресурсное взрослое состояние.





  1. Определите, каким может быть прогноз психологической работы в этом случае, от каких факторов он зависит.


Есть риск того, что клиент может попытаться переложить часть ответственности на консультанта, врачей, семью, Вселенную\Бога и так дале. Здесь видеться следующая задача –постепенно возвращать клиентки ответственность за своё состояние, но при этом быть действовать мягко и бережно, чтобы не усугубить состояние.
Так же нужно будет учитывать влияние тех препаратов, которые в случае обращения пропишет психиатр. Но здесь если честно возникает вопрос: необходима ли поддержка специалиста данного профиля в этом случае или как понять на каких этапах консультирования она может быть нужна?

При положительном развитии событий, клиентка будет готова принять новый опыт, замершая энергия высвободится, она станет более устойчивой и сможет продолжить нормальную жизнь. Конечно, новая жизнь будет уже немного другой, но при этом будут развитые новые адаптивные навыки, так как клиент научится выстраивать свою жизнь не живя в иллюзии тотального контроля и вполне возможен выход на новую точку зрения не только себя, но и окружающего мира, и возможно поиск немного другого, чем было раньше смысла жизни.