Файл: Меры социальной поддержки ветеранам и проблемы их реализации..docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 3480
Скачиваний: 82
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовой статус и категории ветеранов
Глава 2. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны
Глава 3. Социальная поддержка других категорий ветеранов
§ 1. Социальная поддержка ветеранов боевых действий
§ 2. Социальная поддержка ветеранов труда, военной и государственной службы
В остальной части содержание оказываемых ветеранам из числа рассматриваемой категории мер социальной поддержки идентично соответствующим гарантиям и компенсациям, предоставляемым иным участникам Великой Отечественной войны:
- первоочередное обслуживание в амбулаторно- поликлинических учреждениях всех типов и видов; внеочередную госпитализацию, лечение в стационарах, госпиталях, больницах; первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам выписанным врачами, доставка лекарств на дом; получение путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год; внеочередное пользование всеми видами услуг связи; установка домашних стационарных телефонов; оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации; внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; бесплатное захоронение с воинскими почестями усопшего и иные указанные в законе «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы".
Стоит отметить, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в этот период, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.
Со стороны ветеранов предпринимались попытки оспорить такое положение вещей в высших судебных органах.
Так, например, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.З. Бачурин, И.Я. Иваночкин, И.П. Кобляков, П.М. Кулемин, В.И. Лобанов, В.М. Лучин и В.Г. Терехов просят предоставить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", права и льготы участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона; исключить из данного Федерального закона статью 17; выплатить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", единовременное денежное пособие, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в разграничении участников Великой Отечественной войны на отдельные категории.
По мнению заявителей, отсутствие для всех участников Великой Отечественной войны единого статуса, предоставление участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", меньшего объема мер социальной поддержки, чем это установлено статьей 15 данного Федерального закона, подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и другими нормативными правовыми актами для всех других категорий участников Великой Отечественной войны, противоречит Конституции Российской Федерации.
Законодателем установлены различные меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны - это свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях.
Принятие же решения о предоставлении всем без исключения участникам Великой Отечественной войны мер социальной защиты (прав и льгот) в одинаковом объеме, исключении статьи 17 из Федерального закона "О ветеранах", а также об установлении единовременных денежных пособий отдельным категориям граждан относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бачурина Ивана Захаровича, Иваночкина Ивана Яковлевича, Коблякова Ивана Петровича, Кулемина Петра Михайловича, Лобанова Владимира Ивановича, Лучина Виктора Михайловича и Терехова Василия Григорьевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в большинстве своем дублируют набор прав и льгот, предоставляемых иным участникам Великой Отечественной войны.
Одной из данностей законодательства является то, что с 4 января 2010 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" один раз в течение жизни лица, указанные в 19 статье, вправе претендовать на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Из текста 20 статьи Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что объем мер оказываемой социальной поддержки указанных в статье лиц отдан на усмотрение органов власти субъектов Федерации.
Исходя из упомянутого выше материала, органы власти и управления субъектов Федерации вправе самостоятельно определять содержание, объем и условия оказания ветеранам из числа рассматриваемой категории социальной помощи.
Так, например, в соответствии с Законом Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ) гражданам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, гарантируется:
бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размерах, определяемых законом Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в государственных медицинских организациях Астраханской области в порядке, установленном Правительством Астраханской области;
преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;
оплата в размере 50 процентов стоимости лекарственных препаратов, приобретаемых по рецептам врачей в порядке и по нормам, определенным Правительством Астраханской области;
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, определенном Правительством Астраханской области;
выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;
выплата ежемесячной адресной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, при условии получения пенсии, размер которой ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Астраханской области.
Глава 3. Социальная поддержка других категорий ветеранов
§ 1. Социальная поддержка ветеранов боевых действий
ветеран социальный поддержка
Обилие разных возможностей социальной поддержки и помощи различен законодателем в связи с тем, к какой из групп ветеранов выбранной категории относится претендующее на права и льготы лицо.
Ветеранам боевых действий предоставляются следующие возможности социальной помощи.
Льготы по пенсионному обеспечению в связи с законодательством.
В точности с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном 10Законом РФ от 12 февраля 1993 года. В выслугу лет для назначения пенсии входит служба:
-
Военная; -
На должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; -
В органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; -
В учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; -
В советских партизанских отрядах и соединениях;
Период рабочей деятельности в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и пр.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы.
В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются на льготных условиях: