Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое занятие 4.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

      познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

       деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

 

 

 

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.                   

Трудовое воспитание

 

 

  -Воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

2.                   

Экологическое воспитание

 

 

 -Развитие ценностного отношения к природе

3.                   

Патриотическое воспитание

 

 

  -Привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;
-выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию; -воспитание патриотизма и любви к Родине;

-освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

4.                   

Эстетическое воспитание

 

 

 -освоение правил этикета; -формирование чувства прекрасного;

5.                   

Нравственное воспитание

 

 

 -Приобщение к общечеловеческим ценностям -формирование социальной активности и ответственности

-освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности

6.                   

Физическое воспитание

 

 

  - формирование навыков здорового образа жизни;

-выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам

7.                   

Умственное   воспитание

 

 

 -формирование умений и навыков мыслительных операций .
 -формирование психологической и мыслительной культуры личности;

8.                   

Правовое воспитание

 

 

  -воспитание законопослушного гражданина общества;


 

Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

            Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.

Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.

Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.

Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.

Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.

Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.

Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи



п/п

Наименования

методов воспитания



п/п

Смысловое

наполнение метода



п/п

Приём реализации воспитательного воздействия

1

Убеждение

2

Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника.

2

Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе.

2

Пример

6

Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.

5

Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.

3

Упражнение

4

Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным.

6

Вручение грамоты, подарка и похвала.

4

Поощрение

1

Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.

3

Воспитатель говорит воспитаннику:  «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»

5

Наказание

3

Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.

1

Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.

6

Внушение

5

Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов.

4

Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ.




Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.

 

В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:

— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?

— Каковы условия проводимой воспитательной работы?

Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактери­зуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.

 



п/п



Наименования форм



Предварительная подготовка



Организатор



Характер влияния педагога



Результат   совместной деятельности



1.                



Диспут



 -Выбор темы и правильность формулировки

-Определить главную цель ведения дискуссии-диспута;

-Составить подробный план, вопросы

-Подготовить помещение, участников и ведущего



 Педагог или ученик



 -Привлечь в активность всех участников

-С интересом и уверенно вести диспут

-Поощрять участников

-Следить за проведением, соблюдением правил и поведением участников



 -Общение, активное проявление личности, высказывание собственного мнения. Помогают создать обстановку сближения, доверия, отвлечения.

-Анализ проведения и итог дискуссии



2.                



Консультация



 -Выбрать тему. Подобрать необходимый материал

-Содержание должно быть достоверно и понятно, для слушателей

-План четко последователен и логичен

-Продумать ход включения в активное участие слушателей

-Подбор наглядного примера



 Педагог



 -Привлечь слушателей в активность

-Уверенно и не отклонясь от темы и плана, провести консультацию

-Внимательно слушать и отвечать на вопросы слушателей

-Внимательно следить за ходом проведения мероприятия и поведением участников



 -Анализ и оценка проведения консультации

-Подведение итогов



3.                



Экскурсия



 -Цель, тема, отбор информации

-Выбор места и пути

-Подготовка схематического плана местности экскурсии и дороги к нему

-Отбор и содержание теоритического и практического материала

-Инструктаж



 Педагог-экскурсовод



 -Практическое восприятие

-Психологическое взаимодействие педагога с детьми

-Эмоциональный рассказ, и практический показ объектов

-Расширение кругозора

-Внимательно следить за проведением экскурсии

-Проведение инструктажа



 Анализ и оценка проведения экскурсии

Подведение итогов

Оценка и анализ знаний детей



4.                



Концерт



 -Тема концерта

-Назначение даты и места концерта

-Подбор номеров, музыки и т.д.

-Сценарий концерта

-Репетиции



 Педагог, музыкальный работник



 -Ознакомление с сценарием участников концерта

-Репетиции

-Оформление

-Проведение концерта

-Провдение инструктажа

-Следить за повдением и техникой безопасности участников

-Подведение итого



 -Анализ и оценка

-Подведение итогов



5.                



Субботник



 -План мероприятия и дата

-Закрепление территории и планирование соответствующего необходимого инвентаря

-Инструктаж по технике безопасности



 -Педагог,



 -Проведение

--Закрепление территорий и участков за каждой группой или классом

-Закрепление ответственного лица

-Проведение инструктажа по технике безопасности

-Следить за выполнением обязанностей участников и соблюдением техники безопасности



 -проверка каждой группы территорий

-Подведение итогов и анализ мероприятия



6.                



Стенгазета



 -Тема

-Примерный набросок

-Планирование необходимого материала

-Выбор актива класса

-План работы



 Педагог



 -Выбор актива класса и план работ

-Помощь в оформлении

-Следить за ходом выполнения и техникой безопасности



 -Анализ и оценка

-Подведение итога

-Поощрение у




Задание 7.

 

В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития человека: самопрезентация, самовыражение, самоизменение, самостроительство, самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацияи др.

Все они состоят из двух частей:

— первая часть «само» указывает на то, что инициатором деятельности является

автор собственной разработки;

— вторая часть характеризует специфику и своеобразие выполняемой деятельности. 

Каждый педагог постоянно реализует собственный профессиональный потенциал через целенаправленную и системную деятельность. В рамках данного творческого задания вам предлагается выразить себя посредством проектирования информационного сообщения, оформляемого по законам создания рекламной листовки.

            Листовка — популярный полиграфический формат информационного или рекламного сообщения.Для проектирования данного информационного продукта удобно использовать профессиональные шаблоны, выполненные дизайнерами и предлагаемые для использования в сети Интернет. В общем формате возможно скачать шаблон листовки с бесплатных сайтов или самостоятельно онлайн разработать авторский макет на специализированном сайте, а затем его сохранить для персонального пользования.

Пошаговый алгоритм выполнения данного задания предлагается далее, при этом даются конкретные рабочие и информационные установки, удобные для использования.

Алгоритм выполнения задания

Первый этап.

Смоделируйте содержание проектируемой информационной листовки, используйте при этом материалы, представленные в таблице 6. Выбор одного из двух вариантов содержательного проектирования осуществляется на основании вашего личного предпочтения.

 

Таблица 7 — Варианты проектирования содержания информационной листовки





п/п



Описания педагогических ситуаций



Планы содержания листовки



I.   Вариант





Вы являетесь педагогом, который устраивается на работу в новый детский сад или набирает группу детей для осуществления преподавательской деятельности.

Вам предстоит познакомиться с работодателем или родителями будущих воспитанников.

У вас уже есть личное портфолио. Прекрасным дополнением к нему будет ваше персональное информационное сообщение о собственных профессиональных возможностях и навыках.



1) Ф.И.О. педагога.

2) Ваше личное фото.

3) Информация об уровне и

    специализации     образования.

4) Педагогический стаж.

5) Ваше кредо как воспитателя

    (может быть представлено

    актуальное высказывание

известного автора или ваши

    личные размышления — кратко

    в 3 – 4 предложения).

6) Ваши педагогические  

     достижения.

7) Контактная информация:

     электронный адрес, контакты в

     социальных сетях и номер

     телефона.



II. Вариант 





Вы являетесь воспитателем ДОУ. В вашей   группе скоро состоится интересное и крупное мероприятие. Анонс планируемого мероприятия уместно сделать, используя информационную листовку.

Вы можете представить в листовке информацию о следующих мероприятиях (на ваш выбор — одно!):

¾         праздник/утренник (Осенний праздник, Новый год, Масленица и т.д.);

¾         проведение спортивного праздника;

¾         выпускное мероприятие для воспитанников группы;

¾         театрализованная постановка с участием воспитанников группы или ДОУ;

¾         фестиваль мороженого или фруктов;

¾         проведение субботника на территории ДОУ;

¾         экскурсия на конфетную или швейную фабрику;

¾         поездка с воспитанниками в пожарную часть или учебный центр ГИБДД;

¾         посещение совместно с детьми памятных мест и мемориалов;

¾         проведение открытого занятия;

¾         профессиональная консультация;

¾         педагогическая тематическая конференция для сотрудников ДОУ.

Используя поисковые системы, изучите информацию, представленную на рекомендуемых далее сайтах, и подберите несколько вариантов шаблонов листовок, которые соответствуют разработанному вами содержанию информационного сообщения.Перечень ссылок на сайты, где предлагаются шаблоны для проектирования информационных листовок:

-  https://templates.office.com/ru-ru/flyer-templa

-  https://ru.pngtree.com/flyer-templates

-  https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/listovku/

- https://printut.com/shablony-listovki-flaery/бесплатно

Третий этап.

Заполните избранный шаблон листовки подготовленными информационными материалами. Оформите итоговый макет разработанной листовки в любой из предлагаемых программ: Microsoft WordPowerPoinAdobe PhotoshopMS PublisherSpark AdobeOrion Flyer Maker Pro и др. Возможно воспользоваться онлайн-конструктором листовок: Google SlidesPiktochartPostermywall и др.

Четвёртый этап.

Скачайте и сохраните листовку в электронном виде. Загрузите листовку на сайт СДО для проверки преподавателем.


 

Задание 8.

Педагог постоянно анализирует результаты собственной профессиональной деятельности, проводя при этом оценку достижений воспитанников. Оценка — это неотъемлемая часть педагогического процесса, один из структурных компонентов педагогической деятельности.

Систематизируйте собственные знания по данному вопросу, заполнив таблицу 6 «Современная система оценки образовательных достижений учащихся». Для этого необходимо заполнить в таблице свободные ячейки, вписывая в них недостающие понятия или определения.

Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся



№ п/п



Педагогические понятия



Определения понятий



1.



Оценка



Процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями



2.



Отметка



Это цифровое выражение знаний уча­щихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности.



3.



Рейтинг



Суммарный показатель уровня учебных достижений учащихся и его отношение к процессу обучения, устанавливаемый на каждом этапе обучения



4.



Учебное портфилио



Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.



5.



Шкала



Средство фиксации результатов, с помощью числовой системы



6.



Самооценка



Оценка своей личности, своих качеств, достоинств и собственных возможностей



7



Девиантность



Отклонение в поведении, от нормального и адекватного



8.



Одарённость



Особенность, которая предусмотрена природой, которая определяет возможность человеком добиться более высоких результатов.










Пермь - 2023