Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое занятие 4.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов
деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | -Воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов |
2. | Экологическое воспитание | -Развитие ценностного отношения к природе |
3. | Патриотическое воспитание | -Привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; -выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию; -воспитание патриотизма и любви к Родине; -освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства; |
4. | Эстетическое воспитание | -освоение правил этикета; -формирование чувства прекрасного; |
5. | Нравственное воспитание | -Приобщение к общечеловеческим ценностям -формирование социальной активности и ответственности -освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности |
6. | Физическое воспитание | - формирование навыков здорового образа жизни; -выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам |
7. | Умственное воспитание | -формирование умений и навыков мыслительных операций . -формирование психологической и мыслительной культуры личности; |
8. | Правовое воспитание | -воспитание законопослушного гражданина общества; |
Задание 5. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.
Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.
Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнение, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.
Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1 | Убеждение | 2 | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 2 | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
2 | Пример | 6 | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 5 | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3 | Упражнение | 4 | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным. | 6 | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4 | Поощрение | 1 | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 3 | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5 | Наказание | 3 | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 1 | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6 | Внушение | 5 | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 4 | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
Задание 6. Максимальное количество баллов — 7 баллов.
В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:
— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?
— Каковы условия проводимой воспитательной работы?
Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактеризуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.
№ п/п | Наименования форм | Предварительная подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | -Выбор темы и правильность формулировки -Определить главную цель ведения дискуссии-диспута; -Составить подробный план, вопросы -Подготовить помещение, участников и ведущего | Педагог или ученик | -Привлечь в активность всех участников -С интересом и уверенно вести диспут -Поощрять участников -Следить за проведением, соблюдением правил и поведением участников | -Общение, активное проявление личности, высказывание собственного мнения. Помогают создать обстановку сближения, доверия, отвлечения. -Анализ проведения и итог дискуссии |
2. | Консультация | -Выбрать тему. Подобрать необходимый материал -Содержание должно быть достоверно и понятно, для слушателей -План четко последователен и логичен -Продумать ход включения в активное участие слушателей -Подбор наглядного примера | Педагог | -Привлечь слушателей в активность -Уверенно и не отклонясь от темы и плана, провести консультацию -Внимательно слушать и отвечать на вопросы слушателей -Внимательно следить за ходом проведения мероприятия и поведением участников | -Анализ и оценка проведения консультации -Подведение итогов |
3. | Экскурсия | -Цель, тема, отбор информации -Выбор места и пути -Подготовка схематического плана местности экскурсии и дороги к нему -Отбор и содержание теоритического и практического материала -Инструктаж | Педагог-экскурсовод | -Практическое восприятие -Психологическое взаимодействие педагога с детьми -Эмоциональный рассказ, и практический показ объектов -Расширение кругозора -Внимательно следить за проведением экскурсии -Проведение инструктажа | Анализ и оценка проведения экскурсии Подведение итогов Оценка и анализ знаний детей |
4. | Концерт | -Тема концерта -Назначение даты и места концерта -Подбор номеров, музыки и т.д. -Сценарий концерта -Репетиции | Педагог, музыкальный работник | -Ознакомление с сценарием участников концерта -Репетиции -Оформление -Проведение концерта -Провдение инструктажа -Следить за повдением и техникой безопасности участников -Подведение итого | -Анализ и оценка -Подведение итогов |
5. | Субботник | -План мероприятия и дата -Закрепление территории и планирование соответствующего необходимого инвентаря -Инструктаж по технике безопасности | -Педагог, | -Проведение --Закрепление территорий и участков за каждой группой или классом -Закрепление ответственного лица -Проведение инструктажа по технике безопасности -Следить за выполнением обязанностей участников и соблюдением техники безопасности | -проверка каждой группы территорий -Подведение итогов и анализ мероприятия |
6. | Стенгазета | -Тема -Примерный набросок -Планирование необходимого материала -Выбор актива класса -План работы | Педагог | -Выбор актива класса и план работ -Помощь в оформлении -Следить за ходом выполнения и техникой безопасности | -Анализ и оценка -Подведение итога -Поощрение у |
Задание 7.
В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития человека: самопрезентация, самовыражение, самоизменение, самостроительство, самоопределение, самореализация, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацияи др.
Все они состоят из двух частей:
— первая часть «само» указывает на то, что инициатором деятельности является
автор собственной разработки;
— вторая часть характеризует специфику и своеобразие выполняемой деятельности.
Каждый педагог постоянно реализует собственный профессиональный потенциал через целенаправленную и системную деятельность. В рамках данного творческого задания вам предлагается выразить себя посредством проектирования информационного сообщения, оформляемого по законам создания рекламной листовки.
Листовка — популярный полиграфический формат информационного или рекламного сообщения.Для проектирования данного информационного продукта удобно использовать профессиональные шаблоны, выполненные дизайнерами и предлагаемые для использования в сети Интернет. В общем формате возможно скачать шаблон листовки с бесплатных сайтов или самостоятельно онлайн разработать авторский макет на специализированном сайте, а затем его сохранить для персонального пользования.
Пошаговый алгоритм выполнения данного задания предлагается далее, при этом даются конкретные рабочие и информационные установки, удобные для использования.
Алгоритм выполнения задания
Первый этап.
Смоделируйте содержание проектируемой информационной листовки, используйте при этом материалы, представленные в таблице 6. Выбор одного из двух вариантов содержательного проектирования осуществляется на основании вашего личного предпочтения.
Таблица 7 — Варианты проектирования содержания информационной листовки
№ п/п | Описания педагогических ситуаций | Планы содержания листовки | |||||||||||||||||||||||||||
I. Вариант | Вы являетесь педагогом, который устраивается на работу в новый детский сад или набирает группу детей для осуществления преподавательской деятельности. Вам предстоит познакомиться с работодателем или родителями будущих воспитанников. У вас уже есть личное портфолио. Прекрасным дополнением к нему будет ваше персональное информационное сообщение о собственных профессиональных возможностях и навыках. | 1) Ф.И.О. педагога. 2) Ваше личное фото. 3) Информация об уровне и специализации образования. 4) Педагогический стаж. 5) Ваше кредо как воспитателя (может быть представлено актуальное высказывание известного автора или ваши личные размышления — кратко в 3 – 4 предложения). 6) Ваши педагогические достижения. 7) Контактная информация: электронный адрес, контакты в социальных сетях и номер телефона. | |||||||||||||||||||||||||||
II. Вариант | Вы являетесь воспитателем ДОУ. В вашей группе скоро состоится интересное и крупное мероприятие. Анонс планируемого мероприятия уместно сделать, используя информационную листовку. Вы можете представить в листовке информацию о следующих мероприятиях (на ваш выбор — одно!): ¾ праздник/утренник (Осенний праздник, Новый год, Масленица и т.д.); ¾ проведение спортивного праздника; ¾ выпускное мероприятие для воспитанников группы; ¾ театрализованная постановка с участием воспитанников группы или ДОУ; ¾ фестиваль мороженого или фруктов; ¾ проведение субботника на территории ДОУ; ¾ экскурсия на конфетную или швейную фабрику; ¾ поездка с воспитанниками в пожарную часть или учебный центр ГИБДД; ¾ посещение совместно с детьми памятных мест и мемориалов; ¾ проведение открытого занятия; ¾ профессиональная консультация; ¾ педагогическая тематическая конференция для сотрудников ДОУ. Используя поисковые системы, изучите информацию, представленную на рекомендуемых далее сайтах, и подберите несколько вариантов шаблонов листовок, которые соответствуют разработанному вами содержанию информационного сообщения.Перечень ссылок на сайты, где предлагаются шаблоны для проектирования информационных листовок: - https://templates.office.com/ru-ru/flyer-templa - https://ru.pngtree.com/flyer-templates - https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/listovku/ - https://printut.com/shablony-listovki-flaery/бесплатно Третий этап. Заполните избранный шаблон листовки подготовленными информационными материалами. Оформите итоговый макет разработанной листовки в любой из предлагаемых программ: Microsoft Word, PowerPoin, Adobe Photoshop, MS Publisher, Spark Adobe, Orion Flyer Maker Pro и др. Возможно воспользоваться онлайн-конструктором листовок: Google Slides, Piktochart, Postermywall и др.Четвёртый этап.Скачайте и сохраните листовку в электронном виде. Загрузите листовку на сайт СДО для проверки преподавателем.Задание 8. Педагог постоянно анализирует результаты собственной профессиональной деятельности, проводя при этом оценку достижений воспитанников. Оценка — это неотъемлемая часть педагогического процесса, один из структурных компонентов педагогической деятельности. Систематизируйте собственные знания по данному вопросу, заполнив таблицу 6 «Современная система оценки образовательных достижений учащихся». Для этого необходимо заполнить в таблице свободные ячейки, вписывая в них недостающие понятия или определения. Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся
| |
Пермь - 2023