ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нагрузка на педагога
Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Нормы следующие:
один учитель-дефектолог на 6–12 детей;
один учитель-логопед на 6–12 детей;
один учитель-психолог на 20 детей;
один тьютор и ассистент на 1–6 детей.
Наполняемость классов
Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.
Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.
Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:
Нозологическая группа Норматив, чел.
Глухие 6
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 10
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 6
Слепые 8
Слабовидящие 12
С тяжелыми нарушениями речи 12
С нарушениями опорно-двигательного аппарата 10
Задержка психического развития 12
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) 12
Расстройство аутистического спектра 8
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития)
-
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения такого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социум.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВУЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ не следует сводить к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ должна включать следующие НАПРАВЛЕНИЯ:
нормализацию и обогащение отношений ребенка с ОВЗ с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
разумно возможную компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, где может добиться хороших результатов;
восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиации);
накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.
3. Психолого-педагогическая помощь семье ребенка со статусом ОВЗ.
Первый этап Первичная диагностика ребенка и его семьи.
Диагностика – это организация комплексного изучения всех сторон
семейного взаимодействия и индивидуальных особенностей каждого члена
семьи.
Задачи данного этапа:
1 Диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи.
2 Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка.
3 Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка,
профилактика отклонений психического развития.
2 Анкетирование родителей позволяет специалисту получить
анамнестические сведения о ребенке, об особенностях его развития и
воспитания в семье, выявить позицию взрослого по отношению к больному
ребенку, ожидаемую помощь от специалистов и др. Все эти сведения нужны
Второй этап Психологическая, коррекционно-педагогическаяпомощь семье
Задачи данного этапа следующие:
1.Гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных
реакций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучение родителей психологическим приемам саморегуляции.
2.Формирование у родителей представлений о технологиях и методах
обучения и воспитания детей с ОВЗ.
3 Знакомство родителей с приемами коррекционной работы.
Вся Работа проводится на основе разработанной индивидуального сопровождения ребенка.
Формы участия родителей на данном этапе могут быть следующие:
Ι. Наглядно-информационные:
1 Использование информационных стендов для родителей, папок-
передвижек, брошюр, памяток, помогающих родителям узнать информацию
о детском саде.
2 Тематические выставки литературы, фото, детских работ, игрушек,
способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.
3 Создание библиотеки интересных книг, статей, буклетов, видео-,
аудиоматериалов, которыми родители могли бы пользоваться.
4 Размещение информации на сайте учреждения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
Тема: Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
-
Психолого-педагогическая помощь: прикладные аспекты.
1. Научный аспект. Основная задача – проведение исследований, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, развивающих методов и программ.
2. Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками системы образования. Главными действующими лицами этого направления являются педагоги, методисты, дидакты, которые самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют новейшие психологические данные при создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения образовательных программ.
3. Практический аспект предполагает непосредственную работу с субъектами образовательного процесса.
Развитие прикладного и практического аспектов целиком и полностью зависит от развития научного аспекта, который формирует теоретическую концепцию, определяющую содержание, функции и модель психолого-педагогической деятельности.
-
Цели, задачи, принципы и методы работы ПМПК.
Психолого – медико – педагогические комиссии (консультации) создаются на:
- региональном уровне (главенствующая) и
- муниципальном уровне (городские, районные ПМПК) - консультации как подразделения образовательного учреждения и медико - социальной помощи или как центр диагностики и консультации.
- консилиумы на базе образовательного учреждения.
Цель ПМПК – определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.
Задачи ПМПК:
1) Разработка и осуществление медико – психолого – педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.
2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.
3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.
4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.
5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.
При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.
Состав специалистов:
- заведующая;
- социальный работник;
- психолог (со знанием клинической или специальной психологии);
- врач – психиатр;
- дефектологи(олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);
- методист;
- врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);
- возможно участие воспитателей.
Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.
При этом они руководствуются следующими принципами:
1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).
2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).
3) Возрастной принцип(в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 – 7 лет).
4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.
5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
6) Анализ динамики развития ребенка.
7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.
8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.
3. Организация работы МППК.
МППК организуется в областных, городских отделах народного образования. В состав комиссии входят:
1. председатель, главной задачей которого является организация и планирование заседаний комиссии;
2. детский психиатр, который рассматривает состояние ребенка с точки зрения медицинских показателей, исключает острые заболевания и очаги воспаления центральной нервной системы и головного мозга, исследует психическое состояние ребенка;