Файл: Сестринский уход при детских инфекционных заболеваниях кожи и пупка у новорождённых.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2194
Скачиваний: 49
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
педиатр или неонатолог может установить наличие нарушений при уходе за ребенком, факторов риска (недоношенность, искусственное вскармливание) и первичную локализацию везикул. При физикальном обследовании выявляются везикулы и/или пустулы на характерных участках кожи. В ОАК определяется лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, повышение СОЭ. Выполняется бактериологический посев отделяемого пустул и везикул с целью идентификации возбудителя и подбора наиболее эффективного антибактериального препарата.
При запущенной форме везикулопустулеза и развитии осложнений могут выявляться симптомы других заболеваний: признаки инфильтрации легких на рентгенограмме ОГК (пневмония), наличие лейкоцитов, белка в ОАМ (пиелонефрит), снижение остроты слуха при импедансометрии (отит). Дифференциальный диагноз проводится с грибковым дерматитом, чесоткой, другими пиодермиями новорожденных.
Новорожденному ребенку с подозрением на омфалит рекомендуется изучить анамнез матери для выявления факторов риска омфалита.
Новорожденному ребенку с подозрением на омфалит рекомендуется проведение визуального терапевтического осмотра он включает: осмотр слизистых и кожных покровов младенца, проведение аускультации легких, сердца, брюшной полости, пальпации живота, околопупочной области, термометрию, оценку неврологического статуса.
Новорожденному ребенку с подозрением на омфалит для подтверждения воспалительного процесса и определения дальнейшей тактики лечения рекомендуется проведение общего (клинического) анализа крови
Ребенку с омфалитом рекомендуется проведение микробиологическое (культуральное) исследование гнойного отделяемого из пупочной ранки на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы с определением чувствительности микрофлоры к антибиотикам.
Для исключения воспалительного процесса органов брюшной полости новорожденному с признаками некротического и флегмонозного омфалита рекомендуется проведение ультразвукового исследования (УЗИ) брюшной полости (комплексное), почек и надпочечников.
1.4 Принципы лечения инфекционных заболеваний кожи и пупка у новорожденных
Новорожденным детям с везикулопустулёзм показаны хороший уход и правильный гигиенический режим: регулярное купание, своевременная смена грязных пеленок, предупреждение мацерации эпидермиса и перегревания ребенка, рациональное и полноценное питание, постоянное закаливание; УФО. Для предупреждения аутоинфицирования после купания общий покров ребенка протирают жидкостью Алибура, а вокруг очагов - борным (салициловым, резорциновым, камфорным) спиртом.
Местное лечение на ранних стадиях подразумевает удаление везикул или пустул. Для этого стерильной иглой проводится аспирация содержимого из пузырька или гнойничка и их обработка 70% раствором спирта стерильным тампоном (ватой или марлей). Кожа ребенка протирается фурацилином, дважды в сутки производится прижигание кожных элементов 5% раствором перманганата калия, спиртовым раствором фукорцина. При наличии пустул в кожных складках используется порошок, содержащий неомицин.
При появлении лихорадки или симптомов общей интоксикации используются антибиотики широкого спектра действия. Стартовые препараты выбора – цефалоспорины II поколения (цефуроксим, цефаклор), после получения результатов антибиотикограммы назначаются этиотропные антибактериальные средства. При повышении температуры тела свыше 38,5ОС применяют жаропонижающие – парацетамол, ибупрофен. При необходимости проводится дезинтоксикационная терапия – 5% раствор глюкозы, 0,9% NaCl.
При катаральном омфалите возможно лечение на дому, но под непосредственным контролем участкового врача-педиатра, при всех остальных формах показана госпитализация.
При простой форме (мокнущий пупок) обработка пупочной ранки проводится следующим образом: сначала промывается раствором перекиси водорода, после чего обрабатывается одним из растворов спиртовых или водных антисептиков (фурацилином, диоксидином, хлорофиллиптом). Обработку необходимо проводит 3-4 раза в день. Также при простой форме показаны ванны со слабым раствором калия перманганата, отварами трав (череда, ромашка, чистотел).
Лечение флегмонозной формы
При этой форме показано назначение антибактериальных препаратов (с учетом чувствительности), как местно (мазки с антибактериальными веществами), так и системно (инъекции, таблетки).
При выраженном синдроме интоксикации может потребоваться инфузионная и дезинтоксикационная терапия. При некротическом омфалите не обойтись без хирурга, омертвевшие ткани иссекают до границы со здоровой кожей. Назначают антибиотики, дезинтоксикационную терапию. Также используют ранозаживляющие средства. На фоне антибактериальной терапии необходимо назначение эубиотиков, для профилактики дисбактериоза.
Для лечения омфалитов широко применяют физиолечение — СВЧ на пупочную ранку, УФО пупочной ранки, УВЧ-терапия и другие.
В некоторых случаях может потребоваться курс иммунотерапии.
Глава II Особенности ухода за новорожденным с инфекционными заболеваниями кожи и пупка
2.1 Роль медицинской сестры в уходе за новорожденным с инфекционными заболеваниями кожи и пупка
Сестринский уход реализуется через сестринский процесс. Сестринский процесс — это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.
Медсестра при работе с детьми должна знать анатомо-физиологические особенности детского организма, условия протекания заболеваний. Учитывать возрастную специфику универсальных проблем ребенка в различные периоды детства (рациональное питание, питьевой режим, сон, личная гигиена, рациональная одежда и др.), проблем, связанных с развитием (педагогическая запущенность, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, снижение самооценки, снижение интеллекта, нарушение связей с родственниками, отставание в психическом, физическом развитии и др.).
В профессиональной деятельности следует уделять особое внимание психологическому компоненту как при работе с ребенком, так и его родственниками, уметь определить состояние их знаний и представлений о потребностях ребенка.
Целями сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующих комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Это динамичный, цикличный процесс.
I этап. Сестринское обследование пациента.
Цель: получение информации для оценки состояния ребенка.
Медсестра собирает субъективные данные – анамнез жизни (социальный, биологический, генеалогический), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание следует обратить на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность принимать решения).
Необходимо исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторно-инструментальных исследований. И внести в сестринскую историю пациента базу данных, полученную в ходе обследования.
II этап. Определение потребностей пациента и выявление его проблем, постановка сестринского диагноза.
Цель: установить настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Выявить потребности и проблемы ребенка (настоящие, потенциальные). Настоящие проблемы (они есть у ребенка в настоящее время) – проблемы нарушения развития и процессов жизненной деятельности; проблемы, связанные с уходом; психологические проблемы; проблемы, связанные с родителями.
Возможные настоящие проблемы ребёнка при везикулопустулёзе: Поверхностные пустулы-везикулы размером с просяное зерно, субфебрильная температура, нарушение сна, беспокойство, снижение аппетита, озноб, сухость губ и слизистых оболочек, дефицит знаний родителей.
Возможные настоящие проблемы ребёнка при омфалите: наличие серозного или гнойного отделяемого из пупочной ранки, замедление её заживления, покраснение и отек пупочного кольца, повышение температуры тела, вялость, нарушение аппетита, ребёнок срыгивает, капризный, плохо набирает вес, дефицит знаний родителей.
Потенциальные проблемы (могут появиться с течением времени) – риск возникновения осложнений и развития неотложных состояний.
Возможные потенциальные проблемы ребёнка при везикулопустулёзе: выраженный инфильтрат и множественные абсцессы, псевдофурункулёз, септикопиемия, сепсис, отит, пневмония, анемия.
Возможные потенциальные проблемы ребёнка при омфалите: фунгус пупка, сепсис, язвы пупка, флегмона передней брюшной стенки, абсцесс печени, остеомиелит.
Далее медсестра установливает приоритетность выявленных проблем для определения последовательности их разрешения.
Приоритетные проблемы при везикулопустулёзе: Поверхностные пустулы-везикулы размером с просяное зерно, субфебрильная температура.
Приоритетные проблемы при омфалите: отделяемое из пупочной ранки, покраснение и отек пупочного кольца, повышение температуры тела.
На основании выявленных проблем медицинская сестра ставит сестринский диагноз. Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на настоящие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с его здоровьем, указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
III этап. Планирование сестринской помощи.
Цель: определение целей сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств по приоритетным проблемам пациента.
Для этого медсестра определяет цели. Существует 2 вида целей: краткосрочные (рассчитанные на 2 недели) и долговременные (более 2 недель);
Цели при везикулопустулёзе:
Цели при омфалите:
Далее медсестра составляет план сестринского вмешательства, направленного на достижение поставленных целей.
IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств.
Цель: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом, их документирование.
Для этого необходимо: реализовать план сестринского вмешательства – осуществить независимые, зависимые или взаимозависимые действия.
Независимые действия выполняются медсестрой без указаний и назначений со стороны врача.
Взаимозависимые действия – взаимные действия медсестры с врачом, другими работниками здравоохранения, родственниками пациента и т. д.
Данные действий медсестра заносит в карту сестринского ухода.
При запущенной форме везикулопустулеза и развитии осложнений могут выявляться симптомы других заболеваний: признаки инфильтрации легких на рентгенограмме ОГК (пневмония), наличие лейкоцитов, белка в ОАМ (пиелонефрит), снижение остроты слуха при импедансометрии (отит). Дифференциальный диагноз проводится с грибковым дерматитом, чесоткой, другими пиодермиями новорожденных.
Новорожденному ребенку с подозрением на омфалит рекомендуется изучить анамнез матери для выявления факторов риска омфалита.
Новорожденному ребенку с подозрением на омфалит рекомендуется проведение визуального терапевтического осмотра он включает: осмотр слизистых и кожных покровов младенца, проведение аускультации легких, сердца, брюшной полости, пальпации живота, околопупочной области, термометрию, оценку неврологического статуса.
Новорожденному ребенку с подозрением на омфалит для подтверждения воспалительного процесса и определения дальнейшей тактики лечения рекомендуется проведение общего (клинического) анализа крови
Ребенку с омфалитом рекомендуется проведение микробиологическое (культуральное) исследование гнойного отделяемого из пупочной ранки на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы с определением чувствительности микрофлоры к антибиотикам.
Для исключения воспалительного процесса органов брюшной полости новорожденному с признаками некротического и флегмонозного омфалита рекомендуется проведение ультразвукового исследования (УЗИ) брюшной полости (комплексное), почек и надпочечников.
1.4 Принципы лечения инфекционных заболеваний кожи и пупка у новорожденных
Новорожденным детям с везикулопустулёзм показаны хороший уход и правильный гигиенический режим: регулярное купание, своевременная смена грязных пеленок, предупреждение мацерации эпидермиса и перегревания ребенка, рациональное и полноценное питание, постоянное закаливание; УФО. Для предупреждения аутоинфицирования после купания общий покров ребенка протирают жидкостью Алибура, а вокруг очагов - борным (салициловым, резорциновым, камфорным) спиртом.
Местное лечение на ранних стадиях подразумевает удаление везикул или пустул. Для этого стерильной иглой проводится аспирация содержимого из пузырька или гнойничка и их обработка 70% раствором спирта стерильным тампоном (ватой или марлей). Кожа ребенка протирается фурацилином, дважды в сутки производится прижигание кожных элементов 5% раствором перманганата калия, спиртовым раствором фукорцина. При наличии пустул в кожных складках используется порошок, содержащий неомицин.
При появлении лихорадки или симптомов общей интоксикации используются антибиотики широкого спектра действия. Стартовые препараты выбора – цефалоспорины II поколения (цефуроксим, цефаклор), после получения результатов антибиотикограммы назначаются этиотропные антибактериальные средства. При повышении температуры тела свыше 38,5ОС применяют жаропонижающие – парацетамол, ибупрофен. При необходимости проводится дезинтоксикационная терапия – 5% раствор глюкозы, 0,9% NaCl.
При катаральном омфалите возможно лечение на дому, но под непосредственным контролем участкового врача-педиатра, при всех остальных формах показана госпитализация.
При простой форме (мокнущий пупок) обработка пупочной ранки проводится следующим образом: сначала промывается раствором перекиси водорода, после чего обрабатывается одним из растворов спиртовых или водных антисептиков (фурацилином, диоксидином, хлорофиллиптом). Обработку необходимо проводит 3-4 раза в день. Также при простой форме показаны ванны со слабым раствором калия перманганата, отварами трав (череда, ромашка, чистотел).
Лечение флегмонозной формы
При этой форме показано назначение антибактериальных препаратов (с учетом чувствительности), как местно (мазки с антибактериальными веществами), так и системно (инъекции, таблетки).
При выраженном синдроме интоксикации может потребоваться инфузионная и дезинтоксикационная терапия. При некротическом омфалите не обойтись без хирурга, омертвевшие ткани иссекают до границы со здоровой кожей. Назначают антибиотики, дезинтоксикационную терапию. Также используют ранозаживляющие средства. На фоне антибактериальной терапии необходимо назначение эубиотиков, для профилактики дисбактериоза.
Для лечения омфалитов широко применяют физиолечение — СВЧ на пупочную ранку, УФО пупочной ранки, УВЧ-терапия и другие.
В некоторых случаях может потребоваться курс иммунотерапии.
Глава II Особенности ухода за новорожденным с инфекционными заболеваниями кожи и пупка
2.1 Роль медицинской сестры в уходе за новорожденным с инфекционными заболеваниями кожи и пупка
Сестринский уход реализуется через сестринский процесс. Сестринский процесс — это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.
Медсестра при работе с детьми должна знать анатомо-физиологические особенности детского организма, условия протекания заболеваний. Учитывать возрастную специфику универсальных проблем ребенка в различные периоды детства (рациональное питание, питьевой режим, сон, личная гигиена, рациональная одежда и др.), проблем, связанных с развитием (педагогическая запущенность, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, снижение самооценки, снижение интеллекта, нарушение связей с родственниками, отставание в психическом, физическом развитии и др.).
В профессиональной деятельности следует уделять особое внимание психологическому компоненту как при работе с ребенком, так и его родственниками, уметь определить состояние их знаний и представлений о потребностях ребенка.
Целями сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующих комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Это динамичный, цикличный процесс.
I этап. Сестринское обследование пациента.
Цель: получение информации для оценки состояния ребенка.
Медсестра собирает субъективные данные – анамнез жизни (социальный, биологический, генеалогический), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание следует обратить на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность принимать решения).
Необходимо исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторно-инструментальных исследований. И внести в сестринскую историю пациента базу данных, полученную в ходе обследования.
II этап. Определение потребностей пациента и выявление его проблем, постановка сестринского диагноза.
Цель: установить настоящие и потенциальные проблемы пациента.
Выявить потребности и проблемы ребенка (настоящие, потенциальные). Настоящие проблемы (они есть у ребенка в настоящее время) – проблемы нарушения развития и процессов жизненной деятельности; проблемы, связанные с уходом; психологические проблемы; проблемы, связанные с родителями.
Возможные настоящие проблемы ребёнка при везикулопустулёзе: Поверхностные пустулы-везикулы размером с просяное зерно, субфебрильная температура, нарушение сна, беспокойство, снижение аппетита, озноб, сухость губ и слизистых оболочек, дефицит знаний родителей.
Возможные настоящие проблемы ребёнка при омфалите: наличие серозного или гнойного отделяемого из пупочной ранки, замедление её заживления, покраснение и отек пупочного кольца, повышение температуры тела, вялость, нарушение аппетита, ребёнок срыгивает, капризный, плохо набирает вес, дефицит знаний родителей.
Потенциальные проблемы (могут появиться с течением времени) – риск возникновения осложнений и развития неотложных состояний.
Возможные потенциальные проблемы ребёнка при везикулопустулёзе: выраженный инфильтрат и множественные абсцессы, псевдофурункулёз, септикопиемия, сепсис, отит, пневмония, анемия.
Возможные потенциальные проблемы ребёнка при омфалите: фунгус пупка, сепсис, язвы пупка, флегмона передней брюшной стенки, абсцесс печени, остеомиелит.
Далее медсестра установливает приоритетность выявленных проблем для определения последовательности их разрешения.
Приоритетные проблемы при везикулопустулёзе: Поверхностные пустулы-везикулы размером с просяное зерно, субфебрильная температура.
Приоритетные проблемы при омфалите: отделяемое из пупочной ранки, покраснение и отек пупочного кольца, повышение температуры тела.
На основании выявленных проблем медицинская сестра ставит сестринский диагноз. Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на настоящие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с его здоровьем, указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
III этап. Планирование сестринской помощи.
Цель: определение целей сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств по приоритетным проблемам пациента.
Для этого медсестра определяет цели. Существует 2 вида целей: краткосрочные (рассчитанные на 2 недели) и долговременные (более 2 недель);
Цели при везикулопустулёзе:
-
Краткосрочная: уменьшить количество пустул-везикул и нормализовать температуру тела ребёнка в течение нескольких дней, с помощью обучения родителей правилам обработки кожи. -
Долгосрочная: не допустить риска развития осложнений.
Цели при омфалите:
-
Краткосрочная: ускорить заживление пупочной ранки, нормализовать температуру тела ребёнка в течение нескольких дней, с помощью обучения родителей правилам обработки пупочной ранки. -
Долгосрочная: не допустить риска развития осложнений.
Далее медсестра составляет план сестринского вмешательства, направленного на достижение поставленных целей.
IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств.
Цель: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом, их документирование.
Для этого необходимо: реализовать план сестринского вмешательства – осуществить независимые, зависимые или взаимозависимые действия.
Независимые действия выполняются медсестрой без указаний и назначений со стороны врача.
-
Обучить мать (родственников) правилам обработки кожи или пупка. -
Объяснить матери (родственникам) как контролировать состояние ребёнка (температура тела, кожные покровы, пупочная ранка). -
Рекомендовать матери (родственникам) за 30 мин до сна воздержаться от проведения возбуждающих игр, провести прогулки, гигиенические мероприятия, покормить малыша, поговорить с ним; -
Посоветовать матери (родственникам) проветрить комнату; поддерживать температуру в помещении (18–20 °С); устранить шумовые и световые раздражители (приглушить звук телевизора, радио, поставить ночник в комнате); постелить удобную, чистую постель; -
Убедить мать, что успех зависит от точного выполнения рекомендаций. Зависимые действия, выполняются медсестрой на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Например: по назначению врача дайте ребенку жаропонижающий препарат.
Взаимозависимые действия – взаимные действия медсестры с врачом, другими работниками здравоохранения, родственниками пациента и т. д.
Данные действий медсестра заносит в карту сестринского ухода.