Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 684

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
как цене, установленной Богом и определяемой трудом. Соответственно,
присвоение торговой прибыли и процента, по их мнению, нарушал обмен по «справедливой цене». Так обосновывалось запрещение крупной торговли и ростовщичества. У поздних канонистов (Аквиант) в основе «справедли- вой цены» лежали обычаи, а затратный принцип, не всегда доставляющий продавцу соответствующее положение в обществе, считали неточным.
До конца XIX в. экономисты отождествляли цену со стоимостью и цен- ностью товара и употребляли ее с прилагательным, несущим определенный смысл. Меркантилист Ричард Кантильон разграничивал «рыночную цену»,
регулируемую спросом и предложением, и «внутреннюю цену», определяе- мую затратами труда и земли, причем последним отдавал ведущую роль,
развивая земельную теорию.
В XVIII в. физиократ А. Тюрго определял «текущую цену» на основе спроса и предложения и «основную цену», отражающую стоимость товара для производителя.
В результате развития теоретических подходов к категории цены выде- лились следующие: затратный, полезностный и балансирующий.
Теория трудовой стоимости
Теория трудовой стоимости – это теория, утверж- дающая, что основой цены служит стоимость, соз- данная трудом
1
. Каждый из авторов классической экономической школы,
будучи приверженцем трудовой теории стоимости как объективной основы цены, открывал в ней что-то отличное от своих единомышленников.
Представитель английской классической политэкономии Уильям Петти
(XVII в.) – первый автор трудовой теории стоимости – определил «есте- ственную цену» как стоимость товара, созданную трудом по добыче серебра,
а «истинную рыночную цену» как стоимость, выясненную приравнивани- ем к стоимости серебра. Во времена Петти серебро было господствующим денежным материалом. Так, естественной ценой хлеба Петти считал коли- чество серебра, на которое затрачено такое же количество труда, как и на производство хлеба.
Пьер Л. де Буагильбер (XVII–XVIII вв.) исследовал «пропорциональные цены» – цены, при которых производители покрывают свои издержки и оста- ются в выигрыше, тем самым заложив схему затратного метода ценообра- зования, в соответствии с которой цена складывается из издержек и прибыли.
Адам Смит (XVIII в.) выделяет потребительную стоимость и меновую стоимость товаров, определяемую как количество труда, затраченное на про- изводство обмениваемых товаров. Смит понимал, что величина стоимости характеризуется не фактическими затратами труда отдельного производи-
1
См.: Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
7-е изд. перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 437 с. Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
10

теля, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного сос- тояния производства. Стоимость должна выражаться в меновых пропорциях,
в количественном отношении обмена товаров, а при достаточном развитии рыночных отношений – в денежных средствах. Так, А. Смит выделяет «дей- ствительные цены», возникающие в результате соотношения товаров с едини- цей труда, «относительные (номинальные) цены», определяемые соотноше- нием одних и других товаров с помощью денег. Стоимость определяется издержками производства и представляет минимальную цену, по которой товар может продаваться. Но для условий развитого рыночного хозяйства
А. Смит скорректировал свою теорию и определил «естественную цену»,
формирующуюся как сумма доходов факторов производства – заработной платы, прибыли и ренты.
Давид Рикардо (XVIII–XIX вв.) считал труд единственным и конечным основанием стоимости и цен. Он уловил зависимость величины стоимости товара от уровня развития производительности труда и обозначил понятие общественного необходимого труда. Д. Рикардо обосновал структуру стои- мости (цены) товара, разложив ее на стоимость орудий, инструментов, зда- ний и непосредственную стоимость, присоединенную к старой. В результате
Д. Рикардо в «93%-й трудовой теории стоимости» включает в «естественную цену» А. Смита прибыль в размере 6–7%, норма которой пропорциональна величине капитала.
Карл Маркс (XIX в.) довел теорию трудовой стоимости до завершения,
первым разграничив категории «стоимость» и «цена». Его стоимость – это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда, соответ- ствующие средним для данного периода условиям умелости и интенсивно- сти труда, а цена, вторичная по отношению к стоимости, – это денежное выражение стоимости товара. Формула стоимости имеет вид
W = c +
v + m,
где W – стоимость товара, совокупность общественно необходимых затрат труда, c – затраты овеществленного труда (стоимость износа средств труда,
потребленного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий),
v
оплата труда наемных работников, m – прибавочная стоимость, основа при- были – «неоплаченный» живой труд.
Идеологическая составляющая эксплуататорского характера капитали- стического производства привела к модели затратного ценообразования в СССР и странах социализма, не учитывающей всего многообразия ценооб- разующих факторов. В связи с отсутствием рыночных механизмов и рыноч- ных факторов формирования цен, наличием государственного монополизма во всех сферах экономики термин «ценность» применительно к экономиче- ской науке в России практически не употреблялся. Это приводило к низ-
11

кой эффективности производства и торможению внедрения технического прогресса в производство товаров для народного потребления. Даже в со- временных условиях большинство российских компаний используют при формировании цен затратный подход, а в основе стоимости рассматривают себестоимость продукции.
Но в странах с рыночной экономикой предприниматели поняли необхо- димость эффективного управления затратами и их оптимизации.

Теория факторов производства
Теория факторов производства заняла в XIX в.
господствующее положение. В соответствии с данной теорией стоимость создают три фактора производства – капитал
(средства производства), труд и земля (Ж. Б. Сэй, Н. У. Сениор, Ф. Батиста).
Современные экономисты добавляют четвертый фактор – предпринима- теля как лицо, объединяющее три других фактора и делающее возможным производственный процесс. В современных условиях выделяют еще один специфический фактор производства – информацию.
Теория факторов производства далее трансформировалась в теорию из- держек производства (Р. Торренс, Дж. С. Милль, Дж. Мак-Куллох), которые рассматривались как основание, базис продажных цен. В результате было положено начало нетрудовым теориям стоимости
2
Теория предельной полезности
В соответствии с концепцией теории предель- ной полезности (середина XIX в.) – субъектив- ной теории цены и стоимости в основе цены лежит полезность, степень которой каждый участник обмена определяет исходя из собственных субъ- ективных представлений.
Немецкий экономист Г. Госсен исходил из того, что потребление – един- ственно достойный объект экономического исследования. Им были сформу- лированы законы, описывающие взаимосвязь полезности блага, имеющегося запаса блага и степени насыщения потребности в этом благе. Развернутую научную систему данных положений создала «австрийская школа» – К. Мен- гер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк
3
Предельная полезность – полезность последней единицы товара, име- ющегося в наличии, – определяет цену, по которой потребитель готов при- обрести товар. Теория предельной полезности использует «связку» полез- ность – ценность – цена.
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности, показав зависимость полезности от редкости предметов потребления.
2
См.: Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
С. 17.
3
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Г. А. Маховиковой.
6-е изд. перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 463 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
12

Е. Бем-Баверк ввел различие субъективной и объективной ценности.
Субъективная ценность – это личная оценка товара потребителем и про- давцом; объективная – цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Он рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей.
Авторы теории предельной полезности утверждали, что цены товаров и спрос на них зависят от того, каково мнение будущих потребителей по по- воду полезности этих благ. Также на цены влияет количество благ, в котором они поступают на рынок.
Представители кардиналистского направления данной теории (Дж. Ней- ман, О. Моргенштерн, У. Армстронг, Д. Робертсон, Р. Строц) предлагали количественно измерять полезность товара в ютилах (от англ. utility – по- лезность). В рамках данной концепции была сформулирована зависимость для двух товаров x и y:
MU
x
P
x
=
MU
y
P
y
=
λ,
где MU
x
, MU
y
– предельная полезность товаров x и y; P
x
, P
y
– рыночная цена товаров x и y;
λ – некий коэффициент, характеризующий предельную полезность денег.
Исходя из данной формулы субъективно оцениваемая полезность сопо- ставляемых товаров соотносится в сознании как их цена. Также по соотно- шению цен происходит сравнение качества товара. Данное обстоятельство используется в ценовой политике фирм через «сигнализирование ценами»:
высокая цена для недостаточно компетентностного покупателя обычно гово- рит о высоком качестве предлагаемого товара, низкая цена психологически связывается с низким.
Представители ординалистского подхода Ф. Эджуорт, В. Парето,
Е. Е. Слуцкий, Дж. Хикс, Р. Аллен, П. Самуэльсон изучали предпочтения потребителей.
Положения теории предельной полезности обосновывают ценообразова- ние, основанное на спросе или ценностном подходе:
– покупательские мотивы, психология ценовосприятия, ценовая чувстви- тельность – важный фактор в разработке ценовой политики;
– покупатель всегда стремится к оптимуму соотношения «ценность / це- на»;
– производители и продавцы должны изучать своих потенциальных поку- пателей, выявлять их потребности, платежеспособность, формировать ценность для потребителей своих товаров.
13


Теория спроса и предложения
Первым, кто преодолел противоречие между классиками и маржиналистами, был Альфред
Маршалл (конец XIX в.), объявивший цену продуктом взаимодействия обоих факторов – как издержек, так и полезности.
В теории цены А. Маршалл считал необходимым переносить центр тяжести с проблем формирования стоимости на изучение взаимодействия спроса и предложения и формирование развернутой теории цены.
Маршалл исследовал проблемы формирования цен на отдельных рын- ках под воздействием спроса и предложения. Он придавал равное значение этим двум силам: «Можно с тем же успехом спорить о том, верхнее или нижнее лезвие у ножниц режет лист бумаги, как и о том, чем регулируется ценность – полезностью или издержками производства…». В краткосрочном периоде Маршалл считал, что большее влияние на цену оказывает спрос, а в долгосрочном – издержки. Устойчивая цена, цена равновесия устанавливает- ся в той точке, где спрос уравновешивается предложением.
У Маршалла предельная полезность (в денежных единицах) выступает на рынке как максимальная цена, т. е. так называемая цена спроса, которую потребитель готов заплатить за то или иное благо
4
. Минимальной ценой он считал цену предложения. Кривая спроса показывает, как изменяется предельная полезность товара для покупателя: она уменьшается по мере увеличения объема приобретаемых благ. А кривая предложения зависит от того, как изменяются предельные затраты на дополнительную единицу продукции, не превышающие рыночной цены на нее. Совпадение двух пре- дельных величин и объясняет появление цены равновесия, а вместе с ней соответствующих объемов производства и спроса.
Маршаллом выдвинуты понятия эластичности спроса и предложения по цене, которые в современных условиях широко используются в поли- тике цен.
Теория спроса и предложения, дополненная теорией предельной продуктивности, представляет собой наиболее приемлемую научную базу для ценовой политики фирм. В краткосрочном периоде фирма оперирует в основном оборотным капиталом, поэтому движение затрат представлено переменными издержками. В долгосрочном периоде для глубокого изме- нения товарной номенклатуры требуется наращивать постоянные затраты.
Соответственно, при разработке и реализации ценовой политики встает за- дача оптимизации принимаемых решений, расчета альтернативной эффек- тивности с учетом соотношения затрат и результатов. Значения факторов ценообразования постоянно меняются, их необходимо постоянно изучать.
4
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Г. А. Маховиковой.
С. 19.
14