Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
b) DDP;
c) CIF;
d) FAS.
13. Стоимость фрахта судна не входит в цену, но входят расходы, связанные с погрузкой на борт судна:
a) FОВ;
b) ЕХW;
c) DDP;
d) CIF;
e) CPT.
14. Максимальной базисной ценой при заключении контракта является:
a) ЕХW;
b) DDP;
c) CIF;
d) FAS.
15. В качестве мировых цен на продукцию производственно-технического назначения (приборостроение, станки, оборудование) принимаются:
a) цены каталогов торговых фирм;
b) внутренние оптовые цены в странах с емким рынком;
c) биржевые котировки на крупнейших биржах;
d) цены основных фирм-производителей.
16. По товарам, производство которых сконцентрировано в ряде мест, а по- требление, напротив, повсеместно:
a) цены тяготеют к местам нахождения покупателя;
b) цены тяготеют к местам производства;
c) данный фактор не оказывает влияния на тенденции в ценообразова- нии.
17. При нехватке иностранной валюты экспортер предпочтет:
a) условия поставки группы C или D;
b) условия поставки группы E или F;
c) данный фактор не оказывает влияния на тенденции в ценообразова- нии.
18. Какого типа и для кого служит цена возможной реализации на внутрен- нем рынке за вычетом из нее косвенных налогов, характерных для внутренне- го рынка, приемлемого размера прибыли, накладных расходов по реализации продукции внутри страны и таможенных платежей:
a) верхней границей цены по импортному контракту для импортера;
b) верхней границей цены по экспортному контракту для экспортера;
c) нижней границей цены по экспортному контракту для экспортера.
231

19. Пошлины, исчисляемые в форме процента от таможенной стоимости товара, называются:
a) специфическими;
b) адвалорными;
c) комбинированными.
20. Косвенные налоги включаются в цену:
a) при экспорте товаров;
b) при импорте товаров;
c) как при экспорте, так и при импорте товаров.
21. При заключении экспортной сделки приведенная мировая цена обычно служит:
a) базисной ценой для ведения переговоров;
b) ценой фактической реализации продукции;
c) базой для начисления таможенных платежей.
22. С какой целью используется поправка на дату конкурентного материала?
a) чтобы исключить влияние на цену инфляционной составляющей;
b) чтобы исключить влияние на цену кредитной составляющей;
c) чтобы исключить влияние на цену изменения структуры затрат.
23. С какой целью используется поправка на условия платежа?
a) чтобы исключить влияние на цену инфляционной составляющей;
b) чтобы исключить влияние на цену кредитной составляющей;
c) чтобы исключить влияние на цену валютной составляющей.
24. Выберите основные требования, которым должна удовлетворять цена международной сделки, чтобы ее можно было считать мировой ценой:
a) обслуживать все сделки;
b) обслуживать обычные крупномасштабные сделки;
c) обслуживать специальные сделки;
d) особых требований нет.
25. Процедура приведения мировых цен к единому базису используется:
a) только при определении цен экспортных контрактов;
b) только при выборе цен импортных контрактов;
c) при работе с внешнеторговыми ценами.
26. Верно ли утверждение, что на уровень экспортной цены не влияют внут- ренние косвенные налоги, в частности НДС?
a) да;
b) нет.
27. С какой целью используется поправка на базисные условия поставки?
a) чтобы исключить влияние на цену объема поставляемой продукции;
b) чтобы исключить влияние на цену транспортных и сопутствующих расходов;
232

c) чтобы исключить влияние на цену расходов на комиссионное возна- граждение.
28. В случае импортной цены НДС начисляется:
a) на таможенную пошлину;
b) на таможенную стоимость;
c) на сумму таможенной пошлины, таможенной стоимости и акциза.
29. Таможенная пошлина – это:
a) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенным учреждением;
b) ценовое вознаграждение таможенного органа за его услуги.
30. Размер таможенных платежей минимален:
a) при экспорте продукции;
b) при импорте продукции.
Задачи
№ 1. Пусть по условиям контракта доля некредитуемых платежей составляет
50%, в том числе 10% аванс (предоплата) и 40% – платежи с аккредитива.
На оставшуюся сумму контракта, т. е. на 50% его стоимости, покупателю предоставлен продавцом коммерческий кредит на 6 лет под 5% годовых.
Аванс выплачен импортером менее чем за год до начала поставок. Платежи с аккредитива отнесены к моменту поставки, а выплаты по кредиту начи- наются через год после поставки продукции. Ставка банковского процента равна 10%. Зная срок кредита (6 лет), рассчитайте коэффициент кредитного влияния и поправку на условия платежа.
№ 2. Показатели сделки по импорту на единицу продукции следующие: та- моженная стоимость, переведенная по курсу Банка России, равна 1000 руб.;
таможенная импортная пошлина составляет 20%; ставка акциза – 10%;
НДС – 20%; расходы импортера по реализации внутри страны (без НДС) –
100 руб.; цена возможной реализации на внутреннем рынке импортера –
1500 руб. Имеет ли смысл импортеру проводить сделку?
№ 3. Себестоимость единицы экспортируемой продукции равна 10 тыс. руб.;
приемлемая для производителя рентабельность составляет 25%; товар на внутреннем рынке облагается НДС по ставке 20% и акцизом по ставке
10%; расходы экспортера в расчете на одно изделие по доставке до таможни равны 500 руб.; расчетная величина таможенного сбора составляет 12,5 руб.
на единицу; данный экспортируемый товар вывозной пошлиной не облага- ется. Возможная стоимость контракта за партию из 10 изделий 1500 долл.
США; курс равен 80 руб. за 1 долл. Имеет ли смысл экспортеру заключать сделку?
233

№ 4. Планируется поставка во Францию 50 российских комбайнов на усло- виях «с завода» (ЕХW); оплата – 50% наличными (при заключении сделки),
50% в кредит на пять лет при 5%-ной стоимости кредита. Определите ба- зисную экспортную цену на предполагаемую к поставке в текущем году российскую продукцию.
Для сравнения могут быть использованы прейскурантные цены на ана- логичную продукцию крупнейших фирм, производящих и реализующих ком- байны. Прейскуранты европейских фирм взяты за прошлый год, а прейску- рант американской фирмы относится к текущему году. Цены в них указаны в евро (для английской и немецкой продукции) и в долларах (для амери- канской продукции) при поставке единицы продукции на условиях, близких к FОВ с оплатой на момент поставки.
Сравнительные технико-экономические характеристики продукции и це- ны на нее приведены в таблице.
Показатель
Страна, фирма-продавец, марка машины
Россия,
«Россельмаш»,
Д-1500
Германия,
«Клаас»,
108-СЛ
Великобритания,
«Мэсси-
Фергюсон»,
МФ-38
США,
«Форд Нью
Холланд»,
ТХ-36
Мощность двигателя, л. с.
235 221 220 240
Размер барабана
(ширина
×
× диаметр), м
2 1,184 0,727 1,008 0,936
Емкость бункера, т
5,3 5,2 6,06 5,5
Цена
87 720 91 290 92 260
При расчете базисной экспортной цены будет полезна следующая ин- формация:
– по данной группе товаров средняя стоимость транспортировки от заво- да-изготовителя до порта отгрузки составляет около 5% цены произво- дителя товара;
– скидка за покупку товаров оптом по сельскохозяйственной технике варьируется в пределах от 5% за 10 шт. до 15% за 100 шт. При поставке
50 шт. принимается скидка в размере 10%;
– индекс цен в Великобритании и Германии за истекший год вырос на 2,9%;
– при заключении контрактов по данному виду продукции обычно приме- няются скидки с прейскурантных цен в размере 25%;
– коэффициент торможения по сельскохозяйственной технике составля- ет 0,5;
– величина банковского процента за кредит составляет 11%;
234


– коэффициент кредитного влияния по условиям предоставления кредита,
указанным в задаче, равен 0,721.
№ 5. Фирма заключила контракт на закупку товаров в количестве 1000 шт.
общей стоимостью 19 000 долл. США на условиях, включающих стои- мость транспортировки товаров лишь до границы страны-экспортера. Рас- ходы по доставке до таможенной границы Российской Федерации оплачи- ваются импортером отдельно и составляют 1000 долл. на всю партию. Для пересчета таможенной стоимости в рубли примем, что 1 долл. равен 80 руб.
Дополнительные накладные расходы импортера по реализации продукции на внутреннем рынке составляют 10 руб. на 1 ед. продукции. Определите:
– минимальную отпускную цену на импортируемую продукцию для внут- реннего рынка, если импортная таможенная пошлина 10%, ставка НДС
20%, ставка акциза 36 руб. на 1 ед. продукции, сбор за таможенное оформление 0,1%;
– возможную прибыль импортера, если известно, что аналогичный товар продается на внутреннем рынке по свободной отпускной цене без НДС
850 руб., а НДС взимается по ставке 20%;
– розничную цену на внутреннем рынке, если известно, что обычно роз- ничная надбавка по аналогичной продукции составляет 25%;
– размер налоговых платежей, вносимых в бюджет таможней и импорте- ром.
№ 6. Продукция поставляется на экспорт. Какие типы цен можно сформиро- вать, имея следующую информацию?
– Стоимость товара – 100 000 ден. ед.
– Доставка в порт отправления – 1000 ден. ед.
– Стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 2000 ден. ед.
– Стоимость доставки на борт судна и складирование на судне –
1000 ден. ед.
– Фрахт до порта назначения – 8000 ден. ед.
– Стоимость погрузо-разгрузочных работ в
стране-импортере

3000 ден. ед.
– Доставка на склад покупателя – 500 ден. ед.
– Страхование груза – 1000 ден. ед.
Темы докладов
Роль Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в развитии между- народной торговли.
Развитие системы «Инкотермс».
235

Роль межгосударственных ассоциаций в формировании внешнеторго- вых цен.
Таможенные платежи и таможенные сборы в Российской Федерации.
9. Уровень и индексы цен:
методы расчета и применение в экономике
Тест
1. Уровень цен – это:
a) относительный показатель, характеризующий изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности;
b) обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за опреде- ленный период времени, на определенной территории, по совокупно- сти товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойст- вами;
c) сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу и представ- ляющая абсолютную величину.
2. В условиях стабильных цен, устанавливаемых государством, применялся:
a) сплошной учет цен;
b) выборочный метод учета цен.
3. При выборе формулы средних цен необходимо исходить из отношения:
a) p =
Количество
Выручка
;
b) p =
Выручка
Количество
;
c) p = Выручка
× Количество.
4. Если имеются данные о ценах на несколько дат с равными промежутками времени, для расчета уровня цен используется формула:
a) p =
n

i=1
p
i
× q
i
n

i=1
q
i
;
b) p =
n

i=1
(p
× q)
i
n

i=1
(p
×q)
i
p
i
;
c) p =
1 2
p
1
+ p
2
+ . . . +
1 2
p
n
n
1 236


5. Если не известны ни количество продаж, ни выручка за реализованный товар, соответствующая разным уровням цен, то при исчислении средних цен используется:
a) число дней или других периодов времени n, в течение которых суще- ствовала данная цена;
b) формула p =
n

i=1
p
i
× q
i
n

i=1
q
i
;
c) формула p =
1 2
p
1
+ p
2
+ . . . +
1 2
p
n
n
1 6. Общие индексы цен:
a) характеризуют изменение цены единицы какого-либо одного товара;
b) рассчитываются для изучения динамики цен всей совокупности това- ров, создаваемых и обращающихся в одной конкретной отрасли;
c) рассчитываются для всей совокупности разноименных товаров.
7. Если в индекс цен будут включаться индексы цен на ткани, мебель, обувь,
пылесосы, кухонные комбайны и т. д., это будет:
a) групповой индекс;
b) общий индекс;
c) индивидуальный индекс.
8. Если при расчете индекса в качестве весов используются текущие объемы продаж, данный индекс будет:
a) индексом Пааше;
b) индексом Ласпейреса;
c) индексом Фишера.
9. Следующий ряд индексов

p
1
p
0
,
p
2
p
1
,
p
3
p
2

относится:
a) к базисным индексам;
b) цепным индексам;
c) территориальным индексам.
10. Произведение цепных индексов дает:
a) первый базисный индекс цен;
b) базисный индекс цен;
c) индекс Пааше.
11. Отношение двух базисных индексов цен дает:
a) последний цепной индекс;
b) цепной индекс цен;
c) индекс Ласпейреса.
237

12. Следующий ряд индексов

p
1
p
0
,
p
2
p
0
,
p
3
p
0

относится:
a) к базисным индексам;
b) цепным индексам;
c) территориальным индексам.
13. Динамические индексы цен отражают:
a) изменение цен во времени;
b) межрегиональные различия в ценах.
14. Покупательная способность – это:
a) выражение стоимости товара в денежных единицах;
b) стоимость денег, выраженная в товарах, показывающая, сколько това- ров можно купить на одну денежную единицу;
c) отношение уровня цен к среднедушевому доходу населения.
15. Если инфляция в стране за год составила 7%, то покупательская способ- ность денег при условии отсутствия их номинального изменения:
a) увеличится на 7%;
b) уменьшиться на 7%;
c) уменьшится на 6,5%
16. Индекс потребительских цен рассчитывается как:
a)
Стоимость фиксированной потребительской «корзины»
в текущих ценах
Стоимость этой же «корзины» в базисных ценах
;
b) Стоимость фиксированной потребительской «корзины» в текущих це- нах
× Стоимость этой же «корзины» в базисных ценах;
c)
Стоимость этой же «корзины» в базисных ценах
Стоимость фиксированной потребительской «корзины»
в текущих ценах
17. Если в 2021 г. инфляция составила 8%, а в 2022 г. – 9%, норма инфляции равна:
a) 1%;
b) 12,5%;
c) 1,25%.
Задачи
№ 1. По приведенным ниже данным рассчитайте среднюю цену 1 кг конфет за третий квартал.
Месяц
Цена за 1 кг, руб.
Реализовано, кг
Июль
150 20
Август
180 42
Сентябрь
210 35 238


Определите, как повлияло на выручку от реализации конфет в третьем квартале изменение цен, если известно, что средняя цена 1 кг конфет во вто- ром квартале составляла 150 руб.
№ 2. По приведенным ниже данным определите: среднюю цену товара,
структуру реализации товара по видам, отклонение цены каждого вида това- ра от среднего уровня (в руб. и в процентах).
Вид товара
Цена за 1 кг, руб.
Выручка от реализации, руб
А
235 1275
Б
320 1120
В
187 1122
№ 3. Цена 1 кг картофеля с 1 по 20 июля составляла 80 руб., с 21
по 28 июля – 75 руб., с 29 по 31 июля – 60 руб. Рассчитайте среднюю цену 1 кг картофеля за июль. Какая была средняя цена картофеля в июне,
если известно, что она в июле снизилась на 5%?
№ 4. В сентябре было реализовано печенье «Майское» по цене 95 руб за 1 кг,
«Шахматное» – по 100 руб. и «Дружба» – по 80 руб. Удельный вес реализо- ванного печенья «Майское» составил 35%, «Шахматное» – 20%. Рассчитайте среднюю цену за 1 кг печенья.
№ 5. Имеются данные о количестве продаж и ценах за 1 кг яблок за текущий год:
Период
Цена за 1 кг, руб.
Товарооборот,
тыс. руб.
Структура товарооборота, %
1.01–15.05 170 850 16.05–15.10 120 1920 16.10–31.12 150 1200
Итого:
Определить: структуру товарооборота по выделенным периодам года в
%, среднюю цену яблок за год.
№ 6. По следующим данным рассчитайте индексы цен Пааше, Ласпейреса,
Фишера, изменение товарооборота за счет роста цен. Проанализируйте по- лученные результаты.
Товар
Базисный период
Текущий период
Цена, руб.
Продано, ед.
Цена, руб.
Продано, ед.
А
150 220 180 395
Б
250 290 300 220
В
1200 150 1500 940
№ 7. Имеются следующие данные о продаже товаров в супермаркете:
239

Товар
Продано
Цена за 1 кг, руб.
Предыдущий период
Текущий период
Предыдущий период
Текущий период
Колбаса
200 220 270 27
Ветчина
150 120 300 30
Определите индивидуальные индексы цен и физического объема про- даж, общие индексы цен, физического объема, выручки от продаж.
№ 8. Реализация товаров характеризуется следующими данными:
Товар
Реализовано, ед.
Цена, руб.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Январь
Февраль
Март
Апрель
А
6500 6400 6600 7000 23 23 25 26
Б
1300 1250 1300 1500 25 26 26 28
В
4000 4200 4400 4500 14 15 16 16
Вычислите базисные и цепные общие индексы с постоянными и пере- менными весами по этим товарам (за базу сравнения при расчете индексов с постоянными весами примите объем реализации этих товаров в январе).
№ 9. Рассчитайте индекс цен и сумму дополнительного вложения капита- ла. Данные для расчета: планируется приобрести 10 т товара А по цене
50 тыс. руб. за тонну, 20 т товара Б по цене 60 тыс. руб. за тонну, 30 т товара В по цене 100 тыс. руб. за тонну. Фактически в плановом периоде цены составили по товару А 70 тыс. руб. за тонну, Б – 95 тыс. руб за тонну,
В – 200 тыс. руб. за тонну.
№ 10. В отчетном периоде было продано хлопчатобумажных тканей на 2 млн руб., шелковых – на 1,5, шерстяных – на 2,5 млн руб. Определить общий индекс цен, если известно, что цены на хлопчатобумажные ткани были снижены на 6%, на шелковые – на 12%, на шерстяные – на 4%.
№ 11. Индекс потребительских цен повысился в феврале текущего года по сравнению с декабрем предыдущего года до 103,7%. Как изменилась покупательская способность денег?
№ 12. На предприятии должны были выплатить заработную плату 1 февраля,
но задержали ее на три месяца. Инфляция составила в феврале 5%, в марте
6% и в апреле 7%. На сколько процентов снизилась реальная заработная плата у работающих на данном предприятии?
№ 13. Номинальные доходы населения увеличились в текущем периоде на 20%, налоги остались без изменения, а ИПЦ составил 130%. Как измени- лись реальные располагаемые доходы населения?
№ 14. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил:
Январь
Февраль
Март
Апрель
Март
101,2 103,7 105,4 107,2 108,1 240