Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


57. Философия как интегральная форма научных знаний.

Интеграл – некая структура, характеризующаяся свойством перехода из одной формы в другую. Философия – интегральная наука. Ее интересуют явления не сами по себе, а с точки зрения развития и взаимосвязи (диалектической взаимосвязи).

Интегральный характер науки: главное здесь заключается в том, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое.

Философия – это учение об общем, любой другой предмет будет частным к ней. Философия, вбирая в себя знания экономики и т.д., выступает как единое (интегральное) целое и может затем рассматриваться в рамках любой науки. Там, где нарушается связь, прекращается развитие, наступает стагнация, деградация.

Специфика явления (экономики и т.д.) философию не интересует, ее интересует:

    1. место этого явления (экономики в жизни общества);

    2. насколько оно участвует в развитии (насколько экономика участвует в развитии общества).

Интегральная характеристика философского знания влечет интегральный характер его категорий. Интегральный (всеобщий) характер и интегральная форма проявляются в понятиях, принципах и учениях во всех философских системах. От созерцательной философия все больше переходит к научной (Аристотель – механика, Демокрит - ”атомная теория”и т.д.). Но все же в античности философия больше носила умозрительный (иногда гениальный – атомы Демокрита) характер. С открытиями Галилея, Коперника философия все больше пополнялась научными знаниями. Со временем из науки наук философия превратилась в специфическую науку, междисциплинарную науку, нося мировоззренческий характер. Философия становилась интегральной наукой в том смысле, что она осмысливала достижения наук, происходило наполнение философии наукой, формировалась философская картина мира, наполненная наукой.

В обществе есть 2 начала: мир явлений и мир вещей в себе. Феномен: мир, свободный от сущностей, и мир необходимости. Мир явлений – то, чем занимается наука, но существует мир сверхчувственный, трансцендентный (потусторонний), влияющий на мир явлений через потребности (как побуждение к чему-то).

58. Диалектика научно-технического творчества.


Диалектика - искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике.

Сам термин диалектика впервые был употреблен Сократом. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, п.

Творчество процесс человеческой деятельности, создающей качество новое, никогда ранее не созданное. Творчество стремится к созданию материальных и духовных ценностей.

Кант утверждал, что творческая деятельность – «продуктивная сила воображения, единство сознательного и бессознательной деятельности».

Берксон - в основе творческой деятельности – интуиция, кот. противопоставлялась интеллекту.

Творческое познание – это непрерывный поиск новых подходов, выводов, результатов, а фундаментом является осмысленное прогнозирование будущего.


Творчество – это деятельность порождающая новое качество, отличающаяся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, т.к. предполагает творца – субъекта творческой деятельности. В процессе творчества создается новая реальность, нов. условия существования человека.

В настоящий момент научное творчество подвержено процессам теоритизации (диалектизации). Диалектизация науки как ее важнейшая закономерность означает все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития (а значит, и времени). Процесс диалектизации (как и теоретизации) также конкретно-историчен и определяется предметом науки, особенностями данной ступени ее развития и другими факторами.

Первые импульсы процесс диалектизации получил вместе с возникновением самой науки — и прежде всего благодаря созданию Декартом, а позднее — Кантом космогонических гипотез. С их появлением Земля и вся Солнечная система предстали как нечто ставшее во времени, т. е. как нечто возникшее естественным путем и развивающееся.

Процесс диалектизации получил новый мощный импульс благодаря работам английских ученых — геолога Ч. Лайеля и биолога Ч. Дарвина, которые на большом фактическом материале доказали, что все в природе взаимосвязано и все в ней происходит в конечном счете диалектически, а не метафизически.

Серьезное обоснование диалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, детерминизма и др. получили благодаря открытию клетки и закона сохранения и превращения энергии (30—40-е гг. XIX в.), а впоследствии (с конца XIX — начала XX вв.) — благодаря созданию квантовой механики и теории относительности, а в современный период развития науки — благодаря крупным успехам синергетики — теории самоорганизации целостных развивающихся систем.

59. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.

Техногенное общество (техногенная цивилизация) — это общественная система на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды


Проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, т.е., которые носят общечеловеческий характер, принято называть глобальными.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только ту его часть, где непосредственно проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Экологическая проблема. Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества.

Демографическая проблема. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. («золотому миллиарду») человек. Остальные оказываются лишними.

Данная проблема также остро стоит и перед развитыми странами, там на фоне роста численности людей преклонного возраста зачастую имеет место снижение рождаемости, не обеспечивающее даже простое воспроизводство населения.

Проблема образования. Причины демографического взрыва тесно связаны с проблемой образования. Если в процентном отношении число неграмотных в мире за последнее время уменьшилось, то в абсолютном выражении оно продолжает расти.

Проблема здравоохранения. Существует как прямая, так и косвенная связь между многими болезнями и антропогенными изменениями в окружающей среде.

Продовольственная проблема. в мире ежегодно погибают от голода несколько десятков миллионов человек, причем больше детей, чем взрослых.

Неравномерность экономического развития. В последнее время при общемировом росте валового продукта значительно увеличился и без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами. Энергетическая и сырьевая проблема.
Еще одна проблема — обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами — стала сегодня глобальной.

Проблема войны и мира. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле по общему признанию является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем.

Степин: Среди многочисленных глобальных проблем, ... три главных.

Первая из них - это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, Второй - нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.

третья проблема - это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Современная культура действительно создает возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие.

Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. Их решение предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

60. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Глобальный эволюционизм - направление философской мысли, рассматривающее развитие живой и неживой природы в едином эволюционном процессе; человек в таких построениях выступает обычно в качестве венца эволюции.

Подходы:

Системный подход к глобальной эволюции. В настоящее время глобальный эволюционизм рассматривает мир, Вселенную как единый, целостный, универсальный процесс эволюции взаимосвязанных систем различного уровня и организации.

Синергетический подход к глобальной эволюции. Как показывает космология, переход от одних систем и структур к другим, как на уровне микроэволюции, так и макроэволюции, происходил посредством процесса самоорганизации, который впервые начал изучаться синергетикой. На этом основании можно утверждать, что принцип самоорганизации служит важнейшей предпосылкой для формирования глобального эволюционизма.