ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития.
Типы традиционного развития - характерные для ряда самобытных цивилизаций общие черты их исторической эволюции, общие для них признаки воспроизводства и развития социальной жизни.
Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. В культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления.
Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами.
Столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.
В XV—ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ.
Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность.
Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становятся характерным признаком жизни техногенных обществ.
10. Сциентизм и антисциентизм. Наука и эзотеризм.
Направление появилось в 50-е – 60-е годы XX века. Эти направления оценивают роль науки в цивилизации. Наука становится чем-то вроде религии для человека. Появляется атомная физика, наука становится производительной силой, значительное наращивание темпов производства.
Сциентисты – это те, кто приветствуют развитие науки.
Антисциентисты – это те, кто видят в науке беды и гибель человечества.
-
Сциентисты приветствуют достижения науки Антисциентисты испытывают предубеждённость по поводу научных инноваций -
Сциентисты провозглашают знания наивысшей ценностью Антисциентисты подчёркивают критическое отношение к науке -
Сциентисты вспоминают прошлое, а именно, новое время, когда наука выступала в поддержку культуры и гуманистических ценностей. Антисциентисты считают, что научный прогресс не сделал человечество более счастливым, наука несет с собой опасности -
Сциентисты видят в науке ядро ценностей человеческой жизни и стремятся к означиванию всего общества в целом. Антисциентисты считают, что научное знание не есть синоним истинного знания. -
Сциентисты намеренно закрывают глаза на негативные последствия научного развития сферы и общества. Антисциентисты прибегают к сгущению красок и чрезмерному нагнетанию опасности научного развития
Экзистенционализм – ставит вопросы, что наука сделала в области этики. (ничего в целом).
Некоторые мыслители-антисциентисты утверждают, что мы живём в неподлинном мире. По той причине, что этот мир является непрерывно расширяющимся миром нарастания и удовлетворения потребностей.
Рост антисциентических настроений в совокупности с мистическими настроениями порождает лженауку. Пример – биоэнергетика, биоэнергоинформатика, теория торсионных полей, астрология, гомеопатия.
Под видом научных подаются лженаучные знания. Лженаука агрессивна и фанатична. Распространение лженаучных знаний происходит из-за необразованности и низкой культуры.
Способы борьбы со лженаукой:
-
Формирование критического сознания и понимания современной картины мира с детства -
Создание специализированных учреждений для взрослых -
Освещение неудач лженауки в СМИ
Э. Агацци – «Задача современного интеллектуала весьма сложна, она состоит в том, чтобы одновременно защищать науку и противостоять сциентизму».
11. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
Эпистемология - это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие.
Эпистемология понимается как разновидность логически последовательного мышления, в котором превалирующими оказываются требования приверженности к обоснованию условий истинности, стремления к поиску фундаментального словаря, объединяющего и ученых, и различные дисциплины.
На логико-эпистемологический подход возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа фундаментальные принципы научного познания. Вектор логико-эпистемологического исследования ведет от рационального к реальному, а не наоборот.
ЛЭП начал формироваться на втором этапе позитивизма (эмпириокритицизм).
Согласно Эрнсту Маху, идеолога эмпириокритицизма, целью научного познания является накопление опытных данных, а также отыскание таких понятий и законов, которые давали бы наиболее экономное описание элементов опыта. Это, по его мнению, возможно при последовательном очищении от метафизических положений не только теоретического знания, но и научного опыта.
Неопозитивизм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел) предложил особый подход к обоснованию фундаментальных понятий и принципов науки. Он сосредоточил внимание на анализе языка науки и разработке логической техники такого анализа, полагая, что применение в этих целях математической логики позволит реализовать идеал позитивной философии — решить проблемы методологии науки средствами самой науки.
12. Марксистская и позитивистская концепции науки.
Марксистская концепция науки была разработана Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Философия марксизма - ϶ᴛᴏ философия диалектического материализма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму: материя — единственная основа мира; мышление — неотъемлемое свойство материи; движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.
В научном труде формируются и используются особые «орудия» труда — материальные (приборы наблюдения, измерения, эксперимента) и интеллектуальные (методика, формулы, расчеты, понятия, концепции), технология, необходимая для получения новых научных результатов. Предметы и орудия научного труда вместе составляют «средства духовного производства». В единстве со средствами производства знания субъекты исследовательской деятельности составляют производительные силы этой отрасли духовного производства.
Философия марксизма стала основой для современной научной философии. Понятия материи как объективной реальности, сознания как способности высокоорганизованной материи – человека отражать весь материальный мир стали главными компонентами основного вопроса научной философии. Научная философия подразделяется на общую философию (онтологию и гносеологию) и социальную философию. Важным элементом научной философии становится её взаимосвязь с частными науками.
Позитивиизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции благодаря работам Огюста Конта (1798 – 1857). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняются на базе религиозных представлений, вторая – метафизическая или абстрактно-философская заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Третья – позитивная, в которой все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат экспериментов специальных наук.
Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному. Низшая ступень – наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью – математика. Далее следуют: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика – социология. Философия по мнению позитивистов не может высказать о мире ни одного нового положения, самостоятельно не создаёт какой-либо картины мира. Ее задача - ϶ᴛᴏ логический анализ и прояснение положений других наук, в которых выражаются знания о мире. Это важно поскольку, только вся совокупность знаний разных наук позволяет познать мир в целом.
13. Постпозитивистская философия науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд).
Постпозитивизм – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену. К основным течениям постпозитивизма можно отнести следующие:
Карл Поппер (1902-1994) рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также как систему изменяющуюся и развивающуюся. Этот аспект анализа науки он представил в форме концепции роста научного знания. Специфическая способность человека познавать, воспроизводить научное знание является результатом естественного отбора.
Имре Лакатоса (1922-1974) ввел понятие «Научно-исследовательская программа». Она является основной единицей развития и оценки научного знания. Под НИП Лакатос понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т.е. некоторый тип развития. Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена НИП есть научная революция.
Томас Кун (1922-1995) предложил общую схему (модель) историко-научного процесса. Она включает в себя два основных этапа.
-
Это нормальная наука, где безраздельно господствует парадигма. -
И научная революция – распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, и наконец победа одной из них, т.е. переход к новому периоду нормальной науки.