ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции:
-
являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; -
определяют эвристические программы научного познания, ориентирует ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия.
Исторические типы:
-
классического естествознания (17 - конец 19 в.), признающего суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины; -
формирования неклассического естествознания (конец 19 - первая половина 20 в.), обосновавшего принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения; -
неклассического естествознания современного типа, актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.
52. Научная картина мира и ее эволюция.
Научная картина мира - целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.
Картины мира:
-
Механическая картина мира: механическое движение является универсальным, человек – тоже механизм, Бог – механик, часовщик. Механико-деистическое мировоззрение. -
Физическая (жидкости, газ, электричество – новые формы взаимодействия). -
Химическая (элементарные частицы) – закон Менделеева.
Эволюция:
-
Классическая научная картина мира (XVI-XVIIвв – к.ХIХв), основана на открытиях Кеплера, Коперника, Галилея, но главным образом, на принципах механики Ньютона:
Основные положения:
-
мир находится в состоянии линейного, прогрессивно направленного развития с жестко предопределенной детерминацией; случай несущественен; -
все состояния мира, в том числе и будущее, могут быть просчитаны и предсказаны; -
естественно-научная база – ньютонова Вселенная с еѐ субстанциальными (независимыми субстанциями, имеющими абсолютные, постоянные, неизменные характеристики) пространством и временем в котором помещены материальные объекты (звёзды и т.д.), находящиеся в состоянии равномерного движения.
-
Неклассическая научная картина мира (ХХв, Эйнштейн):
Основные положения:
-
началось все с термодинамики, утверждающей, что жидкости и газы не есть чисто механические системы – случайные процессы являются частью их сущности; -
пространство и время на абсолютны, а относительны; их конкретные характеристики -
меняются в зависимости от массы материальных объектов и скорости их движения (чем ближе к скорости света, тем сильнее изменение пространственных и временных параметров объекта; -
развитие мира может быть представлено в виде магистральной линии, омываемой синусоидой, олицетворяющей роль случая.
-
Постнеклассическая картина мира (конец ХХ в., на основе синергетики):
Основные положения:
-
развитие мира может быть представлено в виде ветвящегося дерева; -
будущее принципиально непредсказуемо: всегда есть альтернативы развития, которые часто определяются каким-нибудь случайным, иногда даже незначительным фактором; -
утверждается, что малым, локальным причинам могут соответствовать глобальные следствия; -
из всех вышеизложенных положений следует, что неопределённость выступает как атрибут (фундаментальная, основополагающая характеристика) бытия; -
важнейшие понятия современной научной картины мира – порядок и хаос (смотрите об этом в вопросе о синергетике); -
мире – от атома, молекулы, микроорганизма, человека и до Вселенной, есть результат соответствующей эволюции); -
иерархическая структура мира (в неживой природе: поле и вещество – элементарные частицы – атом – молекула – макротела – звёзды - галактики – метагалактики – вселенная.
53. Сущность и структура научных революций.
Развитие науки - процесс поочередной смены 2-х периодов:
-
"нормальная наука" безраздельно господствует парадигма -
"научная революция": распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, победа одной из них, переход к новому периоду "нормальной науки".
Революция у Куна рассматривается как определяющая последующее эволюционное развитие нормальной науки. Чтобы понять эволюцию, надо вывести ее из предыдущей революции, которая формирует новый способ решения научных проблем. Но если на передний план выдвигается производство нового, это неизбежно фокусирует внимание на его создателе, на субъекте - научном обществе. При этом Кун утверждает, что внутренние мотивы, которые вынуждают ученого сделать выбор в пользу новой теории, «проистекают не из логической структуры научного знания»
Парадигма - совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом.
Свойства парадигмы:
-
принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; -
содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей.
Переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки.
Научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.
-
Допарадигмальный период: соперничество школ, отсутствие общепринятых концепций и методов исследования. Эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ. -
Период "нормальной науки": начинается с признания парадигмы, формулируются и широко применяются самые многообразные и разноуровневые методы, приемы и нормы научной деятельности. Кризис парадигмы – также кризис ее "методологических предписаний". Отказ от существующих принципов, стимулирует этот поиск. -
«Научная революция»: результат этого процесса полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой. Происходит процесс смены "понятийной сетки", через которую ученые рассматривали мир. Изменение данной "сетки" вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений. Главная задача ученых-профессионалов в этот период - упразднение правил, кроме тех, которые "вытекает" из новой парадигмы и детерминирован ею. Это не должно быть их "голое отрицание", а "снятие", с сохранением положительного.
54. Проблема синтеза современного научного знания.
Научное знание - это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказанность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению.
Одновременно с процессом дифференциации (выделение) происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними, что характерно для современной науки (кибернетика, синергетика и др.).
Тенденцию "смыкания наук", ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский.
В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями (космос, экология).
Существует много различных типов и способов синтезирования знания, которые в гносеологическом плане образуют, следующие основные направления:
-
синтез собирательный, преодолевающий узкое аспектовидение, вызываемое предметной, уровневой или методологической специализацией знания; -
синтез, расширяющий предмет познания за счет исследования все более глубоких оснований бытия и более системного изучения внешних взаимодействий, ответственно различному содержанию этих задач различными оказываются и средства системного подхода, которые им адекватны.
Системный подход к изучению, помогает изучить целостность, «в системе» и вместе с тем вскрыть закономерности фундаментальных связей и взаимодействий.
55. Проблема реальности и ее атрибутов в современном научном знании.
Реальность - все сущее; весь мир в многообразии его форм: материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность).
Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.
Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
Атрибуты бытия – это неотъемлемые свойства объекта бытия в целом, без которого они не могут существовать и мыслиться:
-
Движение – свойство объектов бытия изменяться, переходить из одного состояния в другое в многообразных формах. -
Время – следование одного события за другим, или атрибут бытия, выражающий длительность и последовательность состояний бытия. -
Пространство – атрибут бытия, характеризующий протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов и частей бытия, или расположенность одних объектов возле других. -
Системность – атрибут бытия, выражающий целостность существования объекта, который внутренне разделен на части, связанные между собой. -
Отражение – атрибут бытия, отражающий способность тел при взаимодействии воспроизводиться своими свойствами друг в друге. Высшая форма отражения – сознание человека.
56 Философская антропология – основание синтеза научного знания.
Философия человека, или философская антропология в широком смысле понимают учение о природе и сущности человека, в узком - течение в западно-европейской, преимущественно немецкой, философии 1-й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (В. Дильтей), феноменологии Э. Гуссерля и др. и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук: биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д.. Начало Ф. а. связано с появлением работ М. Шелера "Положение человека в космосе" (1928) и Х. Плеснера "Ступени органического и человек" (1928). Они непосредственно обратились к проблеме человека как космического существа
Предметом философской антропологии является сущность человека.
По Шелеру, задача философской антропологии состоит в том, чтобы точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все дела человеческие, в том числе язык, наука, миф, искусство, религия, общество, государство, совесть и т.д. При таком подходе философия человека приобретает статус науки всех наук. В центре внимания работ Шелера и Плеснера специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в "дистанции" его по отношению к окружающей среде.
Целостная концепция человека может быть построена только в результате синтеза различных отраслей научного знания на основе философских понятий и принципов. Необходим синтез гуманитарных, технических и естественно- научных знаний о человеке. Нельзя понять сущность человека только в пределах естественно-научной картины мира, т.к. человек есть синтез природного и социального бытия.
Философская антропология объективно оказывается методологией различных наук. Ей предстоит определять многие концепции, мораль и социально-политическую практику.
Основные понятия философской антропологии: действие и происшествие. Они взаимообусловлены и объясняют друг друга. Наша жизнь "натянута" между событиями рождения и смерти. Первое и последнее слово за нас говорит не наше собственное действие. Даже если мы действуем, с нами постоянно что-то происходит: есть происшествия без действия, а противоположного, т.е. чистого действия, не существует.