Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
-
С.174 -175. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-risuyut-nashi-deti-k- istorii-voprosa-izucheniya-detskogo-risunka-kak-sredstva-otrazheniya-sotsialnogo- opyta/viewer (дата обращения: 07.10.2020)
-
Ушинский, К.Д. О наглядности обучения/ Ушинский К.Д. – Москва: Просвещение, 1954. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 – 4 кл.) в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644. Доступ из сайта «Министерство образования и науки Российской Федерации» -
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ред. от 08.12.2020, (с изм. от 08.12.2020). Доступ из сайта «Законодательство Российской Федерации» -
Формирование умственных действий. Психология мышления: хрестоматия по общ. психологии / П.Я. Гальперин. – Москва: 1981. -
Чеканцев, П. А. Размышления о композиции в изобразительном искусстве / П.А. Чеканцев // Научно – электронная библиотека Кибер Ленинка. – 2015. – № 4. – С. 221-232–URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-kompozitsii-v-izobrazitelnom- iskusstve/viewer (дата обращения: 14.11.2020). -
Чигинцева, О.Н. Пошаговое развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством/ О.Н. Чигинцева // Эстетическое воспитание. – 2012. – URL: http://www.yafalian.ru/konfer/086.pdf (дата обращения: 14.09.2020). -
Шаханская, А.Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста / А.Ю. Шаханская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. –№3. – С. 286-289. -
Широкова, В.В. Условия обучения младших школьников композиции как общему способу создания художественной формы / В.В. Широкова // Научно – электронная библиотека Кибер Ленинка. – 2012. – № 7
-
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-obucheniya-mladshih- shkolnikov-kompozitsii-kak-obschemu-sposobu-sozdaniya-hudozhestvennoy- formy/viewer (дата обращения: 10.10.2020).
-
Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1977 - 112с. -
Шорохов, Е.В. Основы композиции/ Е.В. Шорохов. – Москва: Просвещение, 1979.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 1
Рис. 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рис. 1
Рис. 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рис. 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
№ п/ п | Название задания | Образователь ные задачи задания | Инструкция задания | Методическое обоснование задания | Виды деятельности детей при выполнении задания | Предполагаем ый результат | Оборудование | |||||
Развитие целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде | ||||||||||||
1. | «Разбита | Развивать | Определи | по | Методы: наглядный, | Обучающиеся | Продолжают | Цветные карандаши, | ||||
| я ваза» | умение | черепкам, | метод привлечения | анализируют | развивать | рабочий | лист с | ||||
| | удерживать в | какая | ваза | личного | иллюстрацию, | умение | иллюстрацией. | ||||
| | поле | зрения | разбилась. | эмоционального, | доказывают | удерживать в | (см. Приложение 6 | ||||
| | все | Раскрась её. | визуального и бытового | собственное мнение, | поле | зрения | Рис. 1) | ||||
| | изображение, | | опыта детей | раскрашивают вазу, | все | | |||||
| | цельно видеть | | Принципы: принцип | выделяя акцент, на | изображение, | | |||||
| | предмет, | | постоянства связи с | основе личного опыта | цельно видеть | | |||||
| | развитие | | жизнью. Принцип | рассказывают о видах | предмет. | | |||||
| | мелкой | | создания потребности в | ваз, их особенностях. | | | |||||
| | моторики рук. | | приобретении знаний и | | | | |||||
| | | | навыков. | | | | |||||
| | | | Принцип освоения | | | | |||||
| | | | вживанием (принцип | | | | |||||
| | | | целостности и | | | | |||||
| | | | неспешности | | | | |||||
| | | | эмоционального | | | | |||||
| | | | освоения) | | | | |||||
2. | «Поигра | Развивать | Найди | и | Методы: метод единства | Обучающиеся | Продолжают | Цветные карандаши, | ||||
| й | в | умение | раскрась | восприятия и созидания, | анализируют | развивать | восковые | мелки, | |||
| сыщика» | удерживать в | треугольники | метод широких | представленные | умение | рабочий | лист с | ||||
| | поле | зрения | жёлтым | ассоциаций. | геометрические | удерживать в | иллюстрацией. | ||||
| | все | цветом, | а | Принципы: принцип | фигуры и | поле | зрения | (см. Приложение 6 | |||
| | изображение, | многоугольни | постоянства связи с | раскрашивают в | все | Рис. 2) |
| | цельно видеть | ки – синим | жизнью. Принцип | соответствии с | изображение, | |
предмет. | цветом. | единства формы и | инструкцией. | цельно видеть | |||
| Вспомни | содержания. | Обобщают | предмет. | |||
| сказку с | Принцип освоения | полученный образ. | | |||
| полученным | вживанием (принцип | Называют части дома, | | |||
| изображением | целостности и | особенности | | |||
| , нарисуй | неспешности | постройки дома, их | | |||
| сюжет этой | эмоционального | виды, рассказывают | | |||
| сказки. | освоения) | сказку, в которой | | |||
| | | встречается дом. | | |||
| | | Изображают сюжет | | |||
| | | этой сказки. На | | |||
| | | основе жизненного | | |||
| | | опыта рассказывают о | | |||
| | | своём доме. | | |||
3. | «Строите | Развивать | Дострой | Методы: | Обучающиеся | Продолжают | Цветные карандаши, |
| ль» | умение | замок | наглядный,метод | рассматривают | развивать | рабочий лист с |
| | удерживать в | симметрично | привлечения личного | архитектурные | умение | иллюстрацией. |
| | поле зрения все изображение, цельно видеть предмет. | по клеточкам, раскрась полученный замок, дополни до сюжета. | эмоционального, визуального и бытового опыта детей Принципы: принцип постоянства связи с жизнью. Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения) | сооружения (замок), строят его по клеточкам, удерживая в поле зрения правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего | удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет. | (см. Приложение 7 Рис. 1) |
| | | | | изображения с | | |
| | | | | изображением, уже | | |
| | | | | имеющейся. | | |
| | | | | Раскрашивают | | |
| | | | | полученное изображение, дополняют до сюжета. | | |
4. | «Сложи | Развивать | Из частей | Методы: метод широких | Обучающиеся | Продолжают | Части мозаики. |
| узор» | умение | сложи узор по | ассоциаций, метод | анализируют образец | развивать | Рабочий лист с |
| | удерживать в | образцу, | свободы в системе | изображения, | умение | изображением |
| | поле зрения | придумай | ограничений. | соотносят и | удерживать в | целостных образов. |
| | все | сюжет с | Принципы: принцип | согласовывают детали | поле зрения | (см. Приложение 7 |
| | изображение, | полученным | постоянства связи с | изображения между | все | Рис. 2) |
| | цельно видеть | образом и | жизнью.Принцип | собой для получения | изображение, | |
| | предмет. | изобрази его. | создания потребности в | целостного образа, на | цельно видеть | |
| | | | приобретении знаний и | основе жизненного | предмет. | |
| | | | навыков. | опыта рассказывают о | | |
| | | | | видах насекомых, | | |
| | | | | зверей, их | | |
| | | | | характерных | | |
| | | | | признаках. | | |
| | | | | Составляют и | | |
| | | | | изображают сюжет на | | |
| | | | | основе своих | | |
| | | | | представлений. | | |
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства | |||||||
5. | «Что | Способность | Рассмотри | Методы: наглядный, | Обучающиеся | Продолжают | Акварель, кисть, |
| после | обучающихся | иллюстрации | метод привлечения | рассматривают и | развивать | непроливайка, |
| чего?» | целостно | и восстанови | личного | анализируют | способность | палитра, клеёнка. |
| | воспринимать | последователь | эмоционального, | иллюстрации, | целостно | Рабочий лист с |
| | и оценивать | ность | визуального и бытового | восстанавливают | воспринимать | иллюстрациями. |
| | всю | событий: что | опыта детей, метод | последовательность | и оценивать | (см. Приложение 8 |
| | изображаему | было сначала, | единства восприятия и | событий, используя | всю | Рис. 1) |
| | ю группу | что потом. | созидания. | личный опыт, | изображаему | |
| | предметов как | Раскрась | Принципы: | рассказывают о | ю группу | |
| | единое целое | иллюстрацию | Принцип освоения | пользе изготовления | предметов как | |
| | с целью | одного | вживанием (принцип | скворечника, | единое целое | |
| | определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу. | промежуточн ого этапа. | целостности и неспешности эмоционального освоения) Принцип постоянства связи с жизнью. | приводят примеры помощи птицам. | с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу. | |
6. | «Художн ик» | Способность обучающихся целостно воспринимать и оценивать всю изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу. | Отгадай загадки. Составь сюжетную картинку из отгадок, нарисуй, опиши словесно. | Методы: метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, метод сравнения. Принципы: принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков Принцип постоянства связи с жизнью. | Отгадывают загадки, составляют сюжетную картинку из отгадок по представлению, основываясь на жизненный опыт и соблюдая законы композиции, словесно дают описание. | Продолжают развивать способность целостно воспринимать и оценивать всю изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу. | Карточки с загадками, простой карандаш, гуашь, кисть, непроливайка, палитра. |
7. | «Журнал ист» | Способность обучающихся целостно воспринимать | Определи общую тему картин. Докажи свою | Метод наглядный, метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового | Рассматривают репродукции картин, определяют общую тему, погружаясь в | Продолжают развивать способность целостно | Репродукция картины (см. Приложение 9) Б. Кустодиева |