Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»


  • С.174 -175. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-risuyut-nashi-deti-k- istorii-voprosa-izucheniya-detskogo-risunka-kak-sredstva-otrazheniya-sotsialnogo- opyta/viewer (дата обращения: 07.10.2020)

  1. Ушинский, К.Д. О наглядности обучения/ Ушинский К.Д. Москва: Просвещение, 1954.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 4 кл.) в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644. Доступ из сайта «Министерство образования и науки Российской Федерации»

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ред. от 08.12.2020, (с изм. от 08.12.2020). Доступ из сайта «Законодательство Российской Федерации»

  4. Формирование умственных действий. Психология мышления: хрестоматия по общ. психологии / П.Я. Гальперин. Москва: 1981.

  5. Чеканцев, П. А. Размышления о композиции в изобразительном искусстве / П.А. Чеканцев // Научно электронная библиотека Кибер Ленинка. – 2015. – № 4. – С. 221-232–URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-kompozitsii-v-izobrazitelnom- iskusstve/viewer (дата обращения: 14.11.2020).

  6. Чигинцева, О.Н. Пошаговое развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством/ О.Н. Чигинцева // Эстетическое воспитание. 2012. URL: http://www.yafalian.ru/konfer/086.pdf (дата обращения: 14.09.2020).

  7. Шаханская, А.Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста / А.Ю. Шаханская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. –№3. – С. 286-289.

  8. Широкова, В.В. Условия обучения младших школьников композиции как общему способу создания художественной формы / В.В. Широкова // Научно электронная библиотека Кибер Ленинка. 2012. 7


  • URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-obucheniya-mladshih- shkolnikov-kompozitsii-kak-obschemu-sposobu-sozdaniya-hudozhestvennoy- formy/viewer (дата обращения: 10.10.2020).

  1. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. Москва: Просвещение, 1977 - 112с.

  2. Шорохов, Е.В. Основы композиции/ Е.В. Шорохов. Москва: Просвещение, 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Рис. 1




Рис. 2




Рис. 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2




Рис. 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3




Рис. 1




Рис. 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Рис. 1




Рис. 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Рис. 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности





п/ п

Название задания

Образователь

ные задачи задания

Инструкция задания

Методическое обоснование задания

Виды деятельности детей при выполнении

задания

Предполагаем ый результат

Оборудование

Развитие целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде

1.

«Разбита

Развивать

Определи

по

Методы: наглядный,

Обучающиеся

Продолжают

Цветные карандаши,




я ваза»

умение

черепкам,

метод привлечения

анализируют

развивать

рабочий

лист с







удерживать в

какая

ваза

личного

иллюстрацию,

умение

иллюстрацией.







поле

зрения

разбилась.

эмоционального,

доказывают

удерживать в

(см. Приложение 6







все

Раскрась её.

визуального и бытового

собственное мнение,

поле

зрения

Рис. 1)







изображение,




опыта детей

раскрашивают вазу,

все










цельно видеть




Принципы: принцип

выделяя акцент, на

изображение,










предмет,




постоянства связи с

основе личного опыта

цельно видеть










развитие




жизнью. Принцип

рассказывают о видах

предмет.










мелкой




создания потребности в

ваз, их особенностях.













моторики рук.




приобретении знаний и






















навыков.






















Принцип освоения






















вживанием (принцип






















целостности и






















неспешности






















эмоционального






















освоения)










2.

«Поигра

Развивать

Найди

и

Методы: метод единства

Обучающиеся

Продолжают

Цветные карандаши,




й

в

умение

раскрась

восприятия и созидания,

анализируют

развивать

восковые

мелки,




сыщика»

удерживать в

треугольники

метод широких

представленные

умение

рабочий

лист с







поле

зрения

жёлтым

ассоциаций.

геометрические

удерживать в

иллюстрацией.







все

цветом,

а

Принципы: принцип

фигуры и

поле

зрения

(см. Приложение 6







изображение,

многоугольни

постоянства связи с

раскрашивают в

все

Рис. 2)








цельно видеть

ки – синим

жизнью. Принцип

соответствии с

изображение,




предмет.

цветом.

единства формы и

инструкцией.

цельно видеть




Вспомни

содержания.

Обобщают

предмет.




сказку с

Принцип освоения

полученный образ.







полученным

вживанием (принцип

Называют части дома,







изображением

целостности и

особенности







, нарисуй

неспешности

постройки дома, их







сюжет этой

эмоционального

виды, рассказывают







сказки.

освоения)

сказку, в которой













встречается дом.













Изображают сюжет













этой сказки. На













основе жизненного













опыта рассказывают о













своём доме.




3.

«Строите

Развивать

Дострой

Методы:

Обучающиеся

Продолжают

Цветные карандаши,




ль»

умение

замок

наглядный,метод

рассматривают

развивать

рабочий лист с







удерживать в

симметрично

привлечения личного

архитектурные

умение

иллюстрацией.







поле зрения все

изображение, цельно видеть предмет.

по клеточкам, раскрась полученный замок,

дополни до сюжета.

эмоционального,

визуального и бытового опыта детей

Принципы: принцип постоянства связи с жизнью. Принцип

освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)

сооружения (замок), строят его по клеточкам, удерживая в поле зрения правую и левую половину изображения одновременно для

соотнесения и согласования между собой вновь

возникающего

удерживать в поле зрения все

изображение, цельно видеть предмет.

(см. Приложение 7

Рис. 1)
















изображения с






















изображением, уже






















имеющейся.






















Раскрашивают























полученное изображение,

дополняют до сюжета.







4.

«Сложи

Развивать

Из частей

Методы: метод широких

Обучающиеся

Продолжают

Части мозаики.




узор»

умение

сложи узор по

ассоциаций, метод

анализируют образец

развивать

Рабочий лист с







удерживать в

образцу,

свободы в системе

изображения,

умение

изображением







поле зрения

придумай

ограничений.

соотносят и

удерживать в

целостных образов.







все

сюжет с

Принципы: принцип

согласовывают детали

поле зрения

(см. Приложение 7







изображение,

полученным

постоянства связи с

изображения между

все

Рис. 2)







цельно видеть

образом и

жизнью.Принцип

собой для получения

изображение,










предмет.

изобрази его.

создания потребности в

целостного образа, на

цельно видеть
















приобретении знаний и

основе жизненного

предмет.
















навыков.

опыта рассказывают о






















видах насекомых,






















зверей, их






















характерных






















признаках.






















Составляют и






















изображают сюжет на






















основе своих






















представлений.







Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства

5.

«Что

Способность

Рассмотри

Методы: наглядный,

Обучающиеся

Продолжают

Акварель, кисть,




после

обучающихся

иллюстрации

метод привлечения

рассматривают и

развивать

непроливайка,




чего?»

целостно

и восстанови

личного

анализируют

способность

палитра, клеёнка.







воспринимать

последователь

эмоционального,

иллюстрации,

целостно

Рабочий лист с







и оценивать

ность

визуального и бытового

восстанавливают

воспринимать

иллюстрациями.







всю

событий: что

опыта детей, метод

последовательность

и оценивать

(см. Приложение 8







изображаему

было сначала,

единства восприятия и

событий, используя

всю

Рис. 1)







ю группу

что потом.

созидания.

личный опыт,

изображаему










предметов как

Раскрась

Принципы:

рассказывают о

ю группу










единое целое

иллюстрацию

Принцип освоения

пользе изготовления

предметов как










с целью

одного

вживанием (принцип

скворечника,

единое целое











определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу.

промежуточн ого этапа.

целостности и неспешности эмоционального освоения)

Принцип постоянства связи с жизнью.

приводят примеры помощи птицам.

с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно

вписать эту группу.




6.

«Художн ик»

Способность обучающихся целостно воспринимать и оценивать всю

изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу.

Отгадай загадки. Составь сюжетную

картинку из отгадок, нарисуй, опиши словесно.

Методы: метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, метод сравнения.

Принципы:

принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков

Принцип постоянства связи с жизнью.

Отгадывают загадки, составляют сюжетную картинку из отгадок по представлению, основываясь на жизненный опыт и соблюдая законы композиции, словесно дают описание.

Продолжают развивать способность целостно воспринимать и оценивать всю

изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту

группу.

Карточки с загадками, простой карандаш, гуашь, кисть, непроливайка, палитра.

7.

«Журнал ист»

Способность обучающихся

целостно воспринимать

Определи общую тему картин.

Докажи свою

Метод наглядный, метод привлечения личного

эмоционального, визуального и бытового

Рассматривают репродукции картин,

определяют общую тему, погружаясь в

Продолжают развивать

способность целостно

Репродукция картины (см.

Приложение 9) Б. Кустодиева