Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
| | и оценивать всю изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу. | точку зрения. Сделай словесный репортаж с места событий по картинам. | опыта детей, метод сравнения, метод диалогичности. Принципы: Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве, принцип постоянства связи с жизнью. | сюжеты картин, описывают события, происходящие вокруг, выделяя законы композиции. Выделяют особенности и традиции праздников русского народа. Основываясь на жизненный опыт, рассказывают о традиции празднования этих праздников в своей семье. | воспринимать и оценивать всю изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно вписать эту группу. | «Масленица», «Ёлочный торг», «Зимняя ярмарка» |
8. | | Способность обучающихся целостно воспринимать и оценивать всю изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую возможно | Посмотри на репродукции картин, назови тему, опиши сюжет, изобрази свой по данной теме. Затем предполагаетс я в классе выставка детских работ для родителей . | Метод наглядный, метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, метод сравнения, метод диалогичности. Метод отчётных уроков Метод оформления работами учеников класса Принципы: Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального | Рассматривают репродукции картин, определяют общую тему, описывают события, происходящие вокруг, выделяя законы композиции. Основываясь на жизненный опыт, описывают свои развлечения в разные времена года, один из их изображают, соблюдая законы композиции. | Продолжают развивать способность целостно воспринимать и оценивать всю изображаему ю группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрическ ой формы, в которую | Репродукции картин (см. Приложение 9), схемы поэтапного изображения людей, простой карандаш, акварель, непроливайка Е. Уварова «Зимние развлечения» В. Гусев «Солнечный день» А. Бортников «Весна пришла» Ф. Сычков «Трудный переход» |
| | вписать эту группу. | | освоения), Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве, принцип постоянства связи с жизнью. | | возможно вписать эту группу. | |
Композиционное мышление | |||||||
9. | «Жители гор» | Развивать умение выделять композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн | Заполни гору разными жителями, соблюдая перспективу. | Метод наглядный, метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, метод сравнения, частично – поисковый, метод свободы в системе ограничений. Принципы: Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип постоянства связи с жизнью. | Группа детей изучает животных, живущих на разных уровнях гор или деревья, рисует их на отдельных листах, вырезают и приклеивают на гору, соблюдая перспективу (возможно, загораживание одних предметов другими). | Продолжают развивать умение выделять композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой | Макет горы, цветные карандаши, простой карандаш, лист формата А4, клей – карандаш, ножницы. |
| | ый замысел в творческой композиции | | | | художественн ый замысел в творческой композиции. | |
10 . | «Найди ошибку» | Развивать умение выделять композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн ый замысел в творческой композиции | Рассмотри иллюстрацию, определи ошибку и исправь её, верный вариант нарисуй, дополни до сюжета. | Метод наглядный, метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, метод свободы в системе ограничений. Принципы: Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип постоянства связи с жизнью. | Анализируют иллюстрацию, в которой допущена ошибка перспективы, находят её, доказывают собственное мнение, корректируют изображение, на основе жизненного опыта дополняют до сюжета. | Продолжают развивать умение выделять композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн ый замысел в творческой композиции. | Иллюстрация, в которой допущена ошибка перспективы, простой карандаш. (см. Приложение 8 Рис.2) |
11 . | «Формы » | Развивать умение выделять композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн ый замысел в творческой композиции | Впиши объект в простую фигуру, равную ему по ширине и высоте. Если объект из нескольких частей – впиши каждую. | Методы: Метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, метод сравнения. Принципы: Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков Принцип постоянства связи с жизнью. | Анализируют предложенные фигуры, объекты, соотносят их друг с другом. Вписывают объект или группу объектов в фигуру. Группируют полученные изображения в сюжет. На основе жизненного опыта описывают этот сюжет. | Продолжают развивать умение выделять композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн ый замысел в творческой композиции. | Рабочий лист с геометрическими фигурами и животными, простой карандаш, цветные карандаши, клей карандаш, ножницы. |
12 . | «Цветны е кисти» | Развивать умение выделять композицион | Рассмотри иллюстрацию, определи сказу, найди | Метод наглядный, метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового | Анализируют сюжетную иллюстрацию. На основе жизненного | Продолжают развивать умение выделять | Раскраска сюжетной картины, акварель, непроливайка, кисть, палитра. |
| | ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн ый замысел в творческой композиции. | композицион ный центр. Выдели его цветом. | опыта детей, метод сравнения, частично – поисковый, метод диалогичности. Принципы: Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения), принцип постоянства связи с жизнью. | опыта описывают её, выделяя главное в сюжете (композиционный центр), раскрашивают объект, который является композиционным центром. | композицион ный центр (доминанту), способность решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятель но целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественн ый замысел в творческой композиции. | Раскраска к сказке «Гуси – лебеди» (см. Приложение 10 Рис. 1) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рис.1
Рис. 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. 1
Рис. 2
ПРИЛОЖЕНИЕ