Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»

наблюдение, беседа, диагностика. Анализ продуктов творчества детей.

Исследование по развитию композиционных навыков осуществлялось в два этапа.

Первый этап включает в себя теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определение психолого-педагогических особенностей развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста; выявление возможности изобразительной деятельности в развитии композиционных навыков детей, подбор диагностического инструментария для выявления уровня развития композиционных навыков у младших школьников.

Второй этап включает в себя проведение диагностики по выявлению уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста, разработку содержания комплекса заданий, направленного на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Определение этапов организации процесса, подбор методов и приёмов развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

База практического исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Каменск- Уральская гимназия» г. Каменска- Уральского. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.

Структура и объём выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников
и литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





    1. Анализ литературы по проблеме развития композиционных навыков у детей


Для того, чтобы определить сущность понятия «композиционные навыки», подробно рассмотрим понятия «композиция» и «навыки». В переводе с латинского compositi (композиция), трактуется как сложение, составление, соединение частей, приведение этих частей в порядок. Анализ литературы исследования показал, что композиция отражается практически во всех видах искусства: в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, музыке, литературе, а также в кино и театре. Но в каждом из них имеются свои особенности. На сегодняшний день, в литературе нет однозначного определения понятия «композиция». Существует несколько определений понятия, которые отражают разные грани совокупности проблем, решаемых при помощи композиции.

Композиция с одной стороны это творческий процесс создания произведения искусства, с другой же стороны – это своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, который основан на законах, приемах и правилах, служащих целому и выразительному решению замысла [22]. В широком смысле слова «композиция» рассматривается как

«структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй.
Как правило, композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов». В узком смысле слова, «композицию» как структуру рассматривали К.Ф. Юон и Н.Н. Волков. К.Ф. Юон считал, что композиция это своеобразная конструкция, распределяющаяся частями на плоскости, и структура, которую

образуют также плоскостные факторы. Н.Н. Волков определил композицию так: «композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла» [9].

Основываясь на определение композиции Н.Н. Волкова, Е.В. Шорохов

  1. дополняет его: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы. Композиция характеризуется как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу. Это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения».

Н.М. Сокольникова рассматривает композицию как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением [37]. В.Б. Косминская и Н.Б. Халезова считают композицией построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определённой связи друг с другом. По
мнению Т.Я. Шпикаловой [13], композиция процесс поиска выразительного воплощения замысла в различных видах художественной деятельности. Следовательно, композицию можно рассматривать как художественную форму, произведение, как расположение частей произведения по отношению друг к другу и к целому, как процесс создания художественного произведения.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Р.В. Паранюшкин [30] называет эти законы признаками, выделяя следующие:

  • целостность;

  • подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

  • уравновешенность.

Среди этих законов композиции Н.М. Сокольникова [13] считает целостность как главный. Целое всегда состоит из частей различной величины, которые находятся в определенном отношении друг к другу и к целому, т.е. все части по отношению к целому находятся в пропорции. Целостность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. По мнению Т.И. Бабаевой З.А. Михайловой [3] каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Средства композиции включают формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, равновесие