Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
частей композиции, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это всё, что необходимо для её создания, в том числе приёмы и правила. Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
Рассмотрим классификации композиции по двум основаниям. И.Ю. Руднев классифицирует композицию на основе различий образных средств:
образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций;
Следующую классификацию композиции на основании пространственного
расположения элементов выделяет Ю.И. Пименов:
При рассмотрении композиции как процесса, П.А. Чеканцев определяет три основных этапа создания: замысел, решение, исполнение. Замысел предполагает беглое эскизирование без конкретной прорисовки деталей всевозможных вариантов отображения темы, так как сразу сложно точно передать лишенное границ динамичное представление. На этом этапе необходимо добиться соответствия требованиям цельности, соподчиненности, уравновешенности, новизны, выразительности и т.д.
Этап решения предполагает предварительный выбор одного наиболее возможного из вариантов эскиз, уточнение его сильных сторон и детальная проработка каждого образа или характера, поиск динамики движения, уточнение линий, масштаба, ритма, тона. Необходимо освободить сюжет от запутывающих деталей, которые отвлекают при восприятии изображения. Логическим завершением этапа является создание эскиза. Исполнение– последний этап работы над художественным произведением. При этом в выбранном варианте эскиза ничего не меняется. Эскиз воплощается с
использованием художественных материалов. Допускается домысливание эскиза при предварительном анализе возможного результат [42].
Таким образом, композиция в изобразительной деятельности связана с необходимостью передавать основной замысел, идею произведения и художественный образ. В младшем школьном возрасте
композиция выступает начальным этапом постижения художественного образа. Важную роль в процессе рисования играет выражение связного содержания, приобретение навыка так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.
По мнению Л.С. Рубинштейна [32], «Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Навыки можно характеризовать через умения, которые предполагают обязательное их закрепление путём предварительного упражнения. «Умения в отличие от навыков, –подчеркивает Л.С. Выготский, образуются в результате координации навыков, их объединения в системе с помощью действий, которые находятся подсознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями» [26, с. 4]. И.С. Телегина
По мнению О.Н. Чигинцевой [43], в изобразительной деятельности
«композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции». Автор отмечает, что систематические повторения,
совершенствование композиционных умений приводят к развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности у детей.
При овладении композиционными навыками, удастся наиболее реалистично передавать в них явления, события, красоту и гармонию окружающего мира и вводить зрителя в мир ощущений, впечатлений, переживаний, то есть в психологический компонент восприятия реального мира, размышлений о нём и понимания его через мир искусства.
Для оценивания развитости композиционных навыков необходимо использовать выделенные критерии и показатели Л. А. Батаевой [6]:
Таблица 1 Критерии и показатели развития композиционных навыков у детей младшего
школьного возраста по Л.А. Батаевой
На основании изученной литературы таких авторов как: М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бабаева, И.Ю. Руднев, О.Н. Чигинцева сделаем следующие выводы:
обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов (рабочее определение по Е.В. Шороховой);
Рассмотрим классификации композиции по двум основаниям. И.Ю. Руднев классифицирует композицию на основе различий образных средств:
-
сюжетно-изобразительная (повествовательная). Является основой реалистических произведений (скульптуры, живописи и т.д.), в которой участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого рассмотрения, анализа от частного к общему; -
декоративно-тематическая (сюжет такой композиции подчинен декоративным целям). Является составной частью более крупного произведения (интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и т.д.). Они ёмкие и лаконичные, но присутствует обобщенный
образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций;
-
композиция предметных форм (натюрморт). Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Изображение с виду обыденных вещей может вызвать эстетический восторг. Символический смысл является главным, при рассмотрении возникают образные ассоциации [34].
Следующую классификацию композиции на основании пространственного
расположения элементов выделяет Ю.И. Пименов:
-
фронтальная или плоская: витраж, фреска, картина; -
объёмная: скульптура или архитектура; -
глубинно-пространственная: пространство, формированное из пространства предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль) [10].
При рассмотрении композиции как процесса, П.А. Чеканцев определяет три основных этапа создания: замысел, решение, исполнение. Замысел предполагает беглое эскизирование без конкретной прорисовки деталей всевозможных вариантов отображения темы, так как сразу сложно точно передать лишенное границ динамичное представление. На этом этапе необходимо добиться соответствия требованиям цельности, соподчиненности, уравновешенности, новизны, выразительности и т.д.
Этап решения предполагает предварительный выбор одного наиболее возможного из вариантов эскиз, уточнение его сильных сторон и детальная проработка каждого образа или характера, поиск динамики движения, уточнение линий, масштаба, ритма, тона. Необходимо освободить сюжет от запутывающих деталей, которые отвлекают при восприятии изображения. Логическим завершением этапа является создание эскиза. Исполнение– последний этап работы над художественным произведением. При этом в выбранном варианте эскиза ничего не меняется. Эскиз воплощается с
использованием художественных материалов. Допускается домысливание эскиза при предварительном анализе возможного результат [42].
Таким образом, композиция в изобразительной деятельности связана с необходимостью передавать основной замысел, идею произведения и художественный образ. В младшем школьном возрасте
композиция выступает начальным этапом постижения художественного образа. Важную роль в процессе рисования играет выражение связного содержания, приобретение навыка так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.
По мнению Л.С. Рубинштейна [32], «Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Навыки можно характеризовать через умения, которые предполагают обязательное их закрепление путём предварительного упражнения. «Умения в отличие от навыков, –подчеркивает Л.С. Выготский, образуются в результате координации навыков, их объединения в системе с помощью действий, которые находятся подсознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями» [26, с. 4]. И.С. Телегина
-
определяет «умение» как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется путём упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившихся.
По мнению О.Н. Чигинцевой [43], в изобразительной деятельности
«композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции». Автор отмечает, что систематические повторения,
совершенствование композиционных умений приводят к развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности у детей.
При овладении композиционными навыками, удастся наиболее реалистично передавать в них явления, события, красоту и гармонию окружающего мира и вводить зрителя в мир ощущений, впечатлений, переживаний, то есть в психологический компонент восприятия реального мира, размышлений о нём и понимания его через мир искусства.
Для оценивания развитости композиционных навыков необходимо использовать выделенные критерии и показатели Л. А. Батаевой [6]:
Таблица 1 Критерии и показатели развития композиционных навыков у детей младшего
школьного возраста по Л.А. Батаевой
Критерии | Показатели |
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде | Способность визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира силуэтом – пятном определенной геометрической формы, т.е. способность обучающегося абстрагироваться – умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Умение изображать симметричные формы характеризуется умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет, правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся. |
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства | Способность обучающихся целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрической формы, в которую возможно вписать эту группу. |
Композиционное мышление | Умение выделять композиционный центр (доминанту), способны решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественный замысел в творческой композиции |
На основании изученной литературы таких авторов как: М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бабаева, И.Ю. Руднев, О.Н. Чигинцева сделаем следующие выводы:
-
Композиционные навыки – это сознательно автоматизируемое действие построения целого, где расположение и взаимосвязь частей
обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов (рабочее определение по Е.В. Шороховой);
-
Развитие композиционных навыков – процесс формирования навыка целостного визуального восприятия объектов окружающей действительности и группы предметов, построения композиции, в которой расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом и гармонией объектов (рабочее определение по Е.В. Шороховой и Л.А. Батаевой); -
Говоря о результатах процесса развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.А. Батаевой (См. Таблица 1).
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12