Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования.

После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

Воспитателям вновь было предложено ответить на вопросы анкеты, представленной на этапе констатирующего эксперимента (Приложение 1. Таблица 2) .

Проанализировав ответы педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности стало уделяться больше внимания.

Знают, что включает в себя понятие «исследовательские умения» - 100% педагогов; в чем проявляются исследовательские умения дошкольников знают 100%; проводят диагностическую работу, создают специальные условия в группе по развитию исследовательских умений, используют в работе различные методы и приемы по развитию исследовательских умений дошкольников 80% педагогов; 90% педагогов поддерживают интерес ребенка к различным исследованиям, используют разнообразные формы образовательной работы для развития исследовательских умений дошкольников. Испытывают трудности в работе по развитию исследовательских умений дошкольников лишь 10% педагогов.

По результатам анкетирования так-же выявили, что все педагоги знают что такое проектная деятельность, большинство стали использовать различные виды проектов в работе с детьми, создавать специальные условия для развития проектной деятельности дошкольников, знают алгоритм разработки проекта и принимают активное участие в организации проектной деятельности воспитанников 80% педагогов.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что проведенная работа на этапе формирующего эксперимента дала положительные результаты у детей значительно повысился уровень исследовательских умений; педагоги чаще стали проявлять интерес к данной проблеме.

Так-же было проведено контрольное обследование дошкольников экспериментальной группы.

Детям было предложено выполнить те - же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Анализ результатов:

• У 35% детей наблюдается высокий уровень развития исследо - вательских умений дети проявляют постоянный интерес к ведению различного рода исследований, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Дети имеют определенные знания об исследовательской деятельности, владеют многими умениями осуществления исследования (могут определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрируют возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.


• У 60% детей - средний уровень сформированности исследо- вательских умений, который характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью педагога находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями.

• Лишь 5% детей (Никита З.) имеют низкий уровень сформированности исследовательских умений. У них в недостаточной степени проявляется интерес к ведению исследовательской работы, отсутствуют знания об исследовательской деятельности, некоторые умения исследовательской деятельности. В некоторых случаях наблюдалась реализация исследовательских действий по аналогии. Дети редко проявляли инициативу и оригинальный подход в исследовании, не высказывали идей, предложений, предположений по работе, лишь под руководством педагога.

Таблица 3

Результаты определения уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста



п/п

ФИ ребенка

Исследовательские умения

1

2

3

4

5

6

7

1

Анна Т.

В

В

В

В

В

В

В

2

Антон К.

В

С

С

С

С

С

С

3

Костя С.

В

С

С

В

С

В

В

4

Алина У.

В

В

С

В

С

В

С

5

Кира Ш.

С

Н

Н

С

С

С

С

6

Максим Х.

В

С

В

С

В

В

В

7

Максим Е.

С

С

С

С

С

С

С

8

Соня З.

С

С

С

С

С

С

С

9

Владимир М.

В

С

С

С

С

С

С

10

Елена С.

В

В

В

В

В

В

В

11

Анастасия С.

В

С

С

С

С

С

С

12

Лера С.

В

В

С

В

С

В

В

13

Виталий Х.

В

С

С

В

С

В

С

14

Светлана М.

С

Н

Н

С

С

С

С

15

Ксения В.

В

С

В

С

В

В

В

16

Неля П.

С

С

Н

С

С

С

С

17

Вика Е.

С

С

Н

С

С

С

С

18

Влад Г.

С

С

С

С

С

С

С

19

Альбина Т.

В

В

С

В

В

В

В

20

Артур Т.

В

С

С

С

С

С

С

Высокий

12

(60%)

5

(25%)

4

(20%)

7

(35%)

5

(25%)

9

(45%)

7

(35%)

Средний

8

(40%)

13

(65%)

12

(60%)

13

(65%)

15

(75%)

11

(55%)

13

(65%)

Низкий

-

2

(10%)

4

(20%)

-

-

-

-


Полученные данные показали, что уровень показателей развития исследовательских умений у детей после проведения формирующего эксперимента изменился. Сравнительные результаты развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сравнительные результаты развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста



Таким образом, проектная деятельность является весьма эффективной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку она позволяет ребенку исследовать, экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данная форма работы способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, исследовательских умений, познавательной активности, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.
2.4. Методические рекомендации для педагогов ДОО по развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Организация плкисследовательской и проектной деятельности дош - кольников является для современного плкпедагогического работника достаточно новой формой работы и плкосуществляется в условиях недостатка необходимой методической и прочей информации.

Основными элементами процесса плкорганизации исследовательской и проектной деятельности дошкольников выступают:

  • сама плкисследовательская деятельность;

  • педагог как плкорганизатор деятельности;

  • ребенок как плксубъект ее организации;

  • педагогические плкцели, средства и плкрезультат организации деятельности.

Основным субъектом организации плкисследовательской и проектной деятельности дошкольников является плкпедагогический работник ДОО. Эффективной организации такой плкдеятельности могут препятствовать представления педагога о себе как плкорганизаторе этой деятельности, своей готовности к ее осуществлению. Эти представления строятся на оппозициях:

    • необходимость - плкотсутствие специальной подготовки к организации плкисследовательской деятельности;

    • обязательность - плкнеобязательность вовлеченности педагогического работника в плкисследовательскую и проектную деятельность;

    • собственная значимость - плкотстраненность от организации плкисследо - вательской и проектной деятельности дошкольников.


Ошибочно плкраспространенное мнение, плкчто любой педагог, даже без специальной подготовки, может на хорошем уровне организовать плкисследовательскую и проектную плкдеятельность дошкольников. Это связано с непониманием специфики плкисследовательской деятельности дошкольников; нежеланием педагога тратить время на обучение, плкповышение квалификации; убежденностью в собственной плкисключительности, завышенной самооценкой. Необходимо отметить, что методы организации исследовательской деятельности плкдошкольников имеют свои особенности. Их незнание не позволяет достичь желаемого результата.

Некоторые педагоги считают, плкчто продуктивно исследовательской и проектной деятельностью могут заниматься далеко не все воспитанники, а только дети, посещающие плкстаршую и подготовительную группы дошкольного учреждения. Детская потребность в плкисследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к плкисследованию порождает плксоответствующее поведение и создает плкусловия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития. Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную деятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т. д.). Вопрос плксостоит лишь в том, чтобы для каждого возрастного плкпериода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.

При отработке тем плкисследовательской деятельности ребенку необходима разумная помощь плкпедагога, который должен не только навязывать тему ребенку, а предложить выбор тем или мотивировать к их поиску. Способность детей к плкисследовательской и проектной деятельности необходимо планомерно и плксистематически развивать.

Системообразующим плкэлементом процесса организации плкисследо – вательской деятельности учащихся является ее цель. Основная цель исследовательской и проектной плкдеятельности дошкольников не научный продукт, а творческое развитие самого дошкольника, кего творческих способностей.

Так - же важен опыт плкисследовательской,
плкпроектной деятельности ребенка. Существуют технологии, плкпозволяющие эффективно формировать такой опыт с учетом плкиндивидуальных особенностей ребенка и условий дошкольногой образовательной организации.

Некоторые педагогические работники убеждены, плкчто только инно - вационные технологии плкпозволяют эффективно организовать плкисследо - вательскую и проектную деятельность дошкольников.

В организации плкисследовательской и проектной деятельности необходим разумный баланс между плктрадициями и инновациями. Инновации необходимы только тогда, когда плктрадиционные средства не позволяют разрешить проблему или достичь плкжелаемого результата.

Как-же плкстроить работу по формированию  познавательной деятельности?

Первоначально плкнамечаются пути эффективного развития плкпознава - тельной активности дошкольников:

1. Организация плкобучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным плкучастником, а не пассивным наблюдателем.

Очень часто детскую лктягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, плкчтобы ребенку самому исследовать, экспе - риментировать, наблюдать, плкощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, плкискать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, плкделать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.

Наиболее плкраспространенная ошибка педагогов, когда они используют форму прямого обучения. Предоставляя плкдетям определенные сведения, они уходят от организации процесса самостоятельного детского плкисследования.

Такое обучение можно назвать, плкпассивным, плктак как ребенок пассивно слушает, плкзапоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении объекта не участвует, плки шансы ребенка развить высокую познавательную активность снижаются.

Установлено, плкчто постоянные ограничения самостоятельной дея- тельности ребенка в дошкольном возрасте негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Для того,