Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
плкчтобы познавательный интерес ребенка был высоким, плкнужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.

Конечно, плкэто он будет делать под умелым педагогическим ру- ководством взрослого, плккоторый будет не подменять ребенка, а направлять.

2. Поиск и внедрение более плкэффективных средств и методов обучения педагогами дошкольного образовательного учреждения. Это и обмен опытом, и копилка педагогических идей, плки работа по самообразованию.

Работа по формированию плкпознавательного развития детей:

Разработка нововведений, новых форм и методик по активному участию воспитанников в воспитательно - образовательном процессе;

Повышение квалификации педагогов через различные методические мероприятия;

Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей;

Мониторинг познавательного развития детей;

Подготовка и проведение педагогических советов.

3. Привлечение пл родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.

Конкретные дела в стенах дошкольной образовательной организации всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, плкдемонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Психологами установлено, плкчто из-за отсутствия духовного взаимо- действия и дефицита общения с родителями, плкдети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации.

Чтобы свести к плкминимуму риск подобных проявлений, в дошкольном учреждении следует плкорганизовать отработку различных форм взаимодействия с семьей. Такая форма как «Семейный плкисследовательский проект» способствует достижению плкположительных результатов и в области детского творчества, и в плкпознавательной деятельности воспитанников, и в плкформировании бытовых навыках детей посещающих дошкольную образовательную организацию.

4. Повышение профессиональных умений педагогов.

Наиболее
плкэффективными формами повышения профессионального мастерства педагогов плкдошкольных образовательных организаций были и остаются семинары-практикумы, открытые плкпедагогические мероприятия, самообразование педагогов, проведение мастер классов, работа творческих микрогрупп в рамках работы над конкретным проектом или плкобразовательной областью, конкурсы различного уровня, в том числе и внутри дошкольной образовательной организации, проведение открытых педагогических советов.

Следует отметить, что плкорганизация подобных мероприятий на данном этапе плкмодернизации системы образования невозможна без тесного сотрудничества с плкначальной школой, где происходит знакомство с новыми программами и педагогическими технологиями.

5. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду служит зоной плкопережающего развития детей, способствует опосредованному обучению и плкпознавательному развитию детей. Грамотно организованная развивающая плкпредметно-пространственная среда дошкольной образо - вательной организации способствует тому, что дети получают плкдополнительное образование: элементарные знания из области плкастрономии, географии, плккраеведения, экономики, плкэкологии, математики - логики, со- циальной жизни, истории человека, плкистории своей страны, по основам безопасности жизни.

В каждой возрастной группе должна быть организована плкпознавательно - речевая зона, при этом воспитатель организует ее таким образом, чтобы дети имели возможность плкповторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.

Все плквыше перечисленные условия позволяют уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группах, что немаловажно при современных требованиях к системе образования в дошкольной образовательной организации.

Процесс формирования у дошкольников основ плкпроектной деятельности включает две составляющие:

1)  теоретическую, плккоторая осуществляется в рамках изучения предмета (в ходе освоения новых знаний проводится обучение детей работе в группах с использованием современных педагогических технологий: плкигровых, интерактивных, плкличностно - деятельностных и т. д.; формируются умения ставить цели, продумывать план решения проблемы, плк

представлять (презентовать) самостоятельно найденный, изученный материал).

2)  практическую, плккоторая предполагает работу детей над индивидуальными плкпроектами в составе групп или индивидуально. Ознакомление с проблемой и ее решение плкосуществляется в ходе самостоятельной и познавательной деятельности воспитанников.

Задачи, стоящие перед педагогом:

1. Поддержание плкповышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, плкисследованиями, наблюдениями.

2. Создание плк в группе благоприятного плкмикроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, плкнаблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание плкв группе и в саду комфортных и плкметодически грамотных условий для детского плкэкспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для плкэкспериментирования, где дети могли бы плкповторить проделанные вместе со взрослыми опыты само -стоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для плкдолгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное плктестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и плкэкспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что плкисследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследо - вательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, плксравнивать, анализировать, плкделать выводы и обобщения.

9. Разработка методов плкстимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к плкисследовательским детским проектам. Проведение плкконсультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Следует отметить критерии эффективности детской проектной деятельности.

1. Самостоятельность и плкдобровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных плкособенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка - исследователя не ломать,
плкне навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок плкчеловек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, плкк которому ребенок пришел сам, самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация плки оценка деятельности ребенка. Результаты плкиссле -довательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу плксверстников. Обязательно нужно плкорганизовать итоговую п лкпрезентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Педагогическая польза от плкисследовательских проектов несомненно больше, чем, плкесли бы изучение объекта проводилось небольшими раз- розненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше).

Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, плкпричем с течением времени дети забывают предыдущий материал.

Детские плкисследовательские проекты - эффективный, современный, дидактически плкоправданный метод обучения дошкольников.

Положительную роль играет плкисследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности плкпоказывают или повторяют проделанные вместе со взрослыми опыты с предметами.

Сверстники, плкнаходящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые свойства объекта друг от друга, плкопосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают. Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не плкобученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.

Существует плкнесоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной плкдеятельности. Традиционная педагогическая деятельность ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. д.

Проектная плкдеятельность ориентирована на исследование как можно большего числа плкзаложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав плкэтапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление
плкновых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по плкисследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по складу характера – исследователем.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование плкрассматривается как система, в которой центральное место плкзанимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на плкнего ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, плкрядом с дошкольниками должны находиться плквысоко профессиональные педагоги.