Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по главе 2
Работа над проектом имеет большое значение для развития плкисследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, плкхудожественной и другими видами деятельности. Через плкобъединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная плкработа детей в подгруппах дает им возможность проявить свои знания и умения в различных видах исследовательской деятельности. Общее дело плкспособствует развитию плккоммуникативных и нравственных качеств, творческих, исследовательских умений детей в процессе проектной деятельности; активизирует желание и плкумение создавать новые образы, придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает педагогу большие возможности для плкактивизации и формирования исследовательских умений дошкольников.
В процессе констатирующего экспериментанами были выявлены уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенной работы было установлено, что 45% всех испытуемых имеют низкий уровень развития исследовательских умений, 48% - средний уровень, лишь 7% детей имеют высокий уровень развития исследовательских умений.
С целью выявления методов, приемов и форм образовательной работы воспитателей, используемых в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и изучения особенностей организации проек - тной деятельности в ДОУ нами была разработана анкета для воспитателей. Проанализировав ответы педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности практически не уделяется внимания.
На основании полученных результатов нами был проведен формирующий эксперимент, в процессе которого мы решали следующие задачи:
1) повысить компетентность воспитателей в проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности;
2) обогатить развивающую предметно - пространственную среду, способствующую развитию исследовательских умений дошкольников в проектной деятельности;
3) разработать и провести ряд проектов, способствующих развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Нами были разработаны консультации по темам: «Проектная деятельность в детском саду», «Проектная деятельность дошкольников», «Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды», «Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи», «Проектная деятельность, как средство развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста», «Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» и др. В помощь педагогам нами была разработана картотека примерных тем проектов по тематическим блокам: «Наследие», «Я в мире людей», «Мир вокруг нас», «Ты и твоё здоровье».
Считая необходимым для развития исследовательских умений такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент был организован «Уголок экспериментирования», в котором имеются необходимые материалы для исследовательской деятельности дошкольников.
На заключительном этапе работы по формированию исследовательских умений организовали проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Нами были проведены: долгосрочный поисково - исследовательский проект «Вода, вода - кругом вода!»; исследовательский проект «Дышите чистым воздухом»; краткосрочный исследовательский проект «О чем поспорили пепси-кола и вода?».
Сравнение результатов уровня развития исследовательских умений до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о положительном влиянии проектной деятельности на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 4
Сравнительные данные развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста
Вид эксперимента | уровни | ||
Констатирующий эксперимент | Высокий 8% | Средний 49% | Низкий 43% |
Контрольный эксперимент | 35% | 60% | 5% |
Контрольное обследование детей показало, что уровень показателей развития исследовательских умений у детей после проведения формирующего эксперимента изменился. Нами было установлено, что 60% испытуемых имеют средний уровень развития исследовательских умений; 35% детей - высокий уровень
; низкий уровень развития исследовательских умений проявился лишь у 5% воспитанников.
Проанализировав ответы анкет педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности стало уделяться больше внимания.
На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, способствует развитию исследовательских умений, самостоятельности, творчества, умения планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Общей целью опыта в проектной деятельности в педагогической системе детского образовательного учреждения должно быть совместное переживание эмоций радости, удовлетворения от достижения успеха. Эффект от внедрения любого рода проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОО, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит к их полноценному и быстрейшему развитию.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
На основании результатов исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Нами доказано, что процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
1. Повышение компетентности воспитателей по проблеме развития исследовательских умений у старших дошкольников.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития исследовательских умений.
3. Вовлечение дошкольников в исследовательский проект, напра - вленный на развитие исследовательских умений.
Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Заключение
На основе анализа работ А.Н. Поддъякова, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Л.М. Клариной, Е.Н. Герасимовой, Н.Б. Шумаковой, И.Э. Куликовской, А.И.Савенкова, А.М. Матюшкина, Т.И.Бабаевой и др. мы рассмотрели понятие «исследовательские умения», выяснили, что для развития исследовательских умений дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий: создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе развития исследовательских умений.
Анализ психолого-педагогической литературы так-же позволил определить особенности проектной деятельности:
-
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. -
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют причину, по которой они включаются в исследование. -
Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение, ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску.
Определив необходимость работы по развитию исследовательских умений дошкольников, мы поставили перед собой следующие задачи:
-
Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития исследовательских умений. -
Разработать и апробировать систему проектной деятельности для старших дошкольников, направленную на развитие исследовательских умений. -
Разработать методические рекомендации для педагогов по созданию условий для развития исследовательских умений дошкольников. -
Подобрать методики диагностирования исследовательских умений.
В процессе констатирующего эксперимента нами были выявлены уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
С целью выявления методов, приемов и форм образовательной работы воспитателей, используемых в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и изучения особенностей организации проектной деятельности в ДОУ нами была разработана анкета для воспитателей
На основании полученных результатов на этапе констатирующего эксперимента нами был проведен формирующий эксперимент, в процессе которого мы решали следующие задачи:
1) повысить компетентность воспитателей в проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности;
2) обогатить развивающую предметно - пространственную среду, способствующую развитию исследовательских умений дошкольников в проектной деятельности;
3) разработать и провести ряд проектов, способствующих развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Нами были разработаны консультации для педагогов, разработана картотека примерных тем проектов по тематическим блокам. С целью обогащения развивающей предметно - пространственной среды был организован «Уголок экспериментирования», в котором разместили необходимые материалы для исследовательской деятельности дошкольников.
На заключительном этапе работы по формированию исследовательских умений организовали проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Нами были проведены: долгосрочный поисково - исследовательский проект «Вода, вода - кругом вода!»; исследовательский проект «Дышите чистым воздухом»; краткосрочный исследовательский проект «О чем поспорили пепси - кола и вода?».
Сравнение результатов уровня развития исследовательских уменийдо проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о положительном влиянии проектной деятельности на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.