Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 2

Работа над проектом имеет большое значение для развития плкисследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, плкхудожественной и другими видами деятельности. Через плкобъединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная плкработа детей в подгруппах дает им возможность проявить свои знания и умения в различных видах исследовательской деятельности. Общее дело плкспособствует развитию плккоммуникативных и нравственных качеств, творческих, исследовательских умений детей в процессе проектной деятельности; активизирует желание и плкумение создавать новые образы, придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает педагогу большие возможности для плкактивизации и формирования исследовательских умений дошкольников.

В процессе констатирующего экспериментанами были выявлены уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

В результате проведенной работы было установлено, что 45% всех испытуемых имеют низкий уровень развития исследовательских умений, 48% - средний уровень, лишь 7% детей имеют высокий уровень развития исследовательских умений.

С целью выявления методов, приемов и форм образовательной работы воспитателей, используемых в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и изучения особенностей организации проек - тной деятельности в ДОУ нами была разработана анкета для воспитателей. Проанализировав ответы педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности практически не уделяется внимания.

На основании полученных результатов нами был проведен формирующий эксперимент, в процессе которого мы решали следующие задачи:

1) повысить компетентность воспитателей в проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности;

2) обогатить развивающую предметно - пространственную среду, способствующую развитию исследовательских умений дошкольников в проектной деятельности;

3) разработать и провести ряд проектов, способствующих развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.


Нами были разработаны консультации по темам: «Проектная деятельность в детском саду», «Проектная деятельность дошкольников», «Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды», «Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи», «Проектная деятельность, как средство развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста», «Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» и др. В помощь педагогам нами была разработана картотека примерных тем проектов по тематическим блокам: «Наследие», «Я в мире людей», «Мир вокруг нас», «Ты и твоё здоровье».

Считая необходимым для развития исследовательских умений такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент был организован «Уголок экспериментирования», в котором имеются необходимые материалы для исследовательской деятельности дошкольников.

На заключительном этапе работы по формированию исследовательских умений организовали проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Нами были проведены: долгосрочный поисково - исследовательский проект «Вода, вода - кругом вода!»; исследовательский проект «Дышите чистым воздухом»; краткосрочный исследовательский проект «О чем поспорили пепси-кола и вода?».

Сравнение результатов уровня развития исследовательских умений до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о положительном влиянии проектной деятельности на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Сравнительные данные развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста

Вид эксперимента

уровни

Констатирующий эксперимент

Высокий

8%

Средний

49%

Низкий

43%

Контрольный эксперимент

35%

60%

5%


Контрольное обследование детей показало, что уровень показателей развития исследовательских умений у детей после проведения формирующего эксперимента изменился. Нами было установлено, что 60% испытуемых имеют средний уровень развития исследовательских умений; 35% детей - высокий уровень

; низкий уровень развития исследовательских умений проявился лишь у 5% воспитанников.

Проанализировав ответы анкет педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности стало уделяться больше внимания.

На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, способствует развитию исследовательских умений, самостоятельности, творчества, умения планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Общей целью опыта в проектной деятельности в педагогической системе детского образовательного учреждения должно быть совместное переживание эмоций радости, удовлетворения от достижения успеха. Эффект от внедрения любого рода проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОО, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит к их полноценному и быстрейшему развитию.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

На основании результатов исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Нами доказано, что процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:


1. Повышение компетентности воспитателей по проблеме развития исследовательских умений у старших дошкольников.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития исследовательских умений.

3. Вовлечение дошкольников в исследовательский проект, напра - вленный на развитие исследовательских умений.

Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.


Заключение

На основе анализа работ А.Н. Поддъякова, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Л.М. Клариной, Е.Н. Герасимовой, Н.Б. Шумаковой, И.Э. Куликовской, А.И.Савенкова, А.М. Матюшкина, Т.И.Бабаевой и др. мы рассмотрели понятие «исследовательские умения», выяснили, что для развития исследовательских умений дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий: создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе развития исследовательских умений.

Анализ психолого-педагогической литературы так-же позволил определить особенности проектной деятельности:

  • Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

  • Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют причину, по которой они включаются в исследование.

  • Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение, ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску.

Определив необходимость работы по развитию исследовательских умений дошкольников, мы поставили перед собой следующие задачи:


  1. Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития исследовательских умений.

  2. Разработать и апробировать систему проектной деятельности для старших дошкольников, направленную на развитие исследовательских умений.

  3. Разработать методические рекомендации для педагогов по созданию условий для развития исследовательских умений дошкольников.

  4. Подобрать методики диагностирования исследовательских умений.

В процессе констатирующего эксперимента нами были выявлены уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

С целью выявления методов, приемов и форм образовательной работы воспитателей, используемых в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и изучения особенностей организации проектной деятельности в ДОУ нами была разработана анкета для воспитателей

На основании полученных результатов на этапе констатирующего эксперимента нами был проведен формирующий эксперимент, в процессе которого мы решали следующие задачи:

1) повысить компетентность воспитателей в проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности;

2) обогатить развивающую предметно - пространственную среду, способствующую развитию исследовательских умений дошкольников в проектной деятельности;

3) разработать и провести ряд проектов, способствующих развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

Нами были разработаны консультации для педагогов, разработана картотека примерных тем проектов по тематическим блокам. С целью обогащения развивающей предметно - пространственной среды был организован «Уголок экспериментирования», в котором разместили необходимые материалы для исследовательской деятельности дошкольников.

На заключительном этапе работы по формированию исследовательских умений организовали проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Нами были проведены: долгосрочный поисково - исследовательский проект «Вода, вода - кругом вода!»; исследовательский проект «Дышите чистым воздухом»; краткосрочный исследовательский проект «О чем поспорили пепси - кола и вода?».

Сравнение результатов уровня развития исследовательских уменийдо проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о положительном влиянии проектной деятельности на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.