Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Наше предположение о том, что процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

1. Повышение компетентности воспитателей по проблеме развития исследовательских умений у старших дошкольников.

2. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды для развития исследовательских умений.

3. Вовлечение дошкольников в исследовательский проект, напра - вленный на развитие исследовательских умений.

Гипотеза нашла подтверждение в работе.


Список использованных источников

  1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников [Текст]/ Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.В.Обухов, Л.Ф.Фомина - 2002. - № 1- с.51.

  2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И.Андреев - Казань, 2002.

  3. Андреев, В. И. Педагогическая этика [Текст]/ В.И.Андреев - Казань, 2003.

  4. Баталина, Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика [Текст]/ Т.С.Баталина - 2012. - № 1. - С. 13-18.

  5. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко - М.: 2003. - с. 388.

  6. Бэндлер, Р. Из лягушек в принцы [Текст] / Р. Бэндлер, Дж. Гридер. - М.: Новосибирск, 2002. - с.120.

  7. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. - Мозаика-синтез М.: 2008.

  8. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - с.523.

  9. Взятышев, В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании [Текст] / В.Ф. Взятышев //Инновационное образование и инженерное творчество. - М.: 2005. - с.320.

  10. Волкова, Е.В. Играем в ученых. [Текст]/ Е.В.Волкова, С.Л.Микерин. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во -2008. - с.256.

  11. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб.пособие/ сост. Л.М. Семенюк. - М.: 2003.

  12. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. - С.22.

  13. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом [Текст]/ О.В.Дыбина. - ООО ТЦ Сфера, 2010. - с.192.

  14. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей [Текст]/


Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3.

  1. Захарова, М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети [Текст] / М.А Захарова, Е.В. Костина. - М.: Школьная Пресса, 2010. - с.64.

  2. Зорина, Л.Я. Дидактические аспекты естественно - научного образования [Текст] / Л.Я. Зорина - М.:РАО, 1993.- с.160.

  3. Ильин, Г.Л. Теоретические основы проектного образования. [Текст] / Г.Л. Ильин. - Казань: 1995. - с.74.

  4. Киселева, Л.С., Лагода, Т.С., Зуйкова, М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОО [Текст] / Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005.

  5. Куликовская, И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст]/ И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России. -2003. - с.80.

  6. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: Учебное пособие для студентов заочного отделения [Текст]/ С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, А. Ш. Шахманова, С. Е. Шукшина. - М.: МГПУ, 2009. - с.188.

  7. Килпатрик, У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / У.Х. Килпатрик - Л.: Брокгауз - Ефрон, 2010.

  8. Короткова, Т.А. Познавательно - исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Дошкольное воспитание, 2003.- №3 - с. 12.

  9. Крупенина, М.В., Игнатьевна, Б.В. На путях к методу проектов [Текст] / М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьева - М.: 1930. - с.6-22.

  10. Лазарев, В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. [Текст]/ В.С.Лазарев. - М.: 2007. - с. 3-4.

  11. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. [Текст]/ М. И. Лисина. - 1982. - № 4. - с. 18-35.

  12. Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология [Текст]/ И. И. Левашева. - 2011. - № 3(6). - с.180 -182.

  13. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности [Текст] / А.В. Леонтович //Завуч. - №1. - 2001.

  14. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании [Текст] / А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

  15. Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки [Текст] / Под ред. А.С. Обухова. // Исследовательская работа школьников. - 2006.

  16. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей. [Текст]/ А.Н. Леонтьев - М.: Педагогика, 1996.

  17. Матяш, Н.В., Сидоренко В.Д. Проектная деятельность младших школьников [Текст] / Н.В. Матяш, В.Д. Сидоренко - М.: 2002.

  18. Менщикова, Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет [Текст]/ Л.Н. Менщикова - Волгоград: Учитель, 2009.

  19. Мурашковска, И. От "почемучек" к "потомучкам" [Текст] /


И. Мурашковска, Ю. Мурашковский. - http://trizminsk.org/e/23202.htm

  1. Нахалова, М.А., Якушева С.Д. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / М.А. Нахалова, С.Д. Якушева. В мире научных открытий. Ч. 3. - 2010. - №5.

  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. [Текст]/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.

  3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2004.

  4. Острикова, Е.А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст]/ Е. А. Острикова // Молодой ученый. - 2012. - №10. - с. 358 - 361.

  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика/ Синтез, 2014. - с. 368.

  6. Патронова, И. Проектный метод [Текст]/ Дошкольное воспитание. - 2007. - №3 - с.81.

  7. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст]/ под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. - 2006. - с. 147-150.

  8. Паршукова, Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду [Текст] / Н.Л. Паршукова Дошкольная педагогика. - 2006. - № 1.

  9. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми [Текст]/ Л.А.Парамонова. - М.: ОЛМА Медиа групп. - 2010.

  10. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук [Текст]/ А. Н. Поддьяков.- М.: МГУ - 2001.

  11. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст]/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 272.

  12. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]/ Методические рекомендации / под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - с.64.

  13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] /Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. - с.96.

  14. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст]/ А.И.Савенков - Ярославль: Академия развития, 2003.

  15. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ А.И. Савенков. - М.: 2006.

  16. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст]/ Савенков А.И.// Дошкольное воспитание - № 4 - 2006. - с.10.

  17. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей 5 - 7 лет. [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. М.: 2000.

  18. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. [Текст]/ Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова - М.: 2007.

  19. Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. - Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ В.В.Успенский - М.: 1997. - с.20.

  20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.

  21. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития Текст / Д.И. Фельдштейн. Вопросы психологии - 1998. - №1.