Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2.Особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство п - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития [22,с. 12].
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии п психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и исследовательская, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, плк Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, плк И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится плк о необходимости плк создания особых условий для организации исследовательской деятельности дошкольников.
Исследовательская деятельность в старшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
♦ учитывая небогатый собственный опыт старшего дошкольника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальная организованная образовательная деятельность по формированию соответствующих умений;
♦ формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью обще учебных умений, п необходимых дошкольникам в дальнейшем для успешной учебной деятельности.
♦ включение старшего дошкольника в плк исследовательскую плк деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту [1,с.51].
Специфика исследовательской деятельности старших дошкольников заключается также во плмногосубъектности. Кроме ребенка и воспитателя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия дошкольников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, необходимые для развития исследовательских умений дошкольников: создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды; плк организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности;пл формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; плк включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе развития исследовательских умений [20,с.11].
Развитие исследовательских, практических умений и творческих способностей – важнейший источник получения представлений о мире. Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального плк обучения на занятии. На занятиях уточняются, плк систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно [40,с.147].
Условно средства развития исследовательских умений распределяются на две группы: п деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития плк ребёнка личный опыт - важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится недостаточно.
Уровень развития исследовательских практических умений и творческих способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш. Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад» [48,с.10].
Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского плк поведения уже в младшем дошкольном возрасте?
В первую очередь это отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных запретов: «туда не ходи», «там не ползай», плк «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «не говори глупости», «отстань», «не приставай», пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в плк исследовательском поиске. Во-вторых, это хорошо организованная предметно-развивающая среда в группе, плк стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности. В третьих, работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска.
Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:
• развитие у детей п исследовательских умений и навыков; п
• детскую исследовательскую практику;
• мониторинг исследовательской п деятельности дошкольников.
Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения, навыки и творческие способности. В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям,л умениям и навыкам исследовательского поиска. А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске:
• видеть проблемы; плк
• ставить вопросы; плк
• выдвигать гипотезы; плк
• давать определение понятиям; плк
• классифицировать;
• наблюдать; плк
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал; плк
• готовить собственные мини-доклады; плк
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи [47].
Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.
Мониторинг плк исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в специально созданных плк проблемных ситуациях осуществляется по следующим показателям:
1.Интерес к экспериментированию пи исследовательскому плк поиску решения проблемы.
2.Самостоятельность, к инициативность в поисковых действиях.
3.Способы решения проблемы (выбор привычных способов деяте-льности, п новых, комбинированных, с элементами творчества).
4.Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).
5.Настойчивость, вариативность плк исследовательского поиска.
6. Положительно - эмоциональное отношение к экспериментированию.
Таким образом, п главная цель формирования исследовательских плк умений у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности. В качестве условий для развития исследовательских умений дошкольников выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей. Методы обучения, как способы развития исследовательских умений у старших дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения знаний. Применительно к развитию исследовательских умений дошкольников, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовательские - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно - мотивирующий потенциал и соответствуют уровню исследовательских умений плк и интересов дошкольников.
1.3 Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в 20 - годы ХХ века в США и был разработан в русле гуманистического направления в философии и педагогике Джоном Дьюи и его учеником Килпатриком. Метод называли так же методом проблем. В основе данного подхода лежало обучение на активной основе, через организацию целесообразной деятельности ученика с учетом его личного интереса именно в этом знании. Дети как бы убеждались в значении приобретаемых знаний, заинтер
есовывались в поисках информации. Ученикам предлагалось решить проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для них, при помощи приложения уже полученных знаний и новых, которые им предстояло приобрести. Учитель показывал им новые источники информации, направлял учеников на самостоятельные поиски. В результате, дети должны были решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей и получить реальный результат. Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. По мнению У.Х. плк Килпатрика - основоположника метода проектов, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
У.Х. Килпатрик плк полагал, что весь плк воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, плк служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы; плк
- составление плана ее реализации; плк
- оценку ее выполнения.
Использование этих условий, по мнению У.Х.Килпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем [21].
Метод проектов привлек внимание отечественных педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками плк американских педагогов. Под руководством С.Т.Шацкого плк в 1905 году была организована небольшая группа плк сотрудников, активно использующая проектные плк пл методы в практике преподавания. В 20 - е годы ХХ века метод проектов нашел отражение в идеях отечественных ученых: Б.В. Игнатьевой, плк В.Н. Шульгина, плк Н.К.Крупской, плк М.В.Крупениной и др. Педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие плк творческой инициативы и самостоятельности в обучении, плк