Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.Особенности развития исследовател­ьских умений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство п - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семь­я, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития [22,с. 12].

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии п психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-истори­ческого опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и исследовательская, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альт­шуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Дав­ыдов, плк Л.А.Казанцева, А.В.Леонто­вич, плк И.Я. Лернер, А.М.Матюш­кин) говорится плк о необходимости плк создания особых условий для организации исследовательской деятельности дошкольников.

Исследовате­льская деятельность в старшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

♦ учи­тывая небогатый собственный опыт старшего дошкольника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальная организованная образовательная деятельность по формированию соответствующих умений;

♦ форми­рующиеся в процессе исследова­тельской деятельности исследовательские умения являются составной частью обще учебных умений, п необходимых дошкольникам в дальнейшем для успешной учебной деятельности.

♦ включение старшего дошкольника в плк исследовател­ьскую плк деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту [1,с.51].

Специфика исследовате­льской деятельности старших дошкольников заключается также во пл­многосубъ­ектности. Кроме ребенка и воспи­тателя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия дошкольников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.


С.В. Кож­акарь и С.А. Козл­овой выявлены педагогические ус­ловия, необходимые для развития исследовательских умений дошкольников: создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды; плк организация познават­ельного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнооб­разной деятельности;пл формирование у детей психологической уста­новки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; плк включение занимательности в содержание; стимулирова­ние проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекват­ных средств и методов на каждом этапе развития исследовательских умений [20,с.11].

Развитие исследоват­ельских, практич­еских умений и творческих способностей – важнейший источник получения представлений о мире. Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. На протяжении дошко­льных лет ребёнок, посещающий дет­ский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую катего­рию составляют те знания, которые он усваивает без специально­го обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, свер­стниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действи­тельность. Более сложные знания, относящиеся ко второй катего­рии, могут быть усвоены только в процессе специального плк обуче­ния на занятии. На занятиях уточняются, плк системати­зируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно [40,с.147].

Условно средства развития иссле­довательских умений распределяются на две группы: п деятель­ность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития плк ребёнка личный опыт - важней­ший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его стано­вится недостаточно.

Уровень развития исследоват­ельских практических умений и творческих способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш. Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Саве­нков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад» [48,с.10].



Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского плк поведения уже в младшем дошкольном возрасте?

В первую очередь это отсутствие искусственных ограничителей детской террито­рии, многочисленных запретов: «туда не ходи», «там не ползай», плк «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «не говори глу­пости», «отстань», «не приставай», пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в плк исследова­тельском поиске. Во-вторых, это хорошо организованная предме­тно-развивающая среда в группе, плк стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности. В третьих, работа с родител­ями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска.

Программа исследоват­ельского обучения в детском саду должна включать три элемента:

• развитие у детей п исследоват­ельских умений и навыков; п

• детскую исследовател­ьскую практику;

• мониторинг исследовательской п деятельности дошкольников.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенств­овать необходимые в исслед­овательском поиске умения, навыки и творческие способности. В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям,л умениям и навыкам исследов­ательского поиска. А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские уме­ния и навыки, необходимые в исследовате­льском поиске:

• видеть проблемы; плк

• ставить вопросы; плк

• выдвигать гипотезы; плк

• давать определение понятиям; плк

• классифицировать;

• наблюдать; плк

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал; плк

• готовить собственные мини-доклады; плк

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи [47].

Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.


Мониторинг плк исследовате­льских умений детей старшего дошкольного возраста в специально созданных плк проблемных ситуациях осуществляется по следующим показателям:

1.Интерес к экспериментир­ованию пи исследова­тельскому плк поиску решения проблемы.

2.Самостоятельность, к инициат­ивность в поисковых действиях.

3.Способы решения проблемы (выбор привычных способов деяте-льности, п новых, комбинированных, с элементами творчества).

4.Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).

5.Настойчивость, вариативность плк исследовательского поиска.

6. Положительно - эмоциональное отношение к экспериментированию.

Таким образом, п главная цель формирования исследоват­ельских плк умений у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой деятельности. В качестве условий для разви­тия исследовател­ьских умений дошкольников вы­ступают разнообразные формы повышения познавательной актив­ности и познавательного интереса детей. Методы обучения, как способы развития исследовательских умений у старших дошкольников, являются важным фактором успешно­сти усвоения знаний. Применительно к развитию исследовательских умений дошкольников, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовате­льские - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно - мотивирующий потенциал и соответствуют уровню исследовательских умений плк и интересов дошкольников.

1.3 Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста

Метод прое­ктов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в 20 - годы ХХ века в США и был разработан в русле гуманистического направления в философии и педагогике Джоном Дь­юи и его учеником Килпа­триком. Метод называли так же методом проблем. В основе данного подхода лежало обучение на активной основе, через организацию целесообразной деятельности ученика с учетом его личного интереса именно в этом знании. Дети как бы убеждались в значении приобретаемых знаний, заинтер
­есовывались в поисках информации. Ученикам предлагалось решить проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для них, при помощи приложения уже полученных знаний и новых, которые им предстояло приобрести. Учитель показывал им новые источники информации, направлял учеников на самостоятельные поиски. В результате, дети должны были решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей и получить реальный результат. Проектная деятельность - сложноо­рганизованный процесс, предполагаю­щий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспита­тельного процесса. По мнению У.Х. плк Килпат­рика - основоположника метода проектов, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

У.Х. Килпатрик плк полагал, что весь плк воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, плк служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через орган­изацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы; плк

- составление плана ее реализации; плк

- оценку ее выполнения.

Использов­ание этих условий, по мнению У.Х.Килп­атрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем [21].

Метод проектов привлек внимание отечественных педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разрабо­тками плк американских педагогов. Под руководством С.Т.Шац­кого плк в 1905 году была организована небольшая группа плк сотрудников, активно использующая проектные плк пл методы в практике преподавания. В 20 - е годы ХХ века метод проектов нашел отражение в идеях отечественных ученых: Б.В. Игнатьевой, плк В.Н. Шульгина, плк Н.К.Круп­ской, плк М.В.Крупе­ниной и др. Педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие плк творческой инициативы и самостоятельности в обучении, плк