Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
связать теорию с практикой.
Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, исследовательской, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Е.Г. Кагаров считал, что:
- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; плк
- проект должен осуществляться поэтапно; плк
- проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее [18,с.7].
М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой [23,с.21].
Позднее эти идеи стали довольно широко, но не достаточно продуманно и последовательно внедрятся в школу. Зачастую полностью подменялась классно - урочная система обучения и не выполнялись образовательные программы. В 1931 году метод проектов был осужден и изъят из практики обучения.
Со временем реализация метода проектов претерпела эволюцию. Зародившись из идеи свободного воспитания, метод проектов становится в настоящее время плк интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Сейчас в педагогической среде, пли в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию - педагогическому и детскому.
Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование - это первое звено в системе непрерывного плк образования.
Проектная деятельность, как ни какая другая, плк поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
-Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. плк Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представл
яет интерес для других людей, плк он оказывается в ситуации социального принятия, плк которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
-Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, плк нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
-В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно плк - плк адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, плк но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком.
По мнению Н.Е.Веракса, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, п чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, плк когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, п а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. плк Умение создать условия для проявления плк познавательной инициативы детей является важным моментом плк готовности педагога к организации проектной деятельности. [7]
Проектная деятельность отвечает и требованиям ФГОС ДО по следующим параметрам:
- соответствует технологии развивающего обучения;
- обеспечивает интеграцию образовательных областей;
- повышает уровень познавательной активности детей;
- способствует развитию мотивации детей;
- обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельнос- ти со сверстниками, взрослыми, родителями.
А так же позволяет реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые явля
ются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Особенности проектной деятельности:
Метод проектов, пявляясь дидактической категорией, п представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", - пего прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, плк применить в реальной практической деятельности. Что бы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способным прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Использование метода проекта позволяет развить познавательные навыки детей, плк научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Итак, в основе метода проектов лежит развитие плк исследовательских умений, познавательных навыков, плк умений самостоятельно плк конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве при решении проблем.
1.4.Специфика развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Одним из методов развития плк исследовательских умений дошкольников является метод проектов. Основываясь на личностно - ориентированном подходе, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Детская субкультура - погромный мир, живущий по своим законам, плк не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.
Из опыта работы педагогов ДОО хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, плксказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Реализовать принцип оптимального соотношения между разви -тием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок - взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности - это общение «на равных», где никто не указывает, пне контролирует, пне оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, плкучи -тывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в плквосприятии окружающего мира.
Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей п- это рассмотрение возникающих проблем, когда форми
руется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.
Д.И. Фельдштейн пишет: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, плкребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социали -зация»[54].
Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».
Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него п- главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка. Устанавливается «интимный круг общения» (по А.Н. Леонтьеву), относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится еще шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функ
Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, исследовательской, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Е.Г. Кагаров считал, что:
- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; плк
- проект должен осуществляться поэтапно; плк
- проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее [18,с.7].
М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой [23,с.21].
Позднее эти идеи стали довольно широко, но не достаточно продуманно и последовательно внедрятся в школу. Зачастую полностью подменялась классно - урочная система обучения и не выполнялись образовательные программы. В 1931 году метод проектов был осужден и изъят из практики обучения.
Со временем реализация метода проектов претерпела эволюцию. Зародившись из идеи свободного воспитания, метод проектов становится в настоящее время плк интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Сейчас в педагогической среде, пли в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию - педагогическому и детскому.
Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование - это первое звено в системе непрерывного плк образования.
Проектная деятельность, как ни какая другая, плк поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
-Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. плк Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представл
яет интерес для других людей, плк он оказывается в ситуации социального принятия, плк которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
-Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, плк нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
-В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно плк - плк адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, плк но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком.
По мнению Н.Е.Веракса, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, п чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, плк когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, п а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. плк Умение создать условия для проявления плк познавательной инициативы детей является важным моментом плк готовности педагога к организации проектной деятельности. [7]
Проектная деятельность отвечает и требованиям ФГОС ДО по следующим параметрам:
- соответствует технологии развивающего обучения;
- обеспечивает интеграцию образовательных областей;
- повышает уровень познавательной активности детей;
- способствует развитию мотивации детей;
- обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельнос- ти со сверстниками, взрослыми, родителями.
А так же позволяет реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые явля
ются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Особенности проектной деятельности:
-
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. -
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют причину, по которой они включаются в исследование. -
Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение, плк ищет адресата - человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску.
Метод проектов, пявляясь дидактической категорией, п представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", - пего прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, плк применить в реальной практической деятельности. Что бы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способным прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Использование метода проекта позволяет развить познавательные навыки детей, плк научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Итак, в основе метода проектов лежит развитие плк исследовательских умений, познавательных навыков, плк умений самостоятельно плк конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве при решении проблем.
1.4.Специфика развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Одним из методов развития плк исследовательских умений дошкольников является метод проектов. Основываясь на личностно - ориентированном подходе, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Детская субкультура - погромный мир, живущий по своим законам, плк не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.
Из опыта работы педагогов ДОО хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, плксказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Реализовать принцип оптимального соотношения между разви -тием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок - взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности - это общение «на равных», где никто не указывает, пне контролирует, пне оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, плкучи -тывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в плквосприятии окружающего мира.
Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей п- это рассмотрение возникающих проблем, когда форми
руется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.
Д.И. Фельдштейн пишет: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, плкребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социали -зация»[54].
Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».
Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него п- главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка. Устанавливается «интимный круг общения» (по А.Н. Леонтьеву), относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится еще шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функ