Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, плквырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых[30,с.71].
Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окру - жающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.
Познание ребенком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, п- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, п наслаждаться ею, плк вглядываться в нее и вслушиваться.
Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, по разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, плккритически мыслить. ПлкПереживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует плкформированию и прояв-лению творчества ребенка.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, при-думывают сказки, плкзагадки,
плкмоделируют плккостюмы, плксочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, плкони при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, плкприключенческих, игровых, плкпрактико - ориентированных проектов. Так, например, плкпедагоги могут предложить проекты: «Путешествие в страну бабочек»,к«В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова, «Никто не забыт, ничто не забыто» Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, плспособствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, лкединодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, плкпроникнуть во внутренний мир ребенка.
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребенок, кпо утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, пне отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, плкв младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера; кв старшем - переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности - это общение на равных, пгде взрослому не принадлежит привилегия указывать, п контролировать, оценивать.
Типы проектов отличаются разнообразием. пВ. Килпатрик, например, называет четыре вида:
плксозидательный (производительный), потреби -тельский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект плк- плкупражнение.
Еще в начале XX века профессор Коллингс, организатор продол - жительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:
- «игровые» - плкдетские занятия, пучастие в групповой деятельности (игры, народные танцы, плкдраматизации, плкразного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», плкпри разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), плкхудожественной (картина), плкмузыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: плксколачивание скворечника, плкприготовление школьного завтрака, устройство клумб[18].
К концу XX в. получили развитие плкновые виды проектов. Е.Полат характеризует плкпроекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, плкдоминирующим методом, плкхарактером контактов, способом координации, плкпродолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, плкавтор предлагает свой вариант типологии проектов, плкактуальных для дошкольного образования.
1. По доминирующему методу: плкисследовательские, информационные, творческие, плкигровые, плкприключенческие, плкпрактико-ориентированные.
2.По характеру содержания: плквключают ребенка и его семью, плк ребенка и природу, плкребенка и рукотворный мир, плкребенка, общество и его культурные ценности.
3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, плкучастник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: плкосуществляется внутри одной возрастной группы, плкв контакте с другой возрастной группой, плквнутри ДОО, в контакте с семьей, плкучреждениями культуры,
плк общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, плкпарный, плкгрупповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, плксредней продолжитель - ности и долгосрочный [44,с.272].
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, плкактуальности предмета исследования для всех участников, плксоциальной значимости, плкпродуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, плкучреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОО.
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, лкявлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: кполучение и обработка информации, крезультат (доклад, лкальбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Творческие проекты разнообразны, как и виды кхудожественно -продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок плк- семья; ребенок - природа; ребенок плк-рукотворный мир; ребенок - общество и его культурные.
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, п доставление радости, оказание помощи, плксовместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, кхудожественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, плкмузыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация,
плкмультфильм, концерт, праздник, презентация).
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается,плк участники принимают на себя определенные роли, плкобусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, плкимитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, плкориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, плкоценка проекта).
Открытые проекты
Наиболее распространено плкпроектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не плкиспытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; плкимеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном плкпроекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, плкпозволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по плквозрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать плкокружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОО (например, плк«День смеха»,к«Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) плкумений у педагогов, поскольку необходимо определить плкактуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, плкреализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры,
Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окру - жающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.
Познание ребенком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, п- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, п наслаждаться ею, плк вглядываться в нее и вслушиваться.
Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, по разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, плккритически мыслить. ПлкПереживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует плкформированию и прояв-лению творчества ребенка.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, при-думывают сказки, плкзагадки,
плкмоделируют плккостюмы, плксочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, плкони при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, плкприключенческих, игровых, плкпрактико - ориентированных проектов. Так, например, плкпедагоги могут предложить проекты: «Путешествие в страну бабочек»,к«В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова, «Никто не забыт, ничто не забыто» Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, плспособствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, лкединодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, плкпроникнуть во внутренний мир ребенка.
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребенок, кпо утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, пне отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, плкв младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера; кв старшем - переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности - это общение на равных, пгде взрослому не принадлежит привилегия указывать, п контролировать, оценивать.
Типы проектов отличаются разнообразием. пВ. Килпатрик, например, называет четыре вида:
плксозидательный (производительный), потреби -тельский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект плк- плкупражнение.
Еще в начале XX века профессор Коллингс, организатор продол - жительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:
- «игровые» - плкдетские занятия, пучастие в групповой деятельности (игры, народные танцы, плкдраматизации, плкразного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», плкпри разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), плкхудожественной (картина), плкмузыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: плксколачивание скворечника, плкприготовление школьного завтрака, устройство клумб[18].
К концу XX в. получили развитие плкновые виды проектов. Е.Полат характеризует плкпроекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, плкдоминирующим методом, плкхарактером контактов, способом координации, плкпродолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, плкавтор предлагает свой вариант типологии проектов, плкактуальных для дошкольного образования.
1. По доминирующему методу: плкисследовательские, информационные, творческие, плкигровые, плкприключенческие, плкпрактико-ориентированные.
2.По характеру содержания: плквключают ребенка и его семью, плк ребенка и природу, плкребенка и рукотворный мир, плкребенка, общество и его культурные ценности.
3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, плкучастник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: плкосуществляется внутри одной возрастной группы, плкв контакте с другой возрастной группой, плквнутри ДОО, в контакте с семьей, плкучреждениями культуры,
плк общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, плкпарный, плкгрупповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, плксредней продолжитель - ности и долгосрочный [44,с.272].
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, плкактуальности предмета исследования для всех участников, плксоциальной значимости, плкпродуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, плкучреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОО.
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, лкявлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: кполучение и обработка информации, крезультат (доклад, лкальбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Творческие проекты разнообразны, как и виды кхудожественно -продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок плк- семья; ребенок - природа; ребенок плк-рукотворный мир; ребенок - общество и его культурные.
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, п доставление радости, оказание помощи, плксовместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, кхудожественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, плкмузыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация,
плкмультфильм, концерт, праздник, презентация).
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается,плк участники принимают на себя определенные роли, плкобусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, плкимитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, плкориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, плкоценка проекта).
Открытые проекты
Наиболее распространено плкпроектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не плкиспытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; плкимеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном плкпроекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, плкпозволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по плквозрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать плкокружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОО (например, плк«День смеха»,к«Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) плкумений у педагогов, поскольку необходимо определить плкактуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, плкреализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры,