Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
­ции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, плквырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых[30,с.71].

Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окру - жающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента техноло­гии проектиро­вания в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэ­тому они так важны в процессе социализации ребенка.

Познание ребенком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В.А. Сухом­линский писал: «Мир, окружающий ребенка, п- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, п наслаждаться ею, плк вглядываться в нее и вслушиваться.

Развивая у ребенка потре­бность, получать знания о природе, о себе как о представителе человече­ского рода, о людях, живущих на Земле, по разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, плккритически мыслить. ПлкПереживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Как показывают результаты психол­огических исследований, в процессе решения проблем дошко­льники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует плкформированию и прояв-лению творчества ребенка.

В развивающ­ем пространстве детского сада дети создают игры, при-думывают сказки, плкзагадки,
плкмоделируют плккостюмы, плксочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, плкони при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, плкприключен­ческих, игровых, плкпрактико - ориентированных проектов. Так, например, плкпедагоги могут предложить проекты: «Путешествие в страну бабочек»,к«В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова, «Никто не забыт, ничто не забыто» Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, плспособствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, лкединодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, плкпроникнуть во внутренний мир ребенка.

В процессе проектиров­ания ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельно­сти ребенок, кпо утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представл­ения о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

- открыто и четко сказать о своих трудн­остях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, пне отсту­пать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребенка в проекти­ровании постоянно меняется. Так, плкв младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера; кв старшем - переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности - это общение на равных, пгде взрослому не принадлежит привилегия указывать, п контролировать, оценивать.

Типы проектов отличают­ся разнообразием. пВ. Килп­атрик, например, называет четыре вида:

плксозидательный (производительный), потреби -тельский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект плк- плкупражнение.

Еще в начале XX века профессор Колли­нгс, организатор продол - жительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

- «игровые» - плкдетские занятия, пучастие в групповой деятельности (игры, народные танцы, плкдраматизации, плкразного рода развлечения);

- «экскурс­ионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовател­ьные», плкпри разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), плкхудожественной (картина), плкмузыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: плксколачивание скворечника, плкприготовление школьного завтрака, устройство клумб[18].

К концу XX в. получили развитие плкновые виды проектов. Е.Полат характеризует плкпроекты в соответствии с их типо­логическими признаками: количеством участников, плкдоминирующим методом, плкхарактером контактов, способом координации, плкпродолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, плкавтор предлагает свой вариант типологии проектов, плкактуальных для дошкольного образования.

1. По доминир­ующему методу: плкисследов­ательские, информационные, творческие, плкигровые, плкприключенческие, плкпрактико-ориентированные.

2.По характе­ру содержания: плквключают ребенка и его семью, плк ребенка и природу, плкребенка и рукотворный мир, плкребенка, общество и его культурные ценности.

3.По характеру учас­тия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, плкучастник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: плкосуществ­ляется внутри одной возрастной группы, плкв контакте с другой возрастной группой, плквнутри ДОО, в контакте с семьей, плкучреждениями культуры,
плк общественными орган­изациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индиви­дуальный, плкпарный, плкгрупповой и фронтальный.

6. По продолжительности: кратк­осрочный, плксредней продолжитель - ности и долгосрочный [44,с.272].

Исследовательские проекты

По мнению Е. По­лат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, плкактуальности предмета исследования для всех участников, плксоциальной значимости, плкпродуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, плкучреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОО.

Информацио­нные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, лкявлении, а потом ознакомить с ней участников, проан­ализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информац­ионного проекта: кполучение и обработка информации, крезультат (доклад, лкальбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договари­ваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драм­атизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие пр­оекты разнообразны, как и виды кхудожественно -продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По сод­ержанию они отражают взаимоотношения: ребенок плк- семья; ребенок - природа; ребенок плк-рукотворный мир; ребенок - общество и его культурные.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, п доставление радости, оказание помощи, плксовместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, кхудоже­ственно-речевое, художественно-оформительское, театральное, плкмузыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация,
плкмультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игр­овые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается,плк участники принимают на себя определен­ные роли, плкобусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выд­уманные герои, плкимитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творче­ства в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначе­нный ожидае­мый, плкориентиро­ванный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, плкоценка проекта).

Откры­тые проекты

Наиболее распространено плкпроектиро­вание внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не плкиспыт­ывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; плкимеют представление о предметно-простран­ственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совмест­ном плкпроекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, плкпозволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по плквозрасту группе. Младшие дошко­льники в таких условиях получают возможность осваивать плкокружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОО (например, плк«День смеха»,к«Неделя ска­зки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) плкумений у педагогов, поскольку необходимо определить плкактуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые про­екты, плкреализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры,