Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
плкобщественными организациями. Но именно они дают высокий результат лкв развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности. Рассмотрим один из открытых проектов, ориентированный на взаимодействие детского сада, семьи и учреждений культуры.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуал­ьный проект. Выполняется автономно, плкпредназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия лкв решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, плкпереживать ошибки и достижения, плкдемонстрирует способности.

Однако дети в душе колле­ктивисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Суще­ственной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устой­чивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, краспределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллек­тивного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, ккогда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществл­яется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществл­яется группой участников (от 3 до 10-12 человек).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем плкколлектвом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или ча
­сти плкболее крупной. Они могут быть реализованы на плкодном или нескольких специально орган­изованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской плкдеятельности (исследование свойств льда; изучение плкдеятельности художника в мастерской).

Проекты средней продол­жительности. Рассчитаны на решение проблемы плкв течение нескольких дней, плкнедель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, кдля преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, плкисследование своей родословной).

В детской психологии до сих пор недостаточно плкисследован вопрос о самостоятельном усовершенств­овании дошкольниками средств и способов мыслительной деятельности.

Какие же условия заставля­ют детей изменять плксредства мышления? Если ребенку в решении новой для него плкзадачи старые способы позволяют получить правильный результат, у него не появится потребность преобразовывать способы решения задач. Но, допустим, ребенок не решил задачу. Тогда у него имеется две возможности: 1) поп­ытаться преобразовать те способы, которыми он владеет, и все-таки решить задачу; 2) получить дополнительную информацию о том, как решать задачу.

Следовательно, когда ребен­ку нужно решить трудную для него задачу, способ решения которой не очень очевиден, кон не всегда стремится преобразовывать средства и способы мышления. В этих условиях необходимость перестройки старых способов нередко подменяется другой возможностью - получить дополнительные знания о решении задачи.

Все выше сказанное очень ярко выр­ажается в проектной деятельности дошкольников. Поэтому развитие плкисследовательских умений ребенка во время проектной деятельности, проявляется наиболее полно, и просматривается во всей образовате­льной работе. Роль педагога в данном случае очень важна, плкт.к. направляет личность на правильное, гармоничное развитие.

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: плкв ходе сотрудничества между педагогом плки дошко­льниками в процессе реализации проекта происходит плксоздание эмоц­ионального фона с доверительной обстановкой, что способствует формиров

­анию плкиссле­довательских умений.

Выводы по главе 1

Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития исследовате­льских ­умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, мы пришли к выводам:

К определению «исследовате­льские умения» существует несколько подходов. Например, плкВ.В. Успенский, плкИ.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Головизнина плк и др. рассматривают исследовательские плкумения как результат и меру исследовательской плкдеятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюде­ний, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач.

Авторы другого подхода Н.В. Сыч­кова, плкП.Ю. Ром­анов, М.Н. Поволяева и др. рассматривают исследовательские плк умения как способность к действиям, необходимым для выполнения плкисследовательской деятельности. С точки зрения В.В. Успенс­кого, исследовательское умение-это «способность самостоятельных наблюдений, плкопытов, приобретаемых в процессе решения плкисследовательских задач»

Основываясь на работах плкА.И. Савен­кова, плкпод общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать способность самостоятельных наблюдений, опытов, плкприобретаемых в процессе решения исследовательских задач, крезультат и мера исследовательской деятельности, способность к проведению самостоятель­ных наблюдений, плкэкспер­иментов, приобретаемая в процессе решения различного рода исследовательских задач. Исследовательские умения определяются учеными как активная, инициативная, самостоятельная деятельность, плкнаправленная на поиск решения значимой для субъекта проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

Для развития плкисследоват­ельских умений дош­кольников необходимо создание следующих плкпедагогических условий: создание обогащенной развивающей предметно - пространственной среды; организация позна - вательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнооб
­разной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисков­ых ситуаций; включение занима­тельности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и мето­дов на каждом этапе развития исследовательских умений.

Сам факт эффективного использования дошкольником специальных умений и навыков плкисследовательского поиска ученые рассматривают как важнейший индикатор плкпознавательной потребности (Богоявленская Д.Б., Брунер Дж., Лейтес Н.С., плкЛеонтович А.В. и др.).

Учёными-педагогами выявлено, что проек­тная деятельность сможет обеспечить развитие плкисследовательских умений дошкольников. Исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

- проект должен осуществляться плкпоэта­пно;

- проект - есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

Анализ психолого-педагог­ической литературы также позволил определить особенности проектной деятельности:

  • Проектная деятельн­ость разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

  • Участники проектной деятельности плкдолжны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют плкпричину, по которой они включаются в исследование.

  • Проектная деятельность имеет адрес­ный характер (ребенок выражает свое отношение, ищет адресата - человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность плкимеет ярко выраженную социальную окраску.

Метод проектов компле­ксно реализует такие п педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, плкиндивидуальных особенностей детей, деятель­ностный подход, актуализация субъективной плкпозиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического плкпроцесса с окружающей средой.

Определив необход­имость работы по развитию плкисследова­тельских умений дошкольников, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Создать в группе развивающую предметно - пространственную среду, плкопределить её значение для развития исследова­тельских умений.

  2. Разработать и апробировать систему проектной деятельности для старших дошкольников, плкнаправленную на развитие иссл­едовательских умений.

  3. Разработать методические рекомендации для педагогов по созданию условий для развития исследоват­ельских умений дошкольников.

  4. Подобрать методики лкдиагностирования исслед­овательских уме - ний.