Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2: Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
2.1. Уровень развития исследовательских умений старшего дошкольного возраста
Для изучения исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста нами была проведена исследовательская работа с 01.09.2015г. до 01.05.2016г. на базе МАДОО детский сад центр развития ребенка №47 «Лесовичок» города Старый Оскол Белгородской области.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач были проведены следующие этапы исследования: констатирующий (с 01.09.2015г. по 01.10.2015г.), формирующий (01.10.2015г. по 01.04.2016г.) и контрольный (с 01.04.2016г. по 01.05.2016г.) эксперименты. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
В качестве задач констатирующего этапа эксперимента нами были сформулированы следующие:
1. выявить методы, приемы и формы образовательной работы воспитателей, используемые в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста;
2. изучить особенности организации проектной деятельности в ДОО;
3. выявить уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
С целью выявления методов, приемов и форм образовательной работы воспитателей, используемых в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и изучения особенностей организации проектной деятельности в ДОО нами была разработана анкета для воспитателей (в анкетировании участвовали воспитатели ДОО 24 человека), в которой содержались следующие вопросы:
а) проявляю заинтересованность
б) расспрашиваю
в) оказываю эмоциональную поддержку
г) одобряю
д) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность
е) другие методы (какие именно?)
Проанализировав ответы педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности ДОО мало уделяется внимания.
83% (20) педагогов правильно определяют понятие «исследовательские умения» (ориентируются в понятии); в чем проявляются исследовательские умения дошкольников знают 75% (18) респондентов (большинство педа -гогов видят проявление исследовательских умений дошкольников в проявлении любопытства к окружающей действительности, в стремлении детей к исследовательской деятельности); проводят диагностическую работу, создают специальные условия в группе по развитию исследовательских умений, используют в работе различные методы и приемы по развитию исследовательских умений дошкольников лишь 29% (7) педагогов (пополняют уголки экспериментирования различными материалами, организуют исследовательскую работу: элементарные опыты, наблюдения, экспериментирование); только 25% (6) педагогов поддерживают интерес ребенка к различным исследованиям, используют разнообразные формы образовательной работы для развития исследовательских умений дошкольников.
Испытывают трудности в работе по развитию исследовательских умений дошкольников - 75% (18) педагогов.
Также результаты анкетирования показали, что педагоги правильно ориентируются в определении понятия «проектная деятельность» (четко понимают что такое проект, проектная деятельность), используют различные виды проектов лишь 50% (12) педагогов (исследовательские, информа- ционные, творческие, игровые; индивидуальные и групповые; краткосрочные и долгосрочные) в работе с детьми, создают специальные условия для развития проектной деятельности дошкольников (пополняют развивающую предметно - пространственную среду),
знают алгоритм разработки проекта 65% (16) респондентов, принимают активное участие в организации проектной деятельности воспитанников так-же не все педагоги, лишь 50%(12). Сводная таблица ответов педагогов представлена в Приложении 1, в таблице 1
Развитие плкисследовательских умений в проектной деятельности дош - кольников является для современного педагогического работника достаточно новой формой работы пли осуществляется в условиях недостатка необходимой плкметодической и прочей информации, что порождает педагогические мифы.
Основным плксубъектом организации плкисследовательской и проектной деятельности дошкольников плкявляется педагогический работник ДОО. Эффективной организации такой деятельности могут препятствовать мифы педагога о себе как организаторе плкэтой деятельности, своей готовности к ее осуществлению. Эти мифы строятся плкна оппозициях:
Ошибочно распространенное мнение, что любой педагог, плкдаже без специальной подготовки, может на хорошем уровне организовать проектную деятельность дошкольников пи развивать исследовательские умения воспитанников. Это связано с непониманием специфики развития исс - ледовательских умений дошкольников; нежеланием педагога тратить время на обучение, повышение квалификации; кубежденностью в собственной исключительности, завышенной самооценкой. Необходимо отметить, что методы развития исследовательской деятельности дошкольников плк имеют свои особенности. Их незнание не позволяет достичь желаемого результата.
Некоторые педагоги считают, что исследовательской и проектной деятельностью могут заниматься далеко не все воспитанники, а только дети, посещающие старшую и подготовительную группы дошкольного уч - реждения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается
плкисследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает плксоответствующее поведение и создает условия для того, чтобы плкпсихическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития. Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную плкдеятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т.д.). Вопрос состоит лишь в том, кчтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.
При отработке тем для развития исследовательских плкумений ребенку необходима разумная плкпомощь педагога, который должен не только навязывать тему ребенку, плка предложить выбор тем или мотивировать к их поиску. Способность детей к исследовательской и проектной деятельности необходимо планомерно и плксистематически развивать.
Системообразующим элементом плкпроцесса организации исследова - тельской плкдеятельности детей является ее цель. Основная цель исследо -вательской и проектной деятельности дошкольников не научный продукт, а творческое плкразвитие самого дошкольника, его творческих способностей.
Важен опыт исследовательской, проектной деятельности ребенка. Существуют технологии, плкпозволяющие эффективно формировать такой опыт с учетом индивидуальных плкособенностей ребенка и условий дошкольного образовательного учреждения.
Некоторые педагогические работники убеждены, что только инно -вационные технологии позволяют эффективно организовать исследова -тельскую и проектную деятельность школьников.
В организации развития исследовательских плкумений в проектной деятельности необходим разумный баланс между традициями и инновациями. Инновации необходимы только плктогда, когда традиционные средства не позволяют разрешить плкпроблему или достичь желаемого результата.
Для успешной организации
плкпроектной деятельности воспитателю также необходимо плкпровести соответствующий анализ развивающей предметно - пространственной среды по следующим показателям:
- наличие места в группе для плксамостоятельного детского плкэкспериментирования;
- количество, качество и разнообразие плкматериалов для проведения исследований;
- соответствие материалов возрастным плкособенностям и интересам старших дошкольников (мальчиков и девочек);
- обеспечение свободного доступа детей к материалам;
- динамика обновления материалов экспериментирования;
- наличие стенда для наглядной плк демонстрации продуктов экспериментальной деятельности детей.
На следующем этапе констатирующего эксперимента мы попытались выявить уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
На основании психолого - педагогических исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича. Мы можем выделить 3 уровня сформированности исследовательских умений у старших дошкольников:
Низкий уровень сформированности исследовательских умений -отсутствие проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской плкдеятельности, умений исследовательской плкдеятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ребенок редко проявляет инициативу плки оригинальный подход в исследовании, не высказывает идей, предложений, плкпредположений по работе. Только под руководством педагога.
Средний уровень сформированности плкисследовательских умений - характеризуется появлением внешних плкмотивов к ведению исследования, возможностью с помощью педагога находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные плккратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, н некоторыми простыми исследова -тельскими умениями. Проявление плккреативности можно расценивать как невысокое.
Высокий уровень сформированности плкиссле
2.1. Уровень развития исследовательских умений старшего дошкольного возраста
Для изучения исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста нами была проведена исследовательская работа с 01.09.2015г. до 01.05.2016г. на базе МАДОО детский сад центр развития ребенка №47 «Лесовичок» города Старый Оскол Белгородской области.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач были проведены следующие этапы исследования: констатирующий (с 01.09.2015г. по 01.10.2015г.), формирующий (01.10.2015г. по 01.04.2016г.) и контрольный (с 01.04.2016г. по 01.05.2016г.) эксперименты. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
В качестве задач констатирующего этапа эксперимента нами были сформулированы следующие:
1. выявить методы, приемы и формы образовательной работы воспитателей, используемые в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста;
2. изучить особенности организации проектной деятельности в ДОО;
3. выявить уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
С целью выявления методов, приемов и форм образовательной работы воспитателей, используемых в процессе развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и изучения особенностей организации проектной деятельности в ДОО нами была разработана анкета для воспитателей (в анкетировании участвовали воспитатели ДОО 24 человека), в которой содержались следующие вопросы:
-
Дайте определения понятия «исследовательские умения?» -
В чем проявляются исследовательские умения дошкольников? -
Какие трудности возникают у Вас в работе по развитию исследовательских умений дошкольников? -
Какие методики Вы используете для выявления уровней развития исследовательских умений дошкольников? -
Считаете ли Вы, что нужно проводить специальную работу по развитию исследовательской активности у дошкольников? -
Какие методы и приемы Вы используете в работе по развитию исследовательских умений дошкольников? -
Какие условия созданы для развития исследовательских умений в Вашей группе? -
Как Вы поддерживаете интерес ребенка к различным исследованиям:
а) проявляю заинтересованность
б) расспрашиваю
в) оказываю эмоциональную поддержку
г) одобряю
д) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность
е) другие методы (какие именно?)
-
Какие формы образовательной работы Вы используете для развития исследовательских умений дошкольников? -
Что такое проектная деятельность? -
Какие виды проектов Вы используете в работе с детьми? -
Какие Вы создаёте условия для развития проектной деятельности дошкольников? -
Каков алгоритм разработки проекта с дошкольниками? -
Какую психолого-педагогическую литературу Вы изучаете по развитию проектной деятельности в ДОО?
Проанализировав ответы педагогов можно сделать вывод, что развитию исследовательских умений дошкольников в образовательной деятельности ДОО мало уделяется внимания.
83% (20) педагогов правильно определяют понятие «исследовательские умения» (ориентируются в понятии); в чем проявляются исследовательские умения дошкольников знают 75% (18) респондентов (большинство педа -гогов видят проявление исследовательских умений дошкольников в проявлении любопытства к окружающей действительности, в стремлении детей к исследовательской деятельности); проводят диагностическую работу, создают специальные условия в группе по развитию исследовательских умений, используют в работе различные методы и приемы по развитию исследовательских умений дошкольников лишь 29% (7) педагогов (пополняют уголки экспериментирования различными материалами, организуют исследовательскую работу: элементарные опыты, наблюдения, экспериментирование); только 25% (6) педагогов поддерживают интерес ребенка к различным исследованиям, используют разнообразные формы образовательной работы для развития исследовательских умений дошкольников.
Испытывают трудности в работе по развитию исследовательских умений дошкольников - 75% (18) педагогов.
Также результаты анкетирования показали, что педагоги правильно ориентируются в определении понятия «проектная деятельность» (четко понимают что такое проект, проектная деятельность), используют различные виды проектов лишь 50% (12) педагогов (исследовательские, информа- ционные, творческие, игровые; индивидуальные и групповые; краткосрочные и долгосрочные) в работе с детьми, создают специальные условия для развития проектной деятельности дошкольников (пополняют развивающую предметно - пространственную среду),
знают алгоритм разработки проекта 65% (16) респондентов, принимают активное участие в организации проектной деятельности воспитанников так-же не все педагоги, лишь 50%(12). Сводная таблица ответов педагогов представлена в Приложении 1, в таблице 1
Развитие плкисследовательских умений в проектной деятельности дош - кольников является для современного педагогического работника достаточно новой формой работы пли осуществляется в условиях недостатка необходимой плкметодической и прочей информации, что порождает педагогические мифы.
Основным плксубъектом организации плкисследовательской и проектной деятельности дошкольников плкявляется педагогический работник ДОО. Эффективной организации такой деятельности могут препятствовать мифы педагога о себе как организаторе плкэтой деятельности, своей готовности к ее осуществлению. Эти мифы строятся плкна оппозициях:
-
необходимость - плкотсутствие специальной подготовки к орга -низации исследовательской деятельности; -
обязательность - плкнеобязательность вовлеченности педагоги -ческого работника в исследовательскую и проектную деятельность; -
собственная значимость п- плкотстраненность от организации иссле -довательской и проектной деятельности дошкольников.
Ошибочно распространенное мнение, что любой педагог, плкдаже без специальной подготовки, может на хорошем уровне организовать проектную деятельность дошкольников пи развивать исследовательские умения воспитанников. Это связано с непониманием специфики развития исс - ледовательских умений дошкольников; нежеланием педагога тратить время на обучение, повышение квалификации; кубежденностью в собственной исключительности, завышенной самооценкой. Необходимо отметить, что методы развития исследовательской деятельности дошкольников плк имеют свои особенности. Их незнание не позволяет достичь желаемого результата.
Некоторые педагоги считают, что исследовательской и проектной деятельностью могут заниматься далеко не все воспитанники, а только дети, посещающие старшую и подготовительную группы дошкольного уч - реждения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается
плкисследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает плксоответствующее поведение и создает условия для того, чтобы плкпсихическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития. Дошкольник может осуществлять и самостоятельную проектную плкдеятельность в форме различных видов игр (ролевой, режиссерской и т.д.). Вопрос состоит лишь в том, кчтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.
При отработке тем для развития исследовательских плкумений ребенку необходима разумная плкпомощь педагога, который должен не только навязывать тему ребенку, плка предложить выбор тем или мотивировать к их поиску. Способность детей к исследовательской и проектной деятельности необходимо планомерно и плксистематически развивать.
Системообразующим элементом плкпроцесса организации исследова - тельской плкдеятельности детей является ее цель. Основная цель исследо -вательской и проектной деятельности дошкольников не научный продукт, а творческое плкразвитие самого дошкольника, его творческих способностей.
Важен опыт исследовательской, проектной деятельности ребенка. Существуют технологии, плкпозволяющие эффективно формировать такой опыт с учетом индивидуальных плкособенностей ребенка и условий дошкольного образовательного учреждения.
Некоторые педагогические работники убеждены, что только инно -вационные технологии позволяют эффективно организовать исследова -тельскую и проектную деятельность школьников.
В организации развития исследовательских плкумений в проектной деятельности необходим разумный баланс между традициями и инновациями. Инновации необходимы только плктогда, когда традиционные средства не позволяют разрешить плкпроблему или достичь желаемого результата.
Для успешной организации
плкпроектной деятельности воспитателю также необходимо плкпровести соответствующий анализ развивающей предметно - пространственной среды по следующим показателям:
- наличие места в группе для плксамостоятельного детского плкэкспериментирования;
- количество, качество и разнообразие плкматериалов для проведения исследований;
- соответствие материалов возрастным плкособенностям и интересам старших дошкольников (мальчиков и девочек);
- обеспечение свободного доступа детей к материалам;
- динамика обновления материалов экспериментирования;
- наличие стенда для наглядной плк демонстрации продуктов экспериментальной деятельности детей.
На следующем этапе констатирующего эксперимента мы попытались выявить уровни развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
На основании психолого - педагогических исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича. Мы можем выделить 3 уровня сформированности исследовательских умений у старших дошкольников:
Низкий уровень сформированности исследовательских умений -отсутствие проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской плкдеятельности, умений исследовательской плкдеятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ребенок редко проявляет инициативу плки оригинальный подход в исследовании, не высказывает идей, предложений, плкпредположений по работе. Только под руководством педагога.
Средний уровень сформированности плкисследовательских умений - характеризуется появлением внешних плкмотивов к ведению исследования, возможностью с помощью педагога находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные плккратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, н некоторыми простыми исследова -тельскими умениями. Проявление плккреативности можно расценивать как невысокое.
Высокий уровень сформированности плкиссле