Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
довательских умений - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Ребенок имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями плкосуществления исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

На основе специфики психолого - педагогической литературы мы выделили исследовательские умения дошкольников, плккоторые оценивали при определении плкуровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

1- умение слушать

2- умение видеть проблему

3- умение выдвигать гипотезу

4- умение обратиться с вопросом

5- умение отвечать на вопросы

6- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций и другим материалов, необходимых для исследований

7- умение делать выводы

Для выявления уровня развития плкисследовательских умений Мы предложили следующие задания:

Задание 1.

Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.

Соглашаясь с мнением плкА.И. Савенкова, что «исследовательская деятельность - это творческая деятельность, плккоторая имеет свою специ - фику»[47], мы не требуем от ребенка ясного, словесного оформления проблемы, достаточно ее общей, плкприблизительной характеристики. Одно из главных требований к гипотезе - ее согласованность к фактическим материалом; она должна кбыть обоснованной, указывающей на путь исследовательского поиска. Однако, плкмы согласны с точкой зрения А.И. Савенкова[49], что для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».

Оборудование: карточки с изображением Медведя, Лисы и Зайца; изображения окон в доме плккаждого из животных; карточка прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани.

Задача а. Проверить уровень плксформированности умения видеть проблему.

Формулировка задания: трое
друзей - Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин «Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани?

Дети предлагают свои варианты.

Задача б. Проверить умение плквыдвигать гипотезы, строить предпо - ложения.

Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани?

Задание 2.

Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.

Оборудование: плккарточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста.

Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. плкПожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки.

Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 - 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными.

Задание 3.

Цель: проверить умение рассуждать, плкописывать явления, процессы и обобщать.

Оборудование: 2 полоски - ленточки, плкнапример, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки - белая и красная, плкразной длины.

Формулировка задания: наши знакомые Медведь, плкЛис и Заяц собрались в гости к кукле плкНасте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать, наши друзья не знают. Посмотри внимательно на ленты. Как ты думаешь, одинаковой плкдлины они или нет? Давай проверим твои предположения с помощью плкмерок (ребенку предлагается измерить одну ленту белой меркой, другую - красной). Сколько раз уложилась по длине первой ленты белая мерка? А по длине плквторой ленты - красная мерка? Как ты думаешь, почему получились плкразные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины?

Задания 4.

Цель: определить умение проводить эксперимент с реальным объек- том, проверить умение делать выводы и умозаключения.

Задача а. Определить умение плкпроводить эксперимент.

Оборудование: пианино, кубик, плккарандаш, кружка, плклист бумаги, мяч, веревка, плккирпичик.

Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, плка в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место?

Если дети затрудняются, плкподтолкнуть их к выводу, что можно было бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще можно плкпроверить? Обратить внимание ребенка на предметы, которые лежат перед ним. Можно помочь ребенку, плкподсказав, что, используя некоторые из имеющихся предметов, пл можно проверить, войдет ли место пианино. Как это сделать? Какими плкпредметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать?

Задача б. Проверить умение делать выводы и умозаключения.

Формулировка задания: ты измерил плкпианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?

Степень самостоятельности плкребенка не этапах проведения иссле - дования оценивалась по плкрезультатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности.

В процессе выполнения заданий детьми мы оценивали каждое умение и определили уровень плксформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. (Таблица 1)


Таблица 1

Уровни развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста



п/п

ФИ ребенка

Исследовательские умения

1

2

3

4

5

6

7

1

Анна Т.

В

В

С

В

В

С

С

2

Антон К.

С

Н

Н

С

С

С

Н

3

Костя С.

В

С

Н

В

С

Н

Н

4

Алина У.

В

В

С

С

С

С

Н

5

Кира Ш.

С

Н

Н

С

С

С

Н

6

Максим Х.

С

С

С

С

С

Н

Н

7

Максим Е.

С

Н

Н

С

С

Н

Н

8

Соня З.

С

Н

Н

С

С

Н

Н

9

Владимир М.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

10

Елена С.

С

Н

Н

С

С

С

Н

11

Анастасия С.

С

С

С

С

С

С

Н

12

Лера С.

В

С

С

В

В

С

С

13

Виталий Х.

С

Н

Н

С

С

С

Н

14

Светлана М.

С

Н

Н

С

С

С

Н

15

Ксения В.

С

С

Н

С

С

С

Н

16

Неля П.

С

Н

Н

С

С

С

Н

17

Вика Е.

С

Н

Н

С

С

С

Н

18

Влад Г.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

19

Альбина Т.

С

С

Н

С

С

С

Н

20

Артур Т.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Высокий

4

(20%)

2

(10%)

-

3

(15%)

2

(10%)

-

-

Средний

13

(65%)

6

(30%)

5

(25%)

14

(70%)

15

(75%)

13

(65%)

2

(10%)

Низкий

3

(15%)

12

(60%)

15

(75%)

3

(15%)

3

(15%)

7

(35%)

18

(90%)



Таким образом у детей старшего дошкольного возраста преобладают низкий и средний уровни развития исследовательских умений. (Таблица 2)

Это связано с непониманием специфики развития исследовательских умений дошкольников; нежеланием педагогов тратить время на обучение, повышение квалификации; убежденностью в собственной исключи - тельности, завышенной самооценкой. Так - же с не умением педаго - гов для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту. Не умением педагогов создать развивающую предметно - пространственную среду группы, способствующую развитию исследовательских умений дошкольников в проектной деятельности.

Таким образом, незнание особенностей организации проектной деятельности и развития исследовательских умений дошкольников не позволяет достичь желаемого результата.


Таблица 2

Сводная таблица развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента


Возр.

группы

уровни

Старший

возраст

Высокий

8%

Средний

49%

Низкий

43%


Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного раз­вития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно - проектировочных умений, увлече -нность исследованием, экспериментированием, стремление проявлять жи -вой интерес к детской поисковой, исследовательской деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.


2.2.Специфика развития исследовательских умений в процессе проектной деятельности

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить ряд задач для проведения формирующего эксперимента:

1) повысить компетентность воспитателей в проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности;

2) обогатить развивающую предметно - пространственную среду