Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, способствующую развитию исследовательских умений дошкольников в проектной деятельности;
3) разработать и провести ряд проектов, способствующих развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательских умений каждого ребенка, что предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Развитие исследовательских умений дошкольников определяется рядом условий:
В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.
На первом этапе работы, с целью повышения компетентности воспитателей по проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности, нами были разработаны консультации по темам: «Проектная деятельность в детском саду», «Проектная деятельность дошкольников», «Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды», «Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи», «Проектная деятельность, как средство развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста», «Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» (Приложение 2).
При организации проектной деятельности вначале использовали в процессе организованной образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия ООД объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило в образовательной деятельности познавательного цикла, где дети определяли
роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям; в процессе ООД художественно-эстетического цикла - дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями – «Поможем медвежонку Винни-Пуху», «Следопыты», «Наш друг Снеговик».
В помощь педагогам нами была разработана картотека примерных тем проектов по тематическим блокам: «Наследие», «Я в мире людей», «Мир вокруг нас», «Ты и твоё здоровье» (Приложение 3)
На втором этапе создавали, обогащали предметно - развивающую среду, направленную на развитие исследовательских умений старших дошкольников процессе проектной деятельности, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности с учетом интересов и предпочтений старших дошкольников.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует развитию исследовательских умений и познавательных интересов.
Считая необходимым для развития исследовательских умений такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент был организован «Уголок экспериментирования», в котором имеются: комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала, лабораторный материал для экспериментирования (резина, гибкий пластик; материал для исследования: разная пластмасса, стружки, опилки разных пород дерева; безопасные красители; безопасная лабораторная посуда: сообщающиеся сосуды, воронки, ступки, пестики для растирания веществ), простейшие приборы и приспособления и доступные приборы (разные лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, цветные очки, бинокли, линзы, магниты), сезонные макеты, макеты природных ландшафтов, коллекции: почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, раковин, шишек, коры и древесины.
«Уголок экспериментирования» использовали как базу для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», «пожарных», спасателей, «фармацевтов», операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Процесс развития исследовательских умений старших дошкольников в процессе проектной деятельности выстраивался поэтапно.
Задачами проектной деятельности в старшем возрасте стали:
В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи и их оценивать.
Третий этап работы включал в себя непосредственно организацию проектной деятельности с детьми.
Нами был организован и проведен долгосрочный поисково – исследовательский проект «Вода, вода - кругом вода!», где дети проявили свою самостоятельную исследовательскую активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи в процессе ООД, индивидуальной и подгрупповой работы познавательного цикла. Были организованы экскурсии к роднику за чистой водой, где и родители, и дети получили огромное удовольствие от прогулки. Формами работы были представлены такие виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы различные экспе -рименты с водой, разработаны презентации о свойствах воды, о ее пользе. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку,
стимулируется его исследовательская активность, развиваются исследо- вательские умения, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других (Приложение 4).
Своеобразным звеном развития исследовательских умений детей стал исследовательский проект «Дышите чистым воздухом», который носил больше индивидуальный характер. На первом этапе работы над проектом были сформулированы такие задачи:
- расширить представление о воздухе;
- дать представление об источниках загрязнения воздуха;
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи на основе наблюдений и проведения опыта;
- привлечь внимание жителей нашего города к проблеме загрязнения воздуха
На втором этапе ребенок совместно с педагогом и родителями оформлял проект, но организатором являлся сам ребенок. На третьем в процессе продуктивной деятельности проводились исследования(зачем нужен воздух, бережно ли к нему относятся; вместе с родителями дети искали сведения о загрязнении воздуха и мерах которые предпринимают люди для сохранения его чистым в природе в дошкольных энциклопедиях, художественной литературе, фильмах, рассказывали об этом детям своей группы; изготавливали модели «Что загрязняет воздух»).
На четвертом этапе проходила защита проекта, где проявились такие качества как коммуникативность, инициативность, любознательность, исследовательские умения (Приложение 5).
В феврале 2016 года мы провели краткосрочный исследовательский проект «О чем поспорили пепси-кола и вода?»
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи
5. Развивать у детей умение выбирать продукты питания не только по вкусовым качествам, но и по их полезным свойствам для здоровья человека.
Использовали следующие формы работы с детьми: экспери - ментирование, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной и познавательной литературы, дидактические игры, наблюдение, продуктивная деятельность.
Целью познавательно-исследовательской деятельности детей было изучение влияния воды и газированного напитка пепси - колы на организм человека и растения. Выбор продуктов питания для сохранения и укрепления здоровья.
Проведя ряд опытов, мы увидели, что пепси - кола разлагает мясо. Она содержит большое количество сахара, который вреден для зубов. В пепси - коле содержатся красители, которые могут вызвать различные аллергические реакции, а также вещества, которые разъедают ржавчину. В этом напитке есть газы, вызывающие вздутие живота и отрыжку.
В ходе исследований мы выяснили, что растения, помещенные в пепси - колу, погибли.
Таким образом, пепси-кола опасна не только для здоровья человека, но и губительно действует на растения. В ходе работы были созданы: стенгазета «Скажи пепси - коле - нет!»; рекламный буклет «Полезная вода»; фотоальбом с результатами опытно - экспериментальной деятельности (Приложение 6).
При организации проектной деятельности учитывали основные требования:
Таким образом, метод проектов позволяет создать условия для реализации важнейших показателей развития исследовательских умений.
3) разработать и провести ряд проектов, способствующих развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательских умений каждого ребенка, что предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Развитие исследовательских умений дошкольников определяется рядом условий:
-
педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ребенка в процессе проектной деятельности; -
вариативностью содержания образовательной работы, обеспе- чивающей индивидуальный характер развития воспитанников; -
организацией групповой работы детей, способствующей формированию опыта управления собственной образовательной деятельностью.
В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.
На первом этапе работы, с целью повышения компетентности воспитателей по проблеме развития исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности, нами были разработаны консультации по темам: «Проектная деятельность в детском саду», «Проектная деятельность дошкольников», «Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды», «Проектный метод как средство взаимодействия ДОУ и семьи», «Проектная деятельность, как средство развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста», «Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» (Приложение 2).
При организации проектной деятельности вначале использовали в процессе организованной образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия ООД объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило в образовательной деятельности познавательного цикла, где дети определяли
роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям; в процессе ООД художественно-эстетического цикла - дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями – «Поможем медвежонку Винни-Пуху», «Следопыты», «Наш друг Снеговик».
В помощь педагогам нами была разработана картотека примерных тем проектов по тематическим блокам: «Наследие», «Я в мире людей», «Мир вокруг нас», «Ты и твоё здоровье» (Приложение 3)
На втором этапе создавали, обогащали предметно - развивающую среду, направленную на развитие исследовательских умений старших дошкольников процессе проектной деятельности, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности с учетом интересов и предпочтений старших дошкольников.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует развитию исследовательских умений и познавательных интересов.
Считая необходимым для развития исследовательских умений такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент был организован «Уголок экспериментирования», в котором имеются: комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала, лабораторный материал для экспериментирования (резина, гибкий пластик; материал для исследования: разная пластмасса, стружки, опилки разных пород дерева; безопасные красители; безопасная лабораторная посуда: сообщающиеся сосуды, воронки, ступки, пестики для растирания веществ), простейшие приборы и приспособления и доступные приборы (разные лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, цветные очки, бинокли, линзы, магниты), сезонные макеты, макеты природных ландшафтов, коллекции: почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, раковин, шишек, коры и древесины.
«Уголок экспериментирования» использовали как базу для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», «пожарных», спасателей, «фармацевтов», операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Процесс развития исследовательских умений старших дошкольников в процессе проектной деятельности выстраивался поэтапно.
-
Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. -
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
-
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); -
в каких источниках можно найти информацию; -
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); -
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
-
Выполнение проекта - практическая часть. -
Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Задачами проектной деятельности в старшем возрасте стали:
-
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; -
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; -
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; -
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи и их оценивать.
Третий этап работы включал в себя непосредственно организацию проектной деятельности с детьми.
Нами был организован и проведен долгосрочный поисково – исследовательский проект «Вода, вода - кругом вода!», где дети проявили свою самостоятельную исследовательскую активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи в процессе ООД, индивидуальной и подгрупповой работы познавательного цикла. Были организованы экскурсии к роднику за чистой водой, где и родители, и дети получили огромное удовольствие от прогулки. Формами работы были представлены такие виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы различные экспе -рименты с водой, разработаны презентации о свойствах воды, о ее пользе. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку,
стимулируется его исследовательская активность, развиваются исследо- вательские умения, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других (Приложение 4).
Своеобразным звеном развития исследовательских умений детей стал исследовательский проект «Дышите чистым воздухом», который носил больше индивидуальный характер. На первом этапе работы над проектом были сформулированы такие задачи:
- расширить представление о воздухе;
- дать представление об источниках загрязнения воздуха;
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи на основе наблюдений и проведения опыта;
- привлечь внимание жителей нашего города к проблеме загрязнения воздуха
На втором этапе ребенок совместно с педагогом и родителями оформлял проект, но организатором являлся сам ребенок. На третьем в процессе продуктивной деятельности проводились исследования(зачем нужен воздух, бережно ли к нему относятся; вместе с родителями дети искали сведения о загрязнении воздуха и мерах которые предпринимают люди для сохранения его чистым в природе в дошкольных энциклопедиях, художественной литературе, фильмах, рассказывали об этом детям своей группы; изготавливали модели «Что загрязняет воздух»).
На четвертом этапе проходила защита проекта, где проявились такие качества как коммуникативность, инициативность, любознательность, исследовательские умения (Приложение 5).
В феврале 2016 года мы провели краткосрочный исследовательский проект «О чем поспорили пепси-кола и вода?»
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
-
Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни. -
Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление его сохранять и укреплять. -
Развивать у детей элементарные исследовательские умения:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи
-
Актуализировать знания детей о полезных свойствах воды, о свойствах других продуктов питания, их значении для здоровья человека.
5. Развивать у детей умение выбирать продукты питания не только по вкусовым качествам, но и по их полезным свойствам для здоровья человека.
Использовали следующие формы работы с детьми: экспери - ментирование, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной и познавательной литературы, дидактические игры, наблюдение, продуктивная деятельность.
Целью познавательно-исследовательской деятельности детей было изучение влияния воды и газированного напитка пепси - колы на организм человека и растения. Выбор продуктов питания для сохранения и укрепления здоровья.
Проведя ряд опытов, мы увидели, что пепси - кола разлагает мясо. Она содержит большое количество сахара, который вреден для зубов. В пепси - коле содержатся красители, которые могут вызвать различные аллергические реакции, а также вещества, которые разъедают ржавчину. В этом напитке есть газы, вызывающие вздутие живота и отрыжку.
В ходе исследований мы выяснили, что растения, помещенные в пепси - колу, погибли.
Таким образом, пепси-кола опасна не только для здоровья человека, но и губительно действует на растения. В ходе работы были созданы: стенгазета «Скажи пепси - коле - нет!»; рекламный буклет «Полезная вода»; фотоальбом с результатами опытно - экспериментальной деятельности (Приложение 6).
При организации проектной деятельности учитывали основные требования:
-
подготовленность дошкольников к данному виду деятельности; -
интерес детей к проблеме; -
практическая направленность и значимость проекта; -
творческая постановка задачи; -
практическая осуществимость проекта.
Таким образом, метод проектов позволяет создать условия для реализации важнейших показателей развития исследовательских умений.