Файл: Практическое задание Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
-
Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).
Методы профилактики. В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.
Методы воздействия – это методы, направленные на изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения за счёт использования психологических, социо-психологических закономерностей.(Т.С. Кабаченко)
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:
Закономерности дизонтогенеза | Краткая характеристика |
Функциональная локализация нарушения | Различают 2 основных дефекта: частный и общий. Нарушения частных нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем. Общий связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых |
Время поражения | Временной фактор определяется: хронологическим моментом поражения, длительностью периода развития данной функции в онтогенезе, неустойчивостью психических функций в сензитивные для них периоды развития. |
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом | Направление вторичного недоразвития зависит от места в нем первичного дефекта и может быть: «снизу-вверх» «сверху- вниз» |
Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии | -Изоляция функции, когда она стереотипизируется, останавливается в своем развитии, лишенная воздействия со стороны других психических функций. -Фиксация функции в виде различных инертных стереотипов в когнитивной и аффективной сфере |
Асинхрония развития | Возникновение диспропорций в развитии (ретардация, акселерация, сочетание акселерации и ретардации психических функций) |
-
Опишите депривационные феномены.
Депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.
-
Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
Сегодня большое количество имеют проблемы со слухом. Такие люди воспринимают мир иначе, ведь им приходится использовать другие органы чувств. Это приводит к другим проблемам, например, задержка развития речи. Из-за нарушения нормального общения с миром слышащих, у детей с нарушением слуха затруднено усвоение социального опыта, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных усилий. Чтобы помочь такому ребенку приспособиться к обществу важно понимать особенности его психологии.
Поэтому роль сурдопсихологии— раздела специальной психологии, изучающего закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающего возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания очень важна в нашем современном обществе.
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.
Нарушения речи и зрения | Краткая характеристика |
Нарушения зрения | Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затрудненности зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. |
Нарушения устной речи | Афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса Брадилалия -патологически замедленный темп речи Тахилалия – патологически убыстренный темп речи Дислалия – нарушение произносительной сороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи. |
Нарушения письменной речи | Дислексия – частичное(полное) нарушение процессов чтения. Дисграфия – частичное (полное) нарушение процессов письма. |
6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Слабоумие (деменция) – это вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей.
Малоумие (олигофрения) – врожденное состояние умственной недостаточности различной степени.
7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями
Комбинированных дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Например, при слепоглухоте речь идёт об искусственном формировании человеческой психики, так как у ребёнка практически отсутствуют возможности взаимодействия с внешним миром.