Файл: Практическое задание Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание


  1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).

Методы профилактики. В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Методы воздействия – это методы, направленные на изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения за счёт использования психологических, социо-психологических закономерностей.(Т.С. Кабаченко)

2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:

Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения

Различают 2 основных дефекта: частный и общий. Нарушения частных нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

Общий связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых

Время поражения

Временной фактор определяется:

хронологическим моментом поражения, длительностью периода развития данной функции в онтогенезе, неустойчивостью психических функций в сензитивные для них периоды развития.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

Направление вторичного недоразвития зависит от места в нем первичного дефекта и может быть:

«снизу-вверх»

«сверху- вниз»

Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии

-Изоляция функции, когда она стереотипизируется, останавливается в своем развитии, лишенная воздействия со стороны других психических функций.

-Фиксация функции в виде различных инертных стереотипов в когнитивной и аффективной сфере

Асинхрония развития

Возникновение диспропорций в развитии (ретардация, акселерация, сочетание акселерации и ретардации психических функций)





  1. Опишите депривационные феномены.

Депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.


  1. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.


Сегодня большое количество имеют проблемы со слухом. Такие люди воспринимают мир иначе, ведь им приходится использовать другие органы чувств. Это приводит к другим проблемам, например, задержка развития речи. Из-за нарушения нормального общения с миром слышащих, у детей с нарушением слуха затруднено усвоение социального опыта, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных усилий. Чтобы помочь такому ребенку приспособиться к обществу важно понимать особенности его психологии.

Поэтому роль сурдопсихологии— раздела специальной психологии, изучающего закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающего возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания очень важна в нашем современном обществе.
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затрудненности зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.

Нарушения устной речи

Афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса

Брадилалия -патологически замедленный темп речи

Тахилалия – патологически убыстренный темп речи

Дислалия – нарушение произносительной сороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи.

Нарушения письменной речи

Дислексия – частичное(полное) нарушение процессов чтения.

Дисграфия – частичное (полное) нарушение процессов письма.



6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития

Слабоумие (деменция) – это вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей.

Малоумие (олигофрения) – врожденное состояние умственной недостаточности различной степени.

7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями

Комбинированных дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Например, при слепоглухоте речь идёт об искусственном формировании человеческой психики, так как у ребёнка практически отсутствуют возможности взаимодействия с внешним миром.