Файл: 50 вопросов по бухгалтерскому учету в чем заключается сущность и назначение бухгалтерских отчетов в рыночной экономике.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 1. Краткая характеристика юридического лица и основных направлений его деятельности
В этом разделе необходимо отразить следующую информацию: наименование организации, её организационно-правовую форму, юридический адрес, сведения об учредителях, размер указанного в учредительных документах уставного (складочного) капитала, среднегодовую численность работающих на отчетную дату, состав (фамилии и должности) членов исполнительного и контрольных органов организации.
Из этого раздела пользователи бухгалтерской отчетности должны ясно понять, какие взаимоотношения существуют между компаниями, какова величина уставного капитала самой организации.
В этом же разделе пояснительной записки указывают: местонахождение, наименование и направление деятельности головной и (или) дочерних (зависимых) организаций. При этом рассматривается их текущая инвестиционная и финансовая деятельность.
Либо так:
Раздел 1. Краткая характеристика юридического лица и основных направлений его деятельности
Раздел 2. Учетная политика организации
Раздел 3. Информация об аффилированных лицах
Раздел 4. Основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации
Раздел 5. Информация по прекращаемой деятельности
Раздел 6. События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности
Раздел 7. Данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта
Раздел 8. Расшифровка форм бухгалтерской отчетности и пояснения к ним
Раздел 9. Информация о природоохранных мероприятиях и государственной помощи
Раздел 10. Разницы между данными бухгалтерского учета и налоговых регистров
38. Что такое события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности.
Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты хозяйственной деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
В соответствии с ПБУ 8/01 условными фактами хозяйственной деятельности являются такие факты по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которых в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
39. Представьте определение сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности. В чем заключается назначение и методы составления сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности?
Сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями.
Консолидированная отчетность представляет собой финансовую отчетность группы взаимосвязанных организаций (концерна), рассматриваемых как единое хозяйственное объединение. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчетную дату, а также результаты ее деятельности за отчетный период.
Назначение сводной бухгалтерской отчетности заключается в составлении ее в рамках одного собственника. Также ее формирование характерно для статистического обобщения.
Консолидированный отчет в отличие от сводной отчетности можно составлять по совместно контролируемому обществу несколькими собственниками. Он ставит перед собой другую цель — показать инвесторам и прочим заинтересованным лицам итоги финансовой и хозяйственной работы объединения взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но по факту представляющих собой единой хозяйственной целое.
При составлении консолидированной отчетности возникают некоторые особенности ее формирования в зависимости от того, каким образом исторически произошло объединение компаний, т. е. при каких обстоятельствах одна из компаний стала дочерней (зависимой) по отношению к материнской компании.
Под приобретением (покупкой) понимают операции, когда одна компания-покупатель получает контроль над операциями и чистыми активами другой компании-продавца в обмен на передачу активов, принятия обязательств или эмиссию акций (увеличение уставного капитала, увеличение долей в уставном капитале).
Объединение интересов (слияние) представляет собой операции, в результате которой собственники компании подвергаются слиянию, продолжают осуществлять совместный контроль над своими общими чистыми активами и операциями и делят между собой экономические выгоды и предпринимательские риски объединенной компании, при этом ни одна из сторон не может быть определена в качестве покупателя
По своему характеру эти два способа отличаются друг от друга.
Кроме представленных методов, используемых при объединении компаний в международной практике учета, рассматриваются и другие виды консолидации, в частности, при осуществлении совместной деятельности и производстве финансовых инвестиций в зависимое общество.
Полная консолидация исходит из того, что группа представляет собой единый экономический субъект, при этом консолидации подлежат все активы, пассивы, доходы и расходы группы, а доля меньшинства показывается отдельно в пассиве консолидированного бухгалтерского баланса.
Вариантами данного метода консолидации являются метод приобретения и метод слияния и используются для дочерних компаний, образующихся в результате покупки или присоединения.
Второй метод — пропорциональная консолидация является общепринятым методом по формированию отчетности по совместной деятельности. Отличительной чертой данного метода от полной консолидации является то, что в отчетности показываются активы, пассивы, доходы и расходы только те, которые участвуют в осуществлении совместной деятельности. Соответственно в такой отчетности отсутствует доля меньшинства, участие в совместной деятельности отражается в отчетности, формируемой участником — доверенным лицом.
Метод долевого участия применяется для учета инвестиций в зависимые компании. При формировании консолидированной отчетности и включении в нее показателей зависимых обществ важно отражение разницы между номинальной стоимостью инвестиций материнской компании и ее долей в чистых активах компании.
40. Какова область применения консолидированной бухгалтерской отчетности в Российском законодательстве.
Консолидированная отчетность представляет собой финансовую отчетность Группы взаимосвязанных организаций (концерна), рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчетную дату, а также результаты ее деятельности за отчетный период.
Консолидированная отчетность имеет несколько особенностей.
Во-первых, это отчетность особого образования – группы взаимосвязанных организаций. При этом под группой взаимосвязанных организаций понимается особая форма объединения предприятий, которые находятся в определенных финансово-хозяйственных взаимоотношениях, определяемых посредством системы участия, финансовых связей и договоров.
Группа организаций включает в себя, таким образом, общества, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, но сама, в отличие от них, самостоятельным юридическим лицом и участником гражданского оборота не является.
Во-вторых, консолидированная отчетность составляется на основе данных отчетности членов группы при помощи специальных учетных процедур. Членами группы являются основное или головное хозяйственное общество (материнская компания), дочерние и зависимые общества. Зависимые общества для целей консолидации разделяются на собственно зависимые и совместные (совместно контролируемые) общества. Это разделение зависимых обществ связано с требованиями международных стандартов.
Основой для деления обществ на дочерние, совместные (совместно контролируемые) и зависимые является степень контроля или влияния, которое оказывает головная компания на то или иное общество. Под контролем для целей консолидации понимается возможность оказывать влияние на финансовую и оперативную деятельность предприятия с целью получения экономической выгоды финансового или нефинансового характера. Необходимо проводить различие между решающим влиянием и контролем, который обеспечивает безоговорочное принятие тех или иных решений в хозяйственной деятельности дочернего общества, диктуемых материнской компанией, и значительным влиянием, которое не может обеспечить обязательного принятия таких решений зависимым обществом. Особый вид представляет собой совместный контроль, если речь идет об общей (долевой) собственности.
Решающее влияние и, следовательно, отнесение того или иного общества к дочерним обществам определено в ГК РФ.
К дочерним обществам, согласно ГК РФ относят общества, в которых головная организация (материнская компания) имеет более 50% голосующих акций, либо владеет более 50% уставного капитала.
К зависимым обществам, согласно ГК РФ, относят общества, в которых головная организация владеет более 20% голосующих акций, либо более 20% уставного капитала (но менее 50%, иначе общество будет отнесено к дочерним).
Основными нормативными документами по порядку составления и представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности являются следующие:
- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ МФ РФ от 30.12.1996г. № 112, в ред. приказа МФ РФ от 12.05.1999г. № 36н);
- Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы (постановление Правительства РФ 09.01.1997г. № 24).
В Методических рекомендациях под группой взаимосвязанных организаций понимается головная организация с ее дочерними (зависимыми) обществами.
Важным признаком группы взаимосвязанных организаций является наличие единого контроля над активами и операциями всех входящих в нее обществ. В данном случае под контролем в группе понимается возможность оказания решающего влияния на финансово-хозяйственную деятельность общества, возникающая вследствие распоряжения контрольным либо достаточно крупным пакетом его акций. Это дает право назначать часть руководства общества и влиять на принимаемые им решения с целью извлечения экономической выгоды из результатов его деятельности.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности организаций, входящих в состав одной группы, т.е. происходит суммирование показателей бухгалтерской отчетности головного предприятия и отчетности дочерних и зависимых обществ.
41. Дайте понятие материнских, дочерних и зависимых обществ.
Основное (материнское) общество — хозяйственное общество, которое обладает возможностью определять решения иного (дочернего) хозяйственного общества в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.
Дочернее общество — хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале (размер преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества законом не установлен), либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.
В этом разделе необходимо отразить следующую информацию: наименование организации, её организационно-правовую форму, юридический адрес, сведения об учредителях, размер указанного в учредительных документах уставного (складочного) капитала, среднегодовую численность работающих на отчетную дату, состав (фамилии и должности) членов исполнительного и контрольных органов организации.
Из этого раздела пользователи бухгалтерской отчетности должны ясно понять, какие взаимоотношения существуют между компаниями, какова величина уставного капитала самой организации.
В этом же разделе пояснительной записки указывают: местонахождение, наименование и направление деятельности головной и (или) дочерних (зависимых) организаций. При этом рассматривается их текущая инвестиционная и финансовая деятельность.
Либо так:
Раздел 1. Краткая характеристика юридического лица и основных направлений его деятельности
Раздел 2. Учетная политика организации
Раздел 3. Информация об аффилированных лицах
Раздел 4. Основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации
Раздел 5. Информация по прекращаемой деятельности
Раздел 6. События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности
Раздел 7. Данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта
Раздел 8. Расшифровка форм бухгалтерской отчетности и пояснения к ним
Раздел 9. Информация о природоохранных мероприятиях и государственной помощи
Раздел 10. Разницы между данными бухгалтерского учета и налоговых регистров
38. Что такое события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности.
Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты хозяйственной деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
В соответствии с ПБУ 8/01 условными фактами хозяйственной деятельности являются такие факты по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которых в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
39. Представьте определение сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности. В чем заключается назначение и методы составления сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности?
Сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями.
Консолидированная отчетность представляет собой финансовую отчетность группы взаимосвязанных организаций (концерна), рассматриваемых как единое хозяйственное объединение. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчетную дату, а также результаты ее деятельности за отчетный период.
Назначение сводной бухгалтерской отчетности заключается в составлении ее в рамках одного собственника. Также ее формирование характерно для статистического обобщения.
Консолидированный отчет в отличие от сводной отчетности можно составлять по совместно контролируемому обществу несколькими собственниками. Он ставит перед собой другую цель — показать инвесторам и прочим заинтересованным лицам итоги финансовой и хозяйственной работы объединения взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но по факту представляющих собой единой хозяйственной целое.
При составлении консолидированной отчетности возникают некоторые особенности ее формирования в зависимости от того, каким образом исторически произошло объединение компаний, т. е. при каких обстоятельствах одна из компаний стала дочерней (зависимой) по отношению к материнской компании.
Под приобретением (покупкой) понимают операции, когда одна компания-покупатель получает контроль над операциями и чистыми активами другой компании-продавца в обмен на передачу активов, принятия обязательств или эмиссию акций (увеличение уставного капитала, увеличение долей в уставном капитале).
Объединение интересов (слияние) представляет собой операции, в результате которой собственники компании подвергаются слиянию, продолжают осуществлять совместный контроль над своими общими чистыми активами и операциями и делят между собой экономические выгоды и предпринимательские риски объединенной компании, при этом ни одна из сторон не может быть определена в качестве покупателя
По своему характеру эти два способа отличаются друг от друга.
Кроме представленных методов, используемых при объединении компаний в международной практике учета, рассматриваются и другие виды консолидации, в частности, при осуществлении совместной деятельности и производстве финансовых инвестиций в зависимое общество.
Полная консолидация исходит из того, что группа представляет собой единый экономический субъект, при этом консолидации подлежат все активы, пассивы, доходы и расходы группы, а доля меньшинства показывается отдельно в пассиве консолидированного бухгалтерского баланса.
Вариантами данного метода консолидации являются метод приобретения и метод слияния и используются для дочерних компаний, образующихся в результате покупки или присоединения.
Второй метод — пропорциональная консолидация является общепринятым методом по формированию отчетности по совместной деятельности. Отличительной чертой данного метода от полной консолидации является то, что в отчетности показываются активы, пассивы, доходы и расходы только те, которые участвуют в осуществлении совместной деятельности. Соответственно в такой отчетности отсутствует доля меньшинства, участие в совместной деятельности отражается в отчетности, формируемой участником — доверенным лицом.
Метод долевого участия применяется для учета инвестиций в зависимые компании. При формировании консолидированной отчетности и включении в нее показателей зависимых обществ важно отражение разницы между номинальной стоимостью инвестиций материнской компании и ее долей в чистых активах компании.
40. Какова область применения консолидированной бухгалтерской отчетности в Российском законодательстве.
Консолидированная отчетность представляет собой финансовую отчетность Группы взаимосвязанных организаций (концерна), рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчетную дату, а также результаты ее деятельности за отчетный период.
Консолидированная отчетность имеет несколько особенностей.
Во-первых, это отчетность особого образования – группы взаимосвязанных организаций. При этом под группой взаимосвязанных организаций понимается особая форма объединения предприятий, которые находятся в определенных финансово-хозяйственных взаимоотношениях, определяемых посредством системы участия, финансовых связей и договоров.
Группа организаций включает в себя, таким образом, общества, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, но сама, в отличие от них, самостоятельным юридическим лицом и участником гражданского оборота не является.
Во-вторых, консолидированная отчетность составляется на основе данных отчетности членов группы при помощи специальных учетных процедур. Членами группы являются основное или головное хозяйственное общество (материнская компания), дочерние и зависимые общества. Зависимые общества для целей консолидации разделяются на собственно зависимые и совместные (совместно контролируемые) общества. Это разделение зависимых обществ связано с требованиями международных стандартов.
Основой для деления обществ на дочерние, совместные (совместно контролируемые) и зависимые является степень контроля или влияния, которое оказывает головная компания на то или иное общество. Под контролем для целей консолидации понимается возможность оказывать влияние на финансовую и оперативную деятельность предприятия с целью получения экономической выгоды финансового или нефинансового характера. Необходимо проводить различие между решающим влиянием и контролем, который обеспечивает безоговорочное принятие тех или иных решений в хозяйственной деятельности дочернего общества, диктуемых материнской компанией, и значительным влиянием, которое не может обеспечить обязательного принятия таких решений зависимым обществом. Особый вид представляет собой совместный контроль, если речь идет об общей (долевой) собственности.
Решающее влияние и, следовательно, отнесение того или иного общества к дочерним обществам определено в ГК РФ.
К дочерним обществам, согласно ГК РФ относят общества, в которых головная организация (материнская компания) имеет более 50% голосующих акций, либо владеет более 50% уставного капитала.
К зависимым обществам, согласно ГК РФ, относят общества, в которых головная организация владеет более 20% голосующих акций, либо более 20% уставного капитала (но менее 50%, иначе общество будет отнесено к дочерним).
Основными нормативными документами по порядку составления и представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности являются следующие:
- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ МФ РФ от 30.12.1996г. № 112, в ред. приказа МФ РФ от 12.05.1999г. № 36н);
- Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы (постановление Правительства РФ 09.01.1997г. № 24).
В Методических рекомендациях под группой взаимосвязанных организаций понимается головная организация с ее дочерними (зависимыми) обществами.
Важным признаком группы взаимосвязанных организаций является наличие единого контроля над активами и операциями всех входящих в нее обществ. В данном случае под контролем в группе понимается возможность оказания решающего влияния на финансово-хозяйственную деятельность общества, возникающая вследствие распоряжения контрольным либо достаточно крупным пакетом его акций. Это дает право назначать часть руководства общества и влиять на принимаемые им решения с целью извлечения экономической выгоды из результатов его деятельности.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности организаций, входящих в состав одной группы, т.е. происходит суммирование показателей бухгалтерской отчетности головного предприятия и отчетности дочерних и зависимых обществ.
41. Дайте понятие материнских, дочерних и зависимых обществ.
Основное (материнское) общество — хозяйственное общество, которое обладает возможностью определять решения иного (дочернего) хозяйственного общества в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.
Дочернее общество — хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале (размер преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества законом не установлен), либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.