Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды трудового стажа.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, в вышеперечисленных Законах не рассматривался вопрос включения в страховой стаж периодов трудовой деятельности, в течение которых работник не подлежал обязательному пенсионному страхованию, например периода службы в рядах Вооруженных Сил РФ, в органах внутренних дел, времени обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях и т.д. Не рассматривался также вопрос о включении в страховой стаж периодов временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам. Некоторые из перечисленных вопросов были конкретизированы в Федеральном законе от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», в соответствии с которым при определении индивидуального коэффициента пенсионера для назначении пенсии совместно с периодами трудовой деятельности, во время которых уплачивались страховые взносы, принимались во внимание периоды военной и приравненной к ней службы, творческой деятельности, периоды выплаты пособия по безработице, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эта норма является постулатом и несет основной правовой смысл данного понятия.
Необходимо иметь в виду, что при определении пенсионных прав застрахованных граждан значение имеет общий трудовой стаж, который не идентичен страховому стажу и рассчитывается по иным правилам. В то же время смысловое содержание общего трудового стажа, в свою очередь, отлично от содержания понятия трудового стажа по ранее действовавшему пенсионному закону. Несмотря на аналогию в названии имеются существенные различия в содержании и порядке исчисления.
Статья 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», прежде всего, направлена на установление пенсионных прав застрахованных граждан, которые непосредственно занимаются трудовой деятельностью
, то есть выполняют свою трудовую функцию в соответствии с трудовым договором. Трудовой договор может быть заключен на сезонную, временную, надомную работу, при этом вид заключенного трудового договора на пенсионные права влияния не оказывает. Под указанной в статье фразой «иная трудовая деятельность» может пониматься выполнение работ или оказание услуг на условиях гражданско-правового договора, создание произведений по авторскому договору, индивидуально-предпринимательская деятельность, детективно-охранная деятельность и т.д. Исчерпывающего перечня иной трудовой деятельности Законом не установлено.
Наряду с отчислением страховых взносов в период работы и иной трудовой деятельности одним из основных условий начисления страхового стажа в соответствии с данной статьей является выполнение работы и осуществление иной трудовой деятельности на территории РФ.
Следующим обязательным условием является определенный круг лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, где указано, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего и служащего, в том числе работа по найму за рубежом, что было основано на принципе рабочей солидарности трудящихся. В Законе от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», который создавался и действовал в период существования Советского Союза, предусматривалось равенство граждан РФ и граждан других союзных республик, проживающих в России, на получение пенсии. В настоящее время союзные республики, входившие в состав СССР, стали иностранными государствами со своими законами, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения. В связи с этим пенсионное обеспечение граждан, прибывших из других государств, основано на соответствующих международных договорах России с этими государствами. Одним из таких документов является Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 данного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают[6].
Данным Соглашения установлено, что при назначении пенсии гражданам, проживающим в государствах СНГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения Там же. Ст. 6, п. 2.. Юридическое значение имеет также и тот стаж, который учитывается на территории России после 1 января 2002 г.
В том случае, если государство, входящее в СНГ, выйдет из состава добровольного сообщества, то граждане данного государства не теряют своих пенсионных прав, установленных вышеуказанным Соглашением.
Для граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами. Однако им учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г.
Граждане РФ, проживающие и работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Пунктом 2 рассматриваемой статьи установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которой установлено:
1) граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя;
2) физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в установленном законом порядке на общих основаниях за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;
В результате сказанного можно сделать вывод о том, что носителями права на пенсионное страховое обеспечение на условиях добровольности являются следующие категории физических лиц:
1) граждане РФ, проживающие и работающие за границей;
2) граждане, добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, если за него страхователем не вносятся страховые выплаты в силу закона;
3) граждане, осуществляющие страховые выплаты в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, не занятое трудовой деятельностью и не имеющее работодателя, то есть страхователя.
Интересно отметить, что родители, опекуны, попечители, любые физические лица имеют возможность вносить пенсионные страховые взносы за неработающих детей, достигших 16-летнего возраста, то есть возраста, с которого в соответствии с трудовым законодательством Трудовой кодекс Российской Федерации с гражданином может быть заключен трудовой договор - студентов, школьников старших классов, тем самым создавая им накопительный пенсионный капитал.
В случае заключения гражданином трудового договора или осуществления им иной деятельности (на условиях гражданско-правового договора и т.д.), физическое лицо, уплачивающее страховые взносы, обязано прекратить их выплату и сняться с учета в качестве страхователя в установленном законом порядке, поставив об этом в известность территориальный орган ПФР.
Условия начисления страхового стажа в соответствии с комментируемой статьей связаны не только с самим фактом уплаты страховых взносов, но и с их объемом.
Правовые последствия страхового стажа связаны с возникновением права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости на общих основаниях требуется не менее пяти лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциаций по полу нет. Кроме того, наличие страхового стажа является одним из условий для назначения досрочной пенсии по старости.
Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливаются независимо от продолжительности страхового стажа. Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии по инвалидности определяется с учетом нормативной продолжительности страхового стажа. Для инвалида, не достигшего 19 лет, она составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.
Кроме того, изменилось правило о том, к какому времени необходимо иметь требуемый стаж. Ранее стаж определялся по возрасту ко времени наступления инвалидности, а в настоящее время - ко дню, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии, при этом нередко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко дню назначения пенсии, в этом случае требования к продолжительности трудового стажа увеличиваются.
Новое законодательство резко сужает дифференциацию уровня пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа пенсий будущего назначения, поскольку он исключен из формул расчета размера трудовых пенсий для лиц молодого возраста7.
Следующим видом трудового стажа является специальный страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях, в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.
Со специальным страховым стажем установленной законом продолжительности связано право па получение досрочной пенсии по старости.
Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям граждан. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые предусмотрели порядок исчисления, суммирования специального страхового стажа.
Следующий вид стажа – это специальный трудовой стаж, с которым связано право на пенсию за выслугу лет военнослужащих, служащих органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.
Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае – наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно более подробно специальный трудовой стаж урегулирован специальными нормативными правовыми актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет.