Файл: Нарушение впф и их восстановление при поражении правого полушария мозга.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нарушение ВПФ и их восстановление при поражении правого полушария мозга

При поражении правого полушария нарушается оценка конкретных, наглядных зрительных особенностей зрительных сигналов или их компонентов при сохранной способности к обобщению, а также способность одновременно учесть, «охватить» ряд признаков конкретной зрительной ситуации; Зрительное обобщение при этом страдает вторично, вследствие затруднений в выделении и оценки характерных, специфических свойств сигнала и невозможности одновременно учесть несколько его признаков; нарушения более ярко выступали у больных с поражением затылочных и теменных структур;

Эти нарушения отмечались у больных с затылочными и теменными и задневисочными очагами, однако лишь у последних были единственным отчетливым проявлением зрительно-гностических расстройств;

Память на конкретные, индивидуализированные признаки; больше выступали у больных с затылочными очагами;

Оценка пространственных параметров сигналов; различия, зависящие от латерализации очага поражения, отмечались главным образом у больных с очагами в теменных и меньше – затылочных долях.

Помехоустойчивость зрительной системы; расстройства наблюдались у всех групп больных, однако больше всего были выражены при затылочных, несколько меньше – при височных и еще меньше – при теменных поражениях; Наиболее характерной особенностью правополушарных больных является отсутствие критики к своему состоянию – отрицание паралича в парализованных конечностях, причем никакие логические доводы не могут убедить их в обратном. Возможно, полагали исследователи, поражение правого полушария «сужает объем внимания» (или нарушает так называемый «сенсорный регистр» в памяти), что и приводит к невозможности запоминать процессы, остающиеся за рамками выполняемой деятельности. Как добавляет в более поздней работе Э.Г. Симерницкая, существенное отличие нарушений памяти у больных с правосторонней локализацией поражения состоит в меньшем влиянии интерференции (как гомо-, так и гетерогенной) на эффективность запоминания. Более того, может наблюдаться парадоксальная картина большей эффективности воспроизведения в условиях интерференции как внутри материала (проба «две группа по три слова»), так и в деятельности в целом.

При поражении правого полушария мозга может происходить нарушение визуально-пространственных функций (ВПФ), которые отвечают за способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и реагировать на визуальные объекты, определять их размер, форму, расположение, направление движения и т.д.

Наиболее часто при поражении правого полушария мозга наблюдаются следующие нарушения ВПФ:

1. Париетально-пространственная дизориентация – пациенты не могут ориентироваться в пространстве, определять расстояния и направления, рисовать геометрические фигуры и т.п.

2. Потеря умения распознавать лица и объекты – у пациентов может наблюдаться трудность в распознавании знакомых лиц, предметов, идентификации цветов, форм и т.д.

3. Нарушение восприятия пространственных отношений – пациенты могут не понимать, как двигаться в пространстве, расположение объектов, такие как мебель, окна, двери могут быть заменены другими предметами.

4. Нарушение координации движений – пациенты могут испытывать трудности при выполнении простых движений, таких как переключение переключателей и кнопок, держание равновесия, хождение по лестнице и т.д.

Для восстановления нарушенных ВПФ могут использоваться различные методики, включая занятия по восстановлению координации движений, тренировки по распознаванию цветов и форм, тренировки по ориентированию в пространстве и т.д. Однако, важно помнить, что восстановление может занимать много времени и требует терпения и постоянства как со стороны пациента, так и со стороны родственников и специалистов.

КОРРЕКЦИЯ


1. Упражнения на стимуляцию зрительной восприимчивости:

- На листе бумаги нарисуйте несложные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) разных размеров и попросите пациента обвести их.

- Напечатайте несколько слов на отдельных листах, перемешайте их и попросите пациента расположить их в правильном порядке.

- Попросите пациента рассмотреть картинку, на которой изображены предметы или животные, и назвать их по очереди.





2. Упражнения на улучшение артикуляции и формирование речи:

- Попросите пациента повторять слова и фразы, содержащие звук "ш" или "ж".

- Предложите пациенту составлять предложения из слов, начинающихся с одной и той же буквы.
  • Попросите пациента повторять пословицы и поговорки.

  • 3. Упражнения на развитие памяти и внимания:

    - Предложите пациенту запомнить набор слов или чисел и повторить их через некоторое время.

    - Предложите пациенту запомнить картинку и описать ее через некоторое время.

    - Попросите пациента назвать все предметы, которые он видел в комнате, после того, как вы убрали их из поля зрения.

4. Упражнения на повышение моторики рук и координации движений:

- Предложите пациенту сделать разные жесты руками (например, махать ими, крутить по часовой стрелке и т.д.).

- Попросите пациента повторять за вами движения руками (например, расправить руки в стороны, сжать кулаки и т.д.).

- Предложите пациенту различные игры, требующие точных движений (например, нарезание фруктов ножом из пластелина).



5. Упражнения на развитие положительных эмоций:

- Предложите пациенту рассмотреть красивые картинки, наслаждаться красотой природы или животных.

- Предложите пациенту помнить на свою жизнь и вспоминать яркие моменты, которые доставляли ему радость.

- Предложите пациенту небольшие занимательные игры, которые вызывают улыбки и развлечение.