Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат
на тему:
«Изобразительная деятельность детей с ЗПР»
Подготовила:
студентка 5 курса
группы ДОШНАЧ-51,
Направление подготовки —
«Педагогическое образование»,
Профили — «Дошкольное образование»,
«Начальное образование»
Бучнева Ксения Андреевна
Проверил:
к.псих.н., доцент
Рожков Олег Павлович
Коломна, 2018.
Содержание
Введение
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит развитие педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Поэтому одной из актуальных проблем современной педагогики остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процесса. А для того, чтобы решить эту проблему, необходимы совершенствование методов и форм организации коррекционно-развивающей работы, поиск новых, более эффективных путей формирования личности ребенка, которые учитывали бы реальные его возможности.
Детские рисунки позволяют судить о состоянии изобразительных и сенсомоторных способностей, об уровне их знаний и представлений об окружающем мире. В рисунках дети отображают наиболее часто встречающиеся и характерные, по их представлению, признаки предметов. Таким образом, в изобразительной продукции отражается степень обобщенности зрительных представлений, их осознанность и способность ребенка к выделению существенных признаков предметов.
Специальные исследования изобразительных способностей ребенка позволили выделить три главных компонента, составляющих основу изобразительных навыков: зрительное восприятие; произвольная графическая активность; зрительно-моторная координация. Признавая значение всех трех компонентов для овладения изобразительными навыками, различные исследователи склонны подчеркивать значение какого-либо одного из них. Важно на разных этапах онтогенеза изобразительной деятельности выделять ведущее звено, которое играет организующую роль в соответствующей функциональной системе и в конечном счете определяет качество рисунка. Н.П. Сакулина отмечала, что дети до 5 лет почти не пользуются зрительным контролем за графическими движениями. По мнению З.В. Денисовой, кинестетическая афференция играет ведущую роль в изобразительных навыках младших дошкольников, что, по Е.А. Флериной, проявляется в доминировании ощущений, получаемых от акта рисования, над зрительным контролем за изобразительными действиями. В этом возрасте бедность изобразительной продукции вызвана разрывом, слабой связью между сенсорной и моторной сторонами процесс рисования.
1. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР пока не получили систематического отражения в научной литературе, можно найти лишь отдельные указания на своеобразие рисунков детей с ЗПР, дефектность большинства сенсомоторных компонентов процесса рисования.
Е.А. Екжанова провела исследования, являющиеся попыткой анализа процесса формирования изобразительной деятельности детей с ЗПР с позиций деятельностного подхода, разрабатываемого в русле концепции А.Н. Леонтьева.
Для большинства дошкольников с ЗПР характерно снижение интереса, а для некоторых – отсутствие интереса к процессу и результатам изобразитель-ной деятельности.
К 6летнему возрасту практически у всех детей предметный рисунок сформирован, однако, в большинстве случаев он упрощен, схематичен, является ярко выраженным штампом. Изображения мелкие, невыразительные, не соот-несенные с краем листа или с изображением земли на нем, даже если она четко обозначена. Нарисованные предметы зачастую переданы лишь контурной ли-нией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы кон-тура.
У многих детей с ЗПР недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как набрать краску, как промыть и осушить кисть, как вести по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашива-ния.
В 6-летнем возрасте дети с ЗПР способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация либо отсутствует, либо определяется тем, «чтоб красиво было», то есть соответствует мотивации нормально развиваю-щихся дошкольников более младшего возраста. В процессе рисования больши-нство детей используют и карандаш, и краски основных цветов, практически не меняя их в процессе работы.
Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка, так как дети не умеют формулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации. У большинства детей сюжетный рисунок совершенно не развит – они изображают лишь отдельные элементы сюжета, не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Элементы сюжетного рисунка обычно располагаются на краю листа, эти имеют ряд пропорциональных и композиционных особен-ностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развиваю-щихся сверстников. Например, дети с ЗПР очень часто цветы, деревья и дома изображают одинаковой величины, не учитывают пространства листа бумаги и располагают рисунок лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа.
Тематическое разнообразие сюжетных рисунков детей с ЗПР обычно ограничиваются 3 - 4 наиболее привычными темами, при этом они никогда не вводят в сюжетную композицию действующий субъект. У детей с ЗПР практически отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжетного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР.
2. Организация обучения изобразительной деятельности детей с ЗПР.
Для преодоления названных недостатков изобразительной деятельности необходима специальная организация обучения, в ходе которого должно осуществляться эстетическое, нравственное, умственное воспитание дошкольни-ков с ЗПР.
Работа должна включать следующие направления:
- воспитание эмоционального отношения к процессу изображения и его результатам;
- работа над выразительностью рисунка;
- развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и их систематизация;
- формирование графических образов изображаемых предметов и преодоление шаблонных изображений;
- совершенствование тонкой моторики рук и зрительно-двигательной координации;
- развитие регулирующей и планирующей функций речи, обогащение словаря детей образной выразительной лексикой.
Работу целесообразно проводить в два этапа – подготовительный и этап формирования сюжетных изображений.
Задачи подготовительного этапа:
- формирование у ребенка эмоционального отношения к изображаемому предмету или явлению;
- формирование умения передавать это отношение с помощью цвета;
- овладение приемами анализа объекта на основе сочетания зрительного и осязательно-двигательного способов обследования предмета с выделением основных визуальных свойств и соотношений изображаемых предметов;
- обучение умению ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, рационально располагать на листе предметный рисунок.
Условия организации коррекционной работы:
1) Необходима тесная связь изобразительной деятельности с игрой, предметной деятельностью, накоплением жизненного опыта.
2) Целесообразно проводить игры на развитие наблюдательности
, закрепление в словаре образов-представлений, имитационные подвижные игры; использовать упражнения, направленные на развитие мелкой ручной моторики, дифференциации движений.
3) В течение подготовительного этапа следует преодолеть пробелы предыдущего воспитания (в младших группах детского сада) и по возможности сгладить различия в развитии изобразительных навыков у детей данной возрастной группы.
Задача второго этапа – формирование сюжетного рисунка, насыщение его смысловыми компонентами, развитие композиционной организованности рисунка.
На этом этапе у детей закрепляется умение изображать птиц и животных, деревья в разное время года;
- учатся рисовать и лепить фигуру человека в движении, передавать мимику человеческого лица;
- обогащаются представления о строении человеческого тела, о характерных занятиях людей в разные периоды года, связанной с этим спецификой одежды; о профессиональных различиях людей и о возможностях отражения в рисунке профессиональной принадлежности врача, моряка, космонавта и др.
3. Рекомендации по подготовке и проведению занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР
Рекомендации:
1. Важно создать условия, способствующие поддержанию у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности, формировать потребность в ней.
2. Необходимо формировать предпосылки данного вида продуктивной деятельности – развивать предметную, игровую и речевую деятельность, расширять запас сенсорных эталонов и образов-представлений, обогащать и систематизировать представления детей об окружающей действительности, совершенствовать зрительно-двигательную координацию.
3. Целесообразно строить обучение с учетом концентрического типа изучения материала – в начале в предметных изображениях отрабатываются все основные элементы сюжетного рисунка или аппликации, затем осуществляется постепенный переход к более сложной целостной композиции.
4. В процессе обучения следует совершенствовать как техническую, так и выразительную стороны изобразительной деятельности.
5. При организации занятий, выборе материала и т.д. необходимо учитывать индивидуальные психологические
, личностные особенности ребенка и уровень сформированности у него изобразительных навыков.
6. Необходимо подчеркивать роль ребенка как активного самостоятельного творца создаваемых изображений.
7. На всех этапах наблюдения за окружающей действительностью и обучения ее отображению должна быть активно задействована речь ребенка.
8. Следует создавать условия для закрепления усвоенных знаний и навыков в самостоятельной художественной деятельности детей.
В процессе правильно организованного обучения у детей формируются эмоционально окрашенное восприятие произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, умение отображать в рисунках свои зрительные впечатления и представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Список литературы
-
Денисова З.М. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978. -
Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с. -
Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - С. 458-465. -
Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с