Файл: 9. транспортная логистика задачи транспортной логистики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.
Преимущества:
1) высокая скорость доставки;
2) наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа.
Недостатки:
1) узкая специализация;
2) опасные последствия аварийных ситуаций;
3) возможность хищений.
Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:
1) время доставки;
2) частота отправлений груза;
3) надежность соблюдения графика доставки;
4) способность перевозить разные грузы;
5) способность доставить груз в любую точку территории;
6) стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
надежность соблюдения графика доставки;
время доставки;
стоимость перевозки.
Существуют приблизительные оценки различных видов транспорта по каждому из основных факторов выбор вида транспорта, позволяющие предварительно определить степень соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки (табл.9.1). Но правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному – 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна. По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.
Оценка различных видов транспорта (max балл – 1)
Табл.9.1
8
Факторы
Вид транспорта
Вр ем я дос тавки
Ча стота от п
ра вл ен ий гр у
за
Н
ад еж н
ос ть
А
сс ор ти м
ен т пе рев ози м
ы х гр уз ов
С
по со бн ост ь дос та вит ь гру з в любу ю
то чк у
С
то им ос ть пе ре во зк и
Железнодорожный
3 4
3 2
2 3
Водный
4 5
4 1
4 1
Автомобильный
2 2
2 3
1 4
Трубопроводный
5 1
1 5
5 2
Воздушный
1 3
5 4
3 5
9.4.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА
В 1863 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта. А в 1878 г. на
Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый трубопровод протяженностью всего 12 км и диаметром 75 мм для перекачки нефти от
Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. До 1917 года были построены трубопроводы общей протяженностью 1300 км, средний диаметр труб составлял 197 мм. Однако, в то время эти трубопроводы не могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта.
В советское время развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания современного оборудования и систем связи, а также принципиально новых методов сооружения трубопроводов, перекачки нефти и нефтепродуктов. Развитие получили трубопроводы, соединяющие места переработки нефти в европейской части страны, на юге Сибири, в Средней Азии с месторождениями нефти в
Закавказье, Урало-Поволжье, Западной Сибири.
В связи с разделением трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами – бывшими республиками СССР – в настоящее время только Россия обладает единой нефтепроводной системой.
9
Система магистральных нефтепроводов является естественной монополией и находится в государственной собственности и полностью контролируется государством. Контроль осуществляется посредством установления цен
(тарифов) на транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих на тарифы. Магистральные нефтепроводы акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть" соединяют практически все районы добычи нефти в России с центрами переработки и экспортными терминалами, обеспечивают нормальное функционирование нефтяного рынка, транспортируют 99,5% добываемой в России нефти. Протяженность системы магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" составляет 48500 км.
9.5.ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ
Транспортные тарифы являются основой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:
платы за перевозку грузов;
сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правил исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.
Поскольку стоимость перевозки является одним из существенных факторов выбора перевозчика, борьба за клиентов в условиях конкуренции, также вносит коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тарифов.
Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны министерства путей сообщения увеличило спрос на эту услугу.
Особенности систем тарифов на различных видах транспорта
Железнодорожный транспорт
10
Для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительные тарифы устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных доро- гах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.
Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:
за хранение, взвешивание или проверку веса груза;
подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;
за экспедирование грузов;
за погрузочно-разгрузочные работы и др.
Автомобильный транспорт
Для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
сдельные тарифы на перевозку грузов;
тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
тарифы из покилометрового расчета;
тарифы за перегон подвижного состава;
договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы: o расстояние перевозки; o масса груза; o объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля; o грузоподъемность автомобиля; o общий пробег; o время использования автомобиля;
11 o тип автомобиля; o район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за
повременное
пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние
район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных
поправочных коэффициентов.
Речной транспорт
Тарифына перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяютсяпароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается
себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
Морской транспорт
Оплата за перевозку грузов осуществляется либопо тарифу, либо по
фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда, при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
12
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ №9
1. Какую долю в сумме общих затрат на логистику составляют транспортные расходы?
2. Транспорт общего пользования.
3. Транспорт необщего пользования.
4. Основные задачи транспортной логистики.
5. Транспортный коридор.
6. Транспортная цепь.
7. Политика предоставляемых услуг, цели и задачи.
8. Политика транспортных предприятий в области коммуникаций, ее цели и задачи.
9. Какие функции предприятия США передают транспортным фирмам?
10. Плюсы передачи промышленными фирмами части своих функций транспортным предприятиям.
11. В чем заключается деятельность логистических центров?
12. В чем заключается экспедиторская деятельность?
13. Плюсы использования автоматизированных систем в транспортных системах.
14. Что является исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки?
15. Характеристика автомобильного транспорта.
16. Характеристика железнодорожного транспорта.
17. Характеристика морского транспорта.
18. Характеристика внутреннего водного транспорта.
19. Характеристика воздушного транспорта.
20. Характеристика трубопроводного транспорта.
21. Каковы факторы выбора вида транспорта, какие из них являются приоритетными?
22. Каким образом трубопроводный транспорт связан с экономической безопасностью страны?
23. Каким образом трубопроводный транспорт связан с технической безопасностью страны?
24. Каким образом трубопроводный транспорт связан с экологической и социальной безопасностью страны?
25. Каковы пути преодоления недостатков трубопроводного транспорта?
26. На основе чего формируются транспортные тарифы?
27. Общие тарифы.
28. Исключительные тарифы.
29. Льготные тарифы.
30. Местные тарифы.
31. Сборы.
32. Каковы основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге?
13 33. Какие факторы оказывают влияние на размер тарифной платы за автомобильные перевозки?
34. Кто определяет тарифына перевозки грузов речным транспортом?
35. Как производится оплата за перевозку грузов морским транспортом?
36. Почему Россия имеет высокий потенциал по перевозке транзитных грузов?
37. Почему российская транспортная система не реализует полностью свой потенциал по перевозке транзитных грузов?
38. Каковы причины низкой конкурентоспособности Российской транспортной систем? Раскрыть суть каждой причины?