Файл: Применение робототехнических конструкторов на уроках и во внеурочной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение робототехнических конструкторов на уроках и во внеурочной деятельности


Реализация курса «Робомир» на базе Центра «Точка роста» позволяетрешатьключевыезадачиобразовательнойдеятельности,связанныес развитием профессиональных взглядов учащихся, формированием технологическогомышления,раскрытиемтворческогопотенциала школьников.

Ротанова Елена Викторовна, учитель информатики,преподавательЦентра«Точкароста»МБОУ СОШ №2 МО "Барышский район"
Одним из ведущих направлений современной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в промышленную и бытовую сферы жизни человека автоматических машин. Роботы выполняют работу на предприятиях, используются для изучения космического пространства и подводных глубин.

В связи с этим важна реализация курса «Робомир» для учащихся в Центре «Точка роста». Данный курс позволяет решить ряд образовательных задач. Учащиеся овладевают знаниями, умениями и опытом деятельности в со- временном направлении «Робомир» как необходимом компоненте общей культуры человека цифрового социума. Школьники овладевают трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности. У учащихся формируется культура проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений, навыки использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сер- висов, а также когнитивных
инструментов и технологий. Учащиеся в ходе освоения программы «Робомир» развивают умения оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в образовательной деятельности, позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности. В ходе освоения курса подробно рассматриваются вопросы проектирования роботов и их последующего программирования. Это способствует формированию системы технологических знаний о проектировании и создании роботов.

При реализации программы используется конструктор «LEGO: Mindstorms EV3», который предоставляет ученикам возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. Конструктор «LEGO: Mindstorms EV3» и программное обеспечение к нему позволяет школьнику учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у учащихся желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.

Ценна практическая направленность дисциплины на связь изучаемого материала с жизнью. Преподавание курса направлено на профориентационную работу. Ученики знакомятся с рядом новых профессий, видят значимость и место роботостроения в сфере обслуживания, производства и т. д. Много внимания уделяется истории происхождения роботов, программирования и связи их с окружающим миром.

Технология роботостроения изучается на примере внедрений образовательной робототехники в Ульяновской области, то есть учитывается региональный компонент содержания образования. Это, несомненно, способствует развитию

познавательного интереса учащихся.

Содержание и структура курса направлены на формирование у обучающихся следующих компетенций: способность производить разработку и сборку мобильных роботов на основе датчиков Vex IQ для выполнения конкретных практических задач, устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.



Наименование раздела

Количество часов

Цифровые образовательные ресурся

теория

практика

1

«Состав образовательного робототехнического модуля»

1

7




2

«Работа с основными устройствами и комплектующими

1

9




3

«Разработка моделей робота»

1

8




4

«Сборка робота Clawbot»




4




5

«Сборка мобильного робота»




4







итого

3

31





Учебно-тематический план модуля

«Состав образовательного робототехнического модуля»

п/п

дата

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1




Конструктивные элементы и комплектующие конструкторов VEX

1

Выполнение лабораторной работы №1

2




Исполнительные механизмы конструкторов VEX

1

Выполнение лабораторной работы №2

3




Базовые принципы проектирования роботов

1

Выполнение лабораторной работы №3

4




Программируемый контроллер

1

Выполнение лабораторной работы №4

5




Основы работы в ArduinoIDE

2

Выполнение лабораторной работы №5

6




Программирование контроллеров Arduino

2

Выполнение лабораторной работы №6



Учебно-тематический план модуля


п/п

дата

Наименование темы

Кол-во часов

Формы аттестации /контроля

1




Подключение и работа с тактильными датчиками, концевыми выключателями и кнопками

1

Выполнение лабораторной работы №7

2




Подключение и работа с датчиком освещенности

1

Выполнение лабораторной работы №8

3




Подключение и работа с ИК-датчиком линии

1

Выполнение лабораторной работы №9

4




Подключение управления моторами

1

Выполнение лабораторной работы №10

5




Подключение и управление сервоприводом

1

Выполнение лабораторной работы №11

6




Подключение и работа с УЗ-сонаром

1

Выполнение лабораторной работы №12

7




Подключение и работа с оптическим энкодером

1

Выполнение лабораторной работы №13

8




Подключение и работа с инкрементным энкодером

1

Выполнение лабораторной работы №14

9




Работа со встроенным Bluetooth-модулем

2

Выполнение лабораторной работы №15



«Работа с основными устройствами и комплектующими»

Учебно-тематический план модуля «Разработка моделей робота»

п/п

дата

Наименование темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

1




Движение робота вперед-назад и осуществление поворотов

1

Выполнение лабораторной работы №16

2




Управление манипулятором робота

1

Выполнение лабораторной работы №17

3




Подключение ультразвукового дальномера

2

Выполнение лабораторной работы №18

4




Работа с ИК-датчиками для обнаружения линии

2

Выполнение лабораторной работы №19

5




Разработка комплексной системы управления робота

2

Выполнение лабораторной работы №20



Учебно-тематический план модуля «Сборка робота Clawbot»

п/п

дата

Наименование темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

1




Сборка робота Clawbot

1

Выполнение лабораторной работы №21

2




Подготовка к соревнованиям

2

Испытание своего робота

3




Проведение школьных

соревнований


1

Участие в соревнованиях

Учебно-тематический план модуля «Сборка мобильного робота»

п/п

дата

Наименование темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

1




Сборка мобильного робота с манипулятором

2

Представление и техническое описание робота

2




Сборка мобильного робота повышенной проходимости

1

Представление и техническое описание робота

3




Сборка мобильного робота на базе гусениц

2

Представление и техническое описание робота