Файл: Дипломный проект на тему "Организация работы отделения по ремонту колесных пар пассажирского вагонного депо".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
повышение производительности труда, улучшение условий труда, повышение культуры производства, производственной и технологической эстетики.

Колесное отделение вагонного депо предназначено для производства обыкновенного освидетельствования колесных пар, для ремонта колесных пар без смены элементов и промежуточной ревизии букс с роликовыми подшипниками. Роликовое отделение предназначено для производства полного освидетельствования колесных пар, демонтажа, ремонта и монтажа вагонных букс с роликовыми подшипниками.

Колесные пары, требующие полного освидетельствования, с пути дефектоскопирования или после диагностирования требующие обточки поверхности катания подаются в колесно-токарное отделение. Обточенные на станках колесные пары попадают в демонтажно-моечное отделение. Затем производится демонтаж буксового узла. Подшипники по наклонному желобу поступают к моечной машине подшипников, после обмывки они попадают в комплектовочное отделение. Все остальные детали буксового узла (болты, гайки, стопорные планки, крышки и другие) моют, потом осматривают и ремонтируют. Затем колесная пара попадает в моечную машину. Колесные пары после обмывки подаются на стенд дефектоскопии. После проведения дефектоскопирования колесные пары, подаются на линию монтажа, где происходит окончательная подготовка деталей буксового узла и его монтаж. После промежуточной ревизии и полного освидетельствования колесные пары выставляются на путь выдачи для подкатки под тележки, с последующей подкаткой под вагон или в рабочий парк.

Организация ремонта, размеры и допуски колесных пар и деталей буксового узла при выпуске их из ремонта, порядок производства обыкновенного и полного освидетельствования колесных пар, промежуточной и полной ревизии букс, дефектоскопирования, производства сварочных работ и оснащенность средствами измерений соответству ют технологии ремонта.

1.5 Организация рабочего места

Под рабочим местом понимается пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания. Рабочее место является частью производственно- технологической структуры организации, оно предназначено для выполнения части технологического процесса и организуется на основе трудовых и других действующих норм, и нормативов.


Существует следующая классификация рабочих мест по признакам:

- по характеру труда - ручное, механизированное и автоматизированное;

- по типу производства - единичное, серийное, массовое;

- по уровню специализации - специализированные и универсальные;

- по степени разделения труда - индивидуальные и бригадные (групповые);

- по местоположению - стационарные, передвижные, комбинированные; в закрытом помещении, на открытом воздухе; под землей, на высоте.

Рабочее место - основное первичное звено производства, поэтому рациональная его организация имеет важнейшее значение при разработке мероприятий по совершенствованию организации труда. При организации рабочих мест на транспорте нужно учитывать специфические условия работы работников; например, проводники вагонов и другой обслуживающий персонал пассажирских поездов трудятся на всем участке обращения поезда, осмотрщики вагонов - на протяжении всего обрабатываемого поезда и т.д.

Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Целью совершенствования организации рабочих мест является обеспечение работники или группы работников всем необходимым для высокопроизводительного труда при возможно меньших физических нагрузках и оптимальном нервно-психическом напряжении.

Оснащение и планировка рабочих мест - основа его организации. Элементами организации рабочих мест являются основное и вспомогательное оборудование, организационная и технологическая оснастка.

В состав основного оборудования входят станки, машины, механизмы и так далее. Вспомогательное оборудование состоит из подъемных устройств, различных транспортеров, конвейеров, контрольно-измерительных приборов, испытательных стендов и других подсобных устройств. Оборудование обеспечивает максимальное освобождение рабочего от тяжелого труда, удобство рабочей позы, безопасность труда, удобство и безопасность профилактического осмотра, ремонта и накладки оборудования, благоприятные санитарно-гигиенические условия труда.

Технологическая оснастка включает в себя инструментальный (режущий, мерительный, вспомогательный инструмент, шаблоны) и технологическую документацию.

К организационной оснастке относятся устройства для размещения и хранения на рабочих местах технологической оснастки, заготовок, материалов, готовых изделий, отходов; производственная мебель; средства сигнализации и связи, местного освещения.



Планировка рабочего места представляет собой оптимальное размещение всех элементов оснащения в зоне трудовой деятельности исполнителя. Габариты оснащения и его набор определяют размер площади для организации рабочего места.

При планировке рабочего места необходимо, чтобы оснащение располагалось в зоне хорошей досягаемости, производственная зона хорошо освещалась и просматривалась рабочим, во время работы у исполнителя была естественная поза, а оборудование и оснастка размещались так, чтобы у работника вырабатывался автоматизм при выполнении движений, действий, приемов и операций. Проходы и проезды предусматривают шириной, обеспечивающей свободный доступ к оснастке в полном соответствии с требованиями технической безопасности.

Важной составной частью производственного процесса является рациональное обслуживание рабочих мест.

Под обслуживанием рабочего места понимают обеспечение его средствами и предметами труда, а также услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

- производственно-подготовительная (комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа);

- инструментальная (обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);

- наладочная (наладка и подналадка оборудования и технологической оснастки);

- контрольная (контроль качества и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт измерительного инструмента и КИП);

- транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции);

- поддержание в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования;

- энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии - электричеством, сжатым воздухом, паром и т. д.);

- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оснастки);

- хозяйственно-бытовая (систематическая уборка помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).

В организациях железнодорожного транспорта применяют различные схемы обслуживания рабочих мест: централизованную, децентрализованную и смешанную.


При централизованной схеме обслуживание осуществляется едиными функциональными службами производства. Такое обслуживание рационально в тех случаях, когда суммарное время, затрачиваемое на выполнение тех или иных функций, не менее сменного фонда времени рабочего.

При децентрализованной схеме функции обслуживания рабочих мест частично или полностью выполняют сами производственные и вспомогательные рабочие, закрепленные за данным отделением или бригадой.

При смешанной схеме одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие - децентрализованно.

Организация обслуживания рабочих мест осуществляется в следующем порядке:

- устанавливаются состав и объем функций обслуживания и их распределение между исполнителями. Отдельные функции выделяются в самостоятельные виды работ, устанавливается профессионально- квалификационный состав вспомогательных рабочих, разрабатываются инструкции выполнения ими функциональных обязанностей и балансы рабочего времени;

- устанавливаются формы обслуживания и условия их применения;

- рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих, обслуживающих производство;

- разрабатывается регламент обслуживания, в котором указываются способ и последовательность выполнения работы;

- проектируются стационарные и передвижные рабочие места вспомогательных рабочих, обслуживающих производство, и разрабатываются основные элементы организации труда.

Для обеспечения эффективного функционирования определенного производства разрабатывается комплекс взаимосвязанных научно обоснованных решений по организации труда, который представляет собой типовой проект организации труда.

Типовой проект предполагает конкретный, четко определенный тип организации производства и труда на рабочем месте. Основной задачей, которая решается при его разработке, является создание для исполнителя условий, позволяющих применить наиболее совершенные методы и приемы труда. При этом работник на протяжении рабочего дня затрачивает оптимальное количество физической и нервно-психической энергии, обеспечивать необходимую производительность труда, наиболее эффективно использовать средства и предметы труда.

1.6 Механизация и автоматизация производственного процесса

Механизация производства представляет собой процесс замены мускульной силы человека работой машины или системы машин при выполнении основных и вспомогательных производственных операций.


На начальном этапе механизируют обычно отдельные наиболее тяжелые и трудоемкие операции производственного процесса; такая степень механизации называется частичной. Характерен переход от частичной механизации к механизации комплексной, под которой понимают механизацию всех операций, составляющих производственный процесс данной работы.

Автоматизация производства - это применение машин, механизмов, приборов, позволяющих осуществить управление производственными процессами по заданной программе или заданным критериям без непосредственного участия человека. Автоматизация производства представляет собой качественно более высокую степень развития техники производства, но она базируется на механизации и является ее органическим развитием. Сложность современного производства, ускоренные темпы производственных процессов требуют создания и внедрения специальных, автоматически работающих аппаратов и машин, высвобождающих человека от управления и контроля производственными процессами.

Механизация, приспособления, применяемые при ремонте колесных пар При ремонте колесных пар широко применяются различное оборудование и приспособления.

Выбор механизированного приспособления, применяемого для ремонта колесных пар, для механизации которого используется специальный стенд, представленный на рисунке 1.6.1.