Файл: Урока класс 3а умк Школа России Тема урока Приставка Тип Урок открытия нового знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс 3А

УМК: Школа России

Тема урока: «Приставка»

Тип: Урок открытия нового знания

Вид: Рассказ, Беседа, Самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с карточками.



Типология уроков

Виды уроков

1

Урок открытия нового знания

Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок–эврика, межпредметный интегрированный урок.

2

Урок закрепления знаний и способов действий

Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок–решения ключевых задач, урок-консультация, урок - ролевая игра, урок-деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок-спектакль или концерт, урок-дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок-аукцион знаний, урок-творческий отчет, урок провокация.

3

Урок систематизации и обобщения знаний

4

Урок повторения

5

Урок контроля знаний

Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок - ищи ошибку.


Цель урока: (по ДЭ)

Формирование умения определять приставку как значимую часть основы слова, с которой можно образовать родственное слово.

Формирование представлений о том, что основа может состоять из одной двух или трех частей.

Задачи урока:

  • Образовательная (дидактическая):

Умение находить и выделять приставку




  • Развивающая:




Развивать орфографическую зоркость.

  • Воспитательная:

Воспитывать интерес к русскому языку; способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Предметные: создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

  • Метапредметные:

Регулятивные (Р): учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Коммуникативные (К): формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные (П): развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;






Оборудование: Карточки с текстом «Пропавшие приставки», карточки настроения (солнышко, тучка), лист бумаги, ножницы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД


Задачи каждого этапа урока и условия их выполнения

Название этапа

Задачи этапа

Содержание этапа

Условия выполнения образовательных задач

Показатели выполнения образовательных задач этапа

  1. Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом, успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: Веселым, интересным чтобы узнать что-то новое.

Дети: О-о-о!

Буква о обозначает звук [o]. Он гласный может быть ударным, безударным. Пишут в тетрадях:



Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку

быстрое включение учащихся в деловой ритм, принятие учащимися цели урока, кратковременность этапа

2. Мотивационный

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Сегодня мы узнаем из каких частей состоит слово, я думаю нам придется многому удивиться, а какой звук произносится, когда вы удивляетесь?

Вот поэтому мы сегодня вспомним как пишется строчная буква О и нарисуем волшебные очки, а теперь дайте характеристику этому звуку.

3. Проверка домашнего задания

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д.з. всеми учащимися.

2.Выявить пробелы в знаниях и способов деятельности учащихся и определить причины их возникновения. 3.Устранить обнаруженные недостатки.

А сейчас мы проверим с вами домашнее задание.

Были ли у вас трудности в выполнении домашнего задания?

Дети: показывают домашнее задание и отвечают на вопросы учителя

Наличие д.з. у всех учащихся. Проверка учителем за короткий промежуток времени (5-7мин) правильность выполнения д.з. у всех школьников, установление пробелов в знаниях и их коррекция. Оптимальное сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащимися.

4. Актуализация знаний

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъектного опыта учащихся

Итак мы надели волшебные очки и слушаем сказку:

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве орфографическом государстве жил был царь по имени Ход. У него было много волшебных сапог. Вот решил однажды царь сходить на охоту, надел сапоги «в» и не заметил как в лесу оказался. Долго он по лесу бродил и заблудился. Недолго думая, царь переодел сапоги на «вы» и быстрехонько убежал. Вдруг на пути река. И опять сапоги выручили. Надел царь сапоги «пере» и одолел препятствие.
На доске: Ход, Вход, Выход, Переход.
Запишите слова, записанные на доске.



Переписывают слова с доски.



Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала

4. Первичное восприятие нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

Ребята, части слова – с, у, пере, вы, за, при, в – приставки. С помощью приставок образуются новые слова. Приставка выделяется так:

Назовите приставки в записанных словах.

А теперь прочитаем правило на странице 84 учебника.

А теперь давайте посмотрим на упражнение 153. Прочитаем слова и посмотрим рисунки

Докажите, что данные слова являются однокоренными.

Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово;

Спишите слова. Выделите в них приставки.

Молодцы!


Дети: это приставки в, вы и пере.


Дети читают слова:

Переходит

Подходит

Входит

Выходит

Обходит

Уходит
Дети: у этих слов один корень, «ход».

Дети: Приставка.

Дети пишут в тетради: Переходит.


Самостоятельность учащихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса. Показателем выполнения дидактической задачи этапа может служить качество (правильность, полнота, осознанность) ответов учащихся на последующих этапах

5. Закрепление новых знаний и способов деятельности.


Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

А теперь давайте посмотрим на страничку 85, упражнение 154.

Дети: выполняют упражнение.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знаний), умения распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты, алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях.

Самостоятельность учащихся в выполнении заданий. Каждый ребенок работает в зоне ближайшего развития, в силу своих способностей.

6.Применение знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Учитель вызывает 2 учащихся и предлагает одному из них:
Разрезать лист бумаги;
Надрезать;
Вырезать треугольник;
Срезать угол.
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.
Что общего у этих слов?


Выделите в них корень. Чем отличаются эти слова? Что их отличает?
Выделите и назовите приставки.

Определите место приставки в слове
Какую роль выполняет приставка в слове?



Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова.
В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.

Раз, над, вы, с.
Приставка пишется перед корнем.
У нас получились новые слова с совершенно разным смыслом, значит приставка служит для образования новых слов.

Использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

Использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

Стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

Поощрение стремления уч-ка предлагать свой способ работы.

7. Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Выпишите глагол. (летят)
Найдите корень.
Образуйте однокоренные глаголы от данного с корнем –лет-.

Дети: выполняют самостоятельную работу

Активная, продуктивная деятельность учащихся по систематизации знаний, доминирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

8. Контроль знаний

Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов деятельности. Выявить недостатки в знаниях и способах деятельности. Установить причины выявленных недостатков. Формирование у школьников способности к оценочным действиям.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что….» А вы все вместе отвечаете да или нет!

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

Физминутка:

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох))
Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)




Дети: нет


Дети: да
Дети: да
Дети: нет

Дети: да
Дети: нет


Дети: нет

Активность каждого ученика при проверке знаний. У каждого школьника установлен уровень усвоения учебного материала. Ученики участвуют в оценке и самооценке знаний, рецензирование ответов одноклассников

9. Коррекция знаний и способов действий

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах деятельности в рамках изученной темы

У вас на парте лежат карточки с текстом, подумайте какие приставки пропали из слов.
Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.

«Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселем стоит, а на верхней полке- большой пирог, он взял блюдо с киселем …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.»

Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

10. Информирование о домашнем задании

Обеспечить понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Чтобы вы не забыли, по каким законам живет царь грамматического царства, орфографического государства, вам надо эти законы (правила) выучить, чтобы в дальнейшем безошибочно разбирать слова по составу.




Все учащиеся смотивированы на выполнение д.з.; реализация всех условий для успешного выполнения д.з. всеми учащимися в соответствии с уровнем их обученности; наличие индивидуальных заданий, наличие возможностей выбора д.з.

11. Подведение итогов занятия

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Ребята какую часть слова мы сегодня выучили?



Приставка

Четкость и краткость этапа

12. Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Вам понравился урок?

Урок получился веселым?
Узнали на уроке что-то новое?
На доску прикрепите значки, соответствующие настроению:

Солнышко (хорошее, все получилось)

Солнышко зашло за тучку (не все получилось, были вопросы, но в процессе работы выяснили)

Тучка (не понял, новый материал, не получилось работать со всеми вместе)


Дети: отвечают на вопросы учителя


Реализация когнитивного алгоритма; «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО», (достиг ли цели общения, какие затруднения возникли)