Файл: Программаработысобучающимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию Основания для разработки программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПрограммаработысобучающимисяМОУСОШс.Пугачево,
имеющиминизкуюучебнуюмотивацию

1. Паспортпрограммы

Наименование
программы

Программаработысобучающимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию




Основания
для

разработки
программы

1.Федеральныйзаконот 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийскойФедерации».

2. ФГОСООО, утвержденныйприказомМинобрнаукиот 17.12.2010 № 1897.

3. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммаосновногообщегообразования, одобреннаярешениемфедеральногоучебно-методическогообъединенияпообщемуобразованию (протоколот 08.04.2015 № 1-15).

4. Методическиерекомендациипоорганизацииипроведениюорганами исполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерации, осуществляющимипереданныеполномочияРоссийскойФедерациивсфереобразования, проверокорганизаций, осуществляющихобразовательнуюдеятельностьпообразовательнымпрограммамначальногообщего, основногообщегоисреднегообщегообразования, врамкахфедеральногогосударственногонадзоравсфереобразования, направленныеписьмомРособрнадзораот 04.08.2017 № 05375

Цельпрограммы

Организоватьдеятельностьучастниковобразовательныхотношенийпообеспечениюуспешногоусвоенияосновнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияучащимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию




Задачипрограммы

1. Выявитьучащихся, имеющихнизкуюучебнуюмотивацию.

2. Создатьусловиядляэффективногообученияиразвитияучащихсяснизкимиучебнымивозможностями.

3. Обеспечитьвзаимодействиевсехучастниковобразовательныхотношений, чтобыповыситьучебнуюмотивациюшкольников.

4. Организоватьконтрольобразовательныхрезультатовучащихсяснизкойучебноймотивацией




Основные
разработчики
программы

Заместительруководителяобразовательнойорганизации (ОО) поучебно-воспитательнойработе (УВР).

. Социальныйпедагог




Срокиреализации

2021/22 учебныйгод




Ожидаемые
результаты

1. Качественныепоказатели:

  • повышениекачестваобразовательныхрезультатов;

  • организациякоммуникативнойпедагогическойсреды, способствующейпроявлениюиндивидуальностикаждогоученика, самореализацииисаморазвитию




2. Количественныепоказатели:

  • повышениеуровняпредметныхиметапредметныхобразовательныхрезультатов;

  • увеличениепоказателейсреднегобаллагосударственнойитоговойаттестации;

  • увеличениечислаучастников, призеров, победителейолимпиадиконкурсов;

  • увеличениечислаобучающихся, занимающихсявкружкахисекцияхдополнительногообразования
































2. Аналитико-прогностическоеобоснованиепрограммы

2.1. Анализвнешнихфакторов, влияющихнаучебнуюмотивациюшкольников

Администрацияипедагогическийколлектившколыпровели PESTанализ, которыйпомогаетвыявитьполитические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) итехнологические (Technological) факторывнешнейсреды. Положительныеиотрицательныефакторывнешнейсреды, влияющиенаучебнуюмотивациюшкольников, - втаблице 1.

Таблица 1. Факторывнешнейсреды, которыевлияютнаучебнуюмотивациюшкольников

Факторы

Положительные

Отрицательные

Политические

ЛичностныйрезультатобразовательнойдеятельностиопределяютФГОС

Повышениеспектраиндивидуальныхобразовательныхвозможностей
обучающегосяограниченоматериальнымивозможностямишколыиродителей

Экономические

Наличиевысококвалифицированных
педагогов, эффективнаясистема
финансированияшколы

Низкийуровеньжизниобщества, отсутствиепрофессиональныхориентиров

Социальные

Развитиеолимпиадногои
конкурсногодвижения, системы
дополнительногообразования

Отсутствиецелеполагания, жизненныхориентироввсемьеисоциальномокружении
школьника

Технологические

Закреплениевзаконодательстве
необходимыхтрудовыхумений
учителя: применятьсовременные
психолого-педагогические
технологии, основанныеназнании
законовразвитияличностии
поведениявреальнойи
виртуальнойсреде

Ориентацияобучающихсяипедагоговнауспешнуюсдачугосударственнойитоговой
аттестации (ГИА) можетпривестикнедостаточномуосвоениюииспользованию
другихтехнологийиметодик, чтоприведеткснижениюучебноймотивации

Вывод:анализопределяетосновныеаспектыповышенияучебноймотивации. Необходимосоздатьусловиядляоптимальногосочетанияиндивидуальныхвозможностейобучающихсясвозможностямишколыдлявовлеченияучащихсявактивнуюобразовательнуюдеятельность.

2.2. Анализперспективповышенияучебноймотивациишкольников

Администрацияипедагогическийколлективпровели SWOTанализ, чтобывыявитьсильныестороны (Strengths), слабыестороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) иугрозыповышениямотивациишкольников, - таблица 2.



Таблица 2. Перспективыповышенияучебноймотивациишкольников

Сильныестороны

Слабыестороны

Благоприятные
возможности

Риски

Созданыусловия
длявыполнения
требованийк
реализации
основной
образовательной
программы

Недостаточное
материально-техническое
оснащение
образовательной
деятельности
современным
оборудованием

Улучшениематериально-
техническогообеспечения
образовательной
деятельности

Изменениесоциально-
экономическойситуации

Созданыусловия
дляорганизации
образовательной
деятельности

Недостаточное
количествоучебных
кабинетовдля
реализацииразличных
направленийвнеурочной
деятельности

Созданиекультурно-
образовательного
центраспривлечением
социальныхпартнеров

Отсутствиенеобходимых
помещенийдляобразовательной
деятельностипозапросам
участников
образовательных
отношений

Применение
инновационных
технологийв
образовательной
деятельности

Недостаточноевладение
активнымиметодами
обучениядляповышения
учебноймотивации

Развитиесовременной
образовательной
среды, внедрение
инновационных
технологий

Непониманиепедагогами
необходимостипрофессиональногороста

Наличиепрофессионально
работающих
педагогов,
победителейи
лауреатов
различных
профессиональных
конкурсов

Увеличениедоли
работающихпедагогов
пенсионноговозраста;
уровеньзаработной
платынижесреднейпо
экономикерегиона;
профессиональное
выгорание;
незащищенность
педагогаперед
субъектами
образовательных
отношений

Квалифицированный
кадровыйсостав,
омоложение
педагогическихкадров

Оттокмолодыхкадровиз-
занизкойпрофессиональной
мотивации

Наличиепрограммы
внутреннейсистемы
оценкикачества
образования

Невысокиерезультаты
успеваемостиучащихсяирезультатыГИА

Повышениекачества
образования,
мотивациикучебной
деятельности

Недостаточная
подготовленностькадров,
низкаямотивация
обучающихся

Удовлетворенность
участников
образовательной
деятельности
качеством
образования

Недостаточноразвитые
методыоценкиучебной
мотивации

Изменениесистемы
оценивания, учет
качественных
изменений,
происходящиху
участников
образовательной
деятельности

Увеличениеколичества
учащихсяснизким
интеллектуальным
уровнем






































2.3. Оценкаблагоприятныхвозможностейпрограммыработысобучающимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию

1. Высокаявероятность. Улучшениематериально-техническогооснащенияобразовательнойдеятельностисоздастусловиядлявыполнениятребованийкреализацииосновнойобразовательнойпрограммы; индивидуальныеобразовательныетраекторииповысятучебныерезультатышкольниковснизкоймотивацией.

2. Средняявероятность. Расширениевозможностейдиалоговоговзаимодействияучителейиродителейучащихся; созданиекультурно-образовательныхцентроврасширитвозможностидлясамореализацииучащихсявразличныхнаправленияхобразовательнойдеятельности.

3. Низкаявероятность. Существенноеусилениевлиянияшколыкакобщественнойорганизациинасоциумврайонеигороде.

2.4. Оценкарисковпрограммы

1. Средняявероятность. Оттокмолодыхпедагоговиз-занизкойпрофессиональноймотивации; увеличениеколичестваучениковснизкиминтеллектуальнымуровнем.

2. Низкаявероятность. Изменениесоциально-экономическойситуации; препятствия
незапланированногостихийногохарактера.

Вывод: основныминаправлениямидеятельностишколыпоповышениюучебноймотивацииучащихсяявляются:

  • повышениеуровняпрофессиональнойкомпетенцииучителя;

  • материально-техническоеобеспечениеобразовательнойдеятельности;

  • разработкаиндивидуальныхобразовательныхтраекторийдляшкольниковснизкойучебной мотивацией;

  • вовлечениеучащихсявсистемудополнительногообразования;

  • развитиевзаимодействиясродителями.

3. Основныемероприятияпореализациипрограммы

Содержание

Планируемыйрезультат

Сроки

Ответственный

Работасучащимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию

Протестироватьучащихсясцельювыявленияпричиннеуспеваемости

Получитьоперативную
информацию

Октябрь,
январь

Педагог-психолог

Провестииндивидуальные
консультациисучащимисяпорезультатамконтрольныхработ

Выявитьтемы, которые
учащийсянеосвоил, ипричинынеусвоения

Втечение
года

Учитель-предметник

Разработатьиндивидуальные
образовательныетраекториидля
учащихсяснизкойучебной
мотивацией

Спланироватьработусучащимися

Втечение
года

Учитель-
предметник,
классный
руководитель

Помочьсформироватьпортфолио
учащимсяснизкоймотивацией

Получитьобъективную
информациюобуспехах
учащегося

Втечениегода

Классный
руководитель

Помочьучащимсяконтролировать
своиучебныерезультатычерез
электронныйдневник

Получитьобъективные
результатыучебной
деятельности

Втечениегода

Классный
руководитель

Проконтролироватьобъем
домашнихзаданий

Выявитьсоответствие
объемазаданий
требованиямСанПиН

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Организоватьконтрольусвоения
знанийучащихсяпоотдельным
темам, разделам

Выявитьтемы, которые
учащийсянеосвоил, ипричиныихнеусвоения

ПоплануВШК

ЗаместительдиректорапоУВР

Провестипсихологические
тренингиподиагностике
тревожностииснижениюуровнятревожностиучащихся

Выявитьпричины
школьнойтревожности

ПоплануВШК

Педагог-психолог

Организоватьвоспитательную
работучерезсистемувнеурочной
деятельности, дополнительного
образования

Выявитьинтересы
учащихсяснизкой
учебноймотивациейипривлечьихкзанятиямпоинтересам

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
классный
руководитель

Организоватьотдыхучащихсяв
каникулярноевремя

Спланироватьдосуговую
деятельностьучащихся

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
классный
руководитель

Привлечьучащихсякподготовке
коллективныхмероприятийв
классе, школе

Спланироватьдосуговую
деятельностьучащихся

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
классный
руководитель

Вовлечьвсоциально-значимую
деятельностьучащихся "группы
риска"

Спланироватьдосуговую
деятельностьучащихся

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
классный
руководитель

Взаимодействоватьссоциальными
ипрофессиональнымиструктурами
сцельюпрофориентации
выпускников

Выявить
профессиональные
интересыучащихся

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
классный
руководитель

Работаспедагогическимиработниками

Проконтролироватькачество
преподаванияучебныхпредметов
черезпосещениезанятий

Выявитьзатруднения,
препятствующие
усвоениюматериала
учащимисяснизкой
мотивацией

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проконтролироватькачество
проверкирабочихиконтрольных
тетрадейучащихся

Выявитьтемы, которые
учащийсянеосвоил, и
причинынеусвоения

ПоплануВШК

Заместитель
директорапоУВР

Провестисовещаниепри
директоресцельювыявления
проблемнеуспеваемости
отдельныхучащихся

Определитьпланработы
сучащимися, имеющими
низкуюмотивацию

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проконтролироватькачество
оцениванияучащихсяснизкой
мотивацией

Получитьобъективную
информациюосистеме
оцениванияучащихся

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проконтролироватькачество
домашнихзаданий

Выявитьпричины
невыполнениязаданий

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проанализировать, какпедагог
контролируетпредварительные
итогиуспеваемостикласса

Выявить "группуриска"
попредметамучебного
плана

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проконсультироватьмолодых
учителей, вновьприбывших
учителей, работающихс
учащимися "группыриска"

Выяснитьпроблемные
местаприобучении
немотивированных
учащихся

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
педагог-психолог

Организоватьмастер-классы,
практикумыдляосвоения
педагогическихтехнологий,
повышающихучебнуюмотивацию
школьников

Повысить
профессиональную
грамотностьучителейв
работесучащимися,
имеющиминизкую
мотивацию

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Организоватькурсовуюподготовку
учителейпопроблемеобучения
школьниковснизкоймотивацией

Повысить
профессиональную
грамотностьучителейв
работесучащимися,
имеющиминизкую
мотивацию

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Работасродителямиучащихся

Провестиконсультациис
родителямиучащихся "группы
риска"

Выявитьзатруднения,
препятствующие
усвоениюматериала
учащимисяснизкой
мотивацией

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
классный
руководитель

Организоватьродительские
собранияповопросампсихологическихивозрастныхособенностейучащихся,
ответственностиродителейза
воспитаниеиобучениедетей

Повысить
ответственность
родителейзавоспитание
иобучениедетей

Втечение
года

Классный
руководитель,
педагог-психолог

Ознакомитьродителейс
результатамиучебной
деятельностиребенка

Повысить
ответственность
родителейзавоспитание
иобучениедетей

Втечение
года

Классный
руководитель

Посетитьсемьиучащихсяснизкой
мотивацией

Выявитьусловия
проживанияивоспитания
всемье

Втечение
года

Классный
руководитель,
социальныйпедагог

Привлечьродителейкучастиюв
общешкольнойдеятельности

Повысить
ответственность
родителейзавоспитание
иобучениедетей

Втечение
года

Классный
руководитель

Проконтролироватьколичество
входовродителейвэлектронный
дневник

Повысить
ответственность
родителейзавоспитание
иобучениедетей

Втечение
года

Классный
руководитель

Организоватьсистемуоткрытых
уроковдляродителей

Повысить
ответственность
родителейзавоспитание
иобучениедетей

Втечение
года

Классный
руководитель

Организоватьучастиеродителейв
разработкеиндивидуальной
образовательнойтраекториидля
учащегосяснизкоймотивацией

Повысить
ответственностьродителейзавоспитание
иобучениедетей

Втечение
года

Классный
руководитель

Повышениеэффективностиуправления

Разработатьпрограммуработыс
учащимися, имеющиминизкую
учебнуюмотивацию

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь

Заместитель
директорапоУВР

Сформироватьбанкданныхо
семьяхучащихсяснизкойучебной
мотивацией

Систематизировать
информациюосемьях
учащихся

Втечение
года

Социальныйпедагог

Организоватьсовместную
деятельностьшколыикомиссиипо
деламнесовершеннолетних

Спланироватьсетевое
взаимодействие

Август

Заместитель
директорапоУВР,
социальныйпедагог

Подготовитьпедагогическийсовет
поповышениюкачества
образования

Спланироватьпроведение
педагогическихсоветов

ПоплануВШК

Заместитель
директорапоУВР

Включитьвположениео
внутреннейсистемеоценки
качестваобразованияраздело
работесучащимися, имеющими
низкуюучебнуюмотивацию

Спланировать
образовательную
деятельность

Август

Заместитель
директорапоУВР

Проконтролироватьформирование
фондаоценочныхсредствдля
проведениятекущегоконтроля
успеваемостиипромежуточной
аттестации

Выявитьналичие
оценочныхсредствс
разнымуровнем
сложности

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Разработатьвпрограмме
повышениякачестваобразования
подпрограммупоработес
учащимися, имеющиминизкую
учебнуюмотивацию

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь - август

Заместитель
директорапоУВР

Проанализироватьрезультаты
образовательнойдеятельностии
скорректироватьработупо
повышениюкачестваобразования

Выявитьнизкие
результатыдля
планированиядействий
поповышениюмотивации
обучения

Май - июнь

Заместитель
директорапоУВР

Оценитьматериально-техническое
иинформационноеобеспечение
образовательнойдеятельности

Выявитьналичие
необходимыхусловийдлякомфортногообразования

Май - июнь

Заместитель
директорапоУВР

Выявитьпотребностиучащихся
дляразвитияихтворческих
возможностей

Спланироватьсистему
внеурочнойдеятельности,
дополнительного
образования

Май - июнь

Заместитель
директорапоУВР

Проконтролироватькачество
веденияучителемшкольной
документации

Выявитьрискипри
обучениишкольниковс
низкойучебноймотивацией

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проанализировать, какучитель
планируетоценочнуюдеятельность

Выявитьиспользование
кодификаторовпри
составлении
стандартизированных
контрольныхработ

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Проанализировать, как
формируютсяуниверсальные
учебныедействия (УУД) науроках
ивнеурочнойдеятельности

Выявитьиспользование
кодификаторовУУДпри
разработке
метапредметных
контрольныхработ

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Организоватьперсональный
контрольпедагогов, укоторых
низкийуровеньоценочных
показателей

Выявитьвозможныерискиприобучениишкольников
снизкойучебной
мотивацией

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

ПрогнозироватьрезультатыГИА
учащихся, имеющихнизкую
мотивацию

Спланироватьработус
выпускникамииз "группы
риска" поуспешному
прохождению
государственнойитоговой
аттестации

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Организоватьпсихолого-
педагогическуюисоциальную
поддержкуучащихсяснизкой
учебноймотивацией

Разработатьплан
психолого-педагогической
исоциальнойподдержки
учащихся

Июнь, август

Педагог-психолог,
социальныйпедагог

Проанализироватьуровень
сформированностисоциальных
компетенцийучащихсяснизкой
мотивацией

Выявитьформирование
ценностно-смысловыхи
моральныхнорм,
межличностных
отношенийвученическом
коллективе

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
педагог-психолог

Проанализироватьуровень
мотивацииучащихся

Выявитьготовностьк
выборунаправления
профильного
образования,
самообразованию

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР,
педагог-психолог

Организоватьучетдостижений
планируемыхрезультатовучебной
деятельности

Получитьобъективную
информациюо
результативностиучебной
деятельности, втомчисле
обучастиишкольниковв
учебныхисследованияхипроектах

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР

Организоватьучетдостиженийв
разныхвидахдеятельности
(социальной, трудовой,
коммуникативной, физкультурно-
оздоровительнойидр.) учащихсяс
низкоймотивацией

Получитьинформациюобучастиишкольниковс
низкоймотивациейв
спортивныхмероприятиях,
выставках, конкурсах,
концертахидр.

Втечение
года

Заместитель
директорапоУВР






































4. Механизмуправленияпрограммойработысобучающимися, имеющиминизкуюучебную
мотивацию

Управлениереализациейпрограммыпредполагаетсозданиеспециальнойорганизационной
структурыдляосуществленияуправленческихфункцийсогласнопринятомураспределениюзонответственности, вкоторуювходятпредставителисубъектовобразовательногопроцесса.

РуководительООобеспечиваетпродвижениереализациипрограммы, ведетдиалогсчленамиколлективавзонеихответственности, создаетусловиядляповышениямотивациишкольников. Осуществляетдеятельностьпофинансовомуобеспечениюреализациипрограммы (использованиебюджетныхсредств; привлечениевнебюджетныхресурсов).

Педагогическийсоветрассматриваетвопросыпедагогическогоиметодическогоруководстваобразовательнойдеятельностью, проведенияпромежуточнойаттестации, определяетусловныйпереводучащихся, имеющихакадемическуюзадолженность, решаетвопросыоставлениянаповторныйгодобучения.

ЗаместительруководителяООпоучебно-воспитательнойработесобираетианализируетинформациюорезультатахучебнойдеятельностишкольниковснизкойучебноймотивацией,
определяетсовместносметодическимиобъединениямиучителейближайшиеиперспективныецелипоповышениюмотивациишкольников, помогаетразработатьиндивидуальныеобразовательныетраекториидляучащихсяснизкоймотивацией.

Организуетконтрользавыполнениемучебныхпланов, программ. Способствуетразвитиюпознавательныхпотребностей, способностей, интеллектуального, духовногопотенциалаличности.

Создаетпедагогическиобоснованнуюисоциальнозначимуюсистемувнекласснойивнешкольнойвоспитательнойработы, направленнуюнаорганизациюздоровогообразажизни, профилактикуасоциальногоповедениядетейиподростков, самоопределениеисаморазвитиеличностиучащегося. Оказываетметодическуюпомощькласснымруководителямворганизациивоспитательнойработы.

Методическоеобъединениешколырассматриваетвопросыповышенияучебноймотивациишкольниковназаседаниях, развиваеттворчествоиинициативуучителейпоулучшениюкачестваобразования, организуетработупосамообразованиюучителей. Посещаетучебныезанятияврамкахпредметныхобъединенийианализируетихсцельювыявленияположительногоопытаработыснизкомотивированнымиучащимися.