Файл: Программаработысобучающимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию Основания для разработки программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПрограммаработысобучающимисяМОУСОШс.Пугачево,
имеющиминизкуюучебнуюмотивацию
1. Паспортпрограммы
Наименование программы | Программаработысобучающимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию | | |
Основания для разработки программы | 1.Федеральныйзаконот 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийскойФедерации». 2. ФГОСООО, утвержденныйприказомМинобрнаукиот 17.12.2010 № 1897. 3. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммаосновногообщегообразования, одобреннаярешениемфедеральногоучебно-методическогообъединенияпообщемуобразованию (протоколот 08.04.2015 № 1-15). 4. Методическиерекомендациипоорганизацииипроведениюорганами исполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерации, осуществляющимипереданныеполномочияРоссийскойФедерациивсфереобразования, проверокорганизаций, осуществляющихобразовательнуюдеятельностьпообразовательнымпрограммамначальногообщего, основногообщегоисреднегообщегообразования, врамкахфедеральногогосударственногонадзоравсфереобразования, направленныеписьмомРособрнадзораот 04.08.2017 № 05375 | ||
Цельпрограммы | Организоватьдеятельностьучастниковобразовательныхотношенийпообеспечениюуспешногоусвоенияосновнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияучащимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию | | |
Задачипрограммы | 1. Выявитьучащихся, имеющихнизкуюучебнуюмотивацию. 2. Создатьусловиядляэффективногообученияиразвитияучащихсяснизкимиучебнымивозможностями. 3. Обеспечитьвзаимодействиевсехучастниковобразовательныхотношений, чтобыповыситьучебнуюмотивациюшкольников. 4. Организоватьконтрольобразовательныхрезультатовучащихсяснизкойучебноймотивацией | | |
Основные разработчики программы | Заместительруководителяобразовательнойорганизации (ОО) поучебно-воспитательнойработе (УВР). . Социальныйпедагог | | |
Срокиреализации | 2021/22 учебныйгод | | |
Ожидаемые результаты | 1. Качественныепоказатели:
| | |
2. Количественныепоказатели:
| | ||
| | | |
| | | |
| | |
2. Аналитико-прогностическоеобоснованиепрограммы
2.1. Анализвнешнихфакторов, влияющихнаучебнуюмотивациюшкольников
Администрацияипедагогическийколлектившколыпровели PESTанализ, которыйпомогаетвыявитьполитические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) итехнологические (Technological) факторывнешнейсреды. Положительныеиотрицательныефакторывнешнейсреды, влияющиенаучебнуюмотивациюшкольников, - втаблице 1.
Таблица 1. Факторывнешнейсреды, которыевлияютнаучебнуюмотивациюшкольников
Факторы | Положительные | Отрицательные |
Политические | ЛичностныйрезультатобразовательнойдеятельностиопределяютФГОС | Повышениеспектраиндивидуальныхобразовательныхвозможностей обучающегосяограниченоматериальнымивозможностямишколыиродителей |
Экономические | Наличиевысококвалифицированных педагогов, эффективнаясистема финансированияшколы | Низкийуровеньжизниобщества, отсутствиепрофессиональныхориентиров |
Социальные | Развитиеолимпиадногои конкурсногодвижения, системы дополнительногообразования | Отсутствиецелеполагания, жизненныхориентироввсемьеисоциальномокружении школьника |
Технологические | Закреплениевзаконодательстве необходимыхтрудовыхумений учителя: применятьсовременные психолого-педагогические технологии, основанныеназнании законовразвитияличностии поведениявреальнойи виртуальнойсреде | Ориентацияобучающихсяипедагоговнауспешнуюсдачугосударственнойитоговой аттестации (ГИА) можетпривестикнедостаточномуосвоениюииспользованию другихтехнологийиметодик, чтоприведеткснижениюучебноймотивации |
Вывод:анализопределяетосновныеаспектыповышенияучебноймотивации. Необходимосоздатьусловиядляоптимальногосочетанияиндивидуальныхвозможностейобучающихсясвозможностямишколыдлявовлеченияучащихсявактивнуюобразовательнуюдеятельность.
2.2. Анализперспективповышенияучебноймотивациишкольников
Администрацияипедагогическийколлективпровели SWOTанализ, чтобывыявитьсильныестороны (Strengths), слабыестороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) иугрозыповышениямотивациишкольников, - таблица 2.
Таблица 2. Перспективыповышенияучебноймотивациишкольников
Сильныестороны | Слабыестороны | Благоприятные возможности | Риски |
Созданыусловия длявыполнения требованийк реализации основной образовательной программы | Недостаточное материально-техническое оснащение образовательной деятельности современным оборудованием | Улучшениематериально- техническогообеспечения образовательной деятельности | Изменениесоциально- экономическойситуации |
Созданыусловия дляорганизации образовательной деятельности | Недостаточное количествоучебных кабинетовдля реализацииразличных направленийвнеурочной деятельности | Созданиекультурно- образовательного центраспривлечением социальныхпартнеров | Отсутствиенеобходимых помещенийдляобразовательной деятельностипозапросам участников образовательных отношений |
Применение инновационных технологийв образовательной деятельности | Недостаточноевладение активнымиметодами обучениядляповышения учебноймотивации | Развитиесовременной образовательной среды, внедрение инновационных технологий | Непониманиепедагогами необходимостипрофессиональногороста |
Наличиепрофессионально работающих педагогов, победителейи лауреатов различных профессиональных конкурсов | Увеличениедоли работающихпедагогов пенсионноговозраста; уровеньзаработной платынижесреднейпо экономикерегиона; профессиональное выгорание; незащищенность педагогаперед субъектами образовательных отношений | Квалифицированный кадровыйсостав, омоложение педагогическихкадров | Оттокмолодыхкадровиз- занизкойпрофессиональной мотивации |
Наличиепрограммы внутреннейсистемы оценкикачества образования | Невысокиерезультаты успеваемостиучащихсяирезультатыГИА | Повышениекачества образования, мотивациикучебной деятельности | Недостаточная подготовленностькадров, низкаямотивация обучающихся |
Удовлетворенность участников образовательной деятельности качеством образования | Недостаточноразвитые методыоценкиучебной мотивации | Изменениесистемы оценивания, учет качественных изменений, происходящиху участников образовательной деятельности | Увеличениеколичества учащихсяснизким интеллектуальным уровнем |
| | | |
| | | |
| | | |
2.3. Оценкаблагоприятныхвозможностейпрограммыработысобучающимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию
1. Высокаявероятность. Улучшениематериально-техническогооснащенияобразовательнойдеятельностисоздастусловиядлявыполнениятребованийкреализацииосновнойобразовательнойпрограммы; индивидуальныеобразовательныетраекторииповысятучебныерезультатышкольниковснизкоймотивацией.
2. Средняявероятность. Расширениевозможностейдиалоговоговзаимодействияучителейиродителейучащихся; созданиекультурно-образовательныхцентроврасширитвозможностидлясамореализацииучащихсявразличныхнаправленияхобразовательнойдеятельности.
3. Низкаявероятность. Существенноеусилениевлиянияшколыкакобщественнойорганизациинасоциумврайонеигороде.
2.4. Оценкарисковпрограммы
1. Средняявероятность. Оттокмолодыхпедагоговиз-занизкойпрофессиональноймотивации; увеличениеколичестваучениковснизкиминтеллектуальнымуровнем.
2. Низкаявероятность. Изменениесоциально-экономическойситуации; препятствия
незапланированногостихийногохарактера.
Вывод: основныминаправлениямидеятельностишколыпоповышениюучебноймотивацииучащихсяявляются:
-
повышениеуровняпрофессиональнойкомпетенцииучителя; -
материально-техническоеобеспечениеобразовательнойдеятельности; -
разработкаиндивидуальныхобразовательныхтраекторийдляшкольниковснизкойучебной мотивацией; -
вовлечениеучащихсявсистемудополнительногообразования; -
развитиевзаимодействиясродителями.
3. Основныемероприятияпореализациипрограммы
Содержание | Планируемыйрезультат | Сроки | Ответственный |
Работасучащимися, имеющиминизкуюучебнуюмотивацию | |||
Протестироватьучащихсясцельювыявленияпричиннеуспеваемости | Получитьоперативную информацию | Октябрь, январь | Педагог-психолог |
Провестииндивидуальные консультациисучащимисяпорезультатамконтрольныхработ | Выявитьтемы, которые учащийсянеосвоил, ипричинынеусвоения | Втечение года | Учитель-предметник |
Разработатьиндивидуальные образовательныетраекториидля учащихсяснизкойучебной мотивацией | Спланироватьработусучащимися | Втечение года | Учитель- предметник, классный руководитель |
Помочьсформироватьпортфолио учащимсяснизкоймотивацией | Получитьобъективную информациюобуспехах учащегося | Втечениегода | Классный руководитель |
Помочьучащимсяконтролировать своиучебныерезультатычерез электронныйдневник | Получитьобъективные результатыучебной деятельности | Втечениегода | Классный руководитель |
Проконтролироватьобъем домашнихзаданий | Выявитьсоответствие объемазаданий требованиямСанПиН | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Организоватьконтрольусвоения знанийучащихсяпоотдельным темам, разделам | Выявитьтемы, которые учащийсянеосвоил, ипричиныихнеусвоения | ПоплануВШК | ЗаместительдиректорапоУВР |
Провестипсихологические тренингиподиагностике тревожностииснижениюуровнятревожностиучащихся | Выявитьпричины школьнойтревожности | ПоплануВШК | Педагог-психолог |
Организоватьвоспитательную работучерезсистемувнеурочной деятельности, дополнительного образования | Выявитьинтересы учащихсяснизкой учебноймотивациейипривлечьихкзанятиямпоинтересам | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, классный руководитель |
Организоватьотдыхучащихсяв каникулярноевремя | Спланироватьдосуговую деятельностьучащихся | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, классный руководитель |
Привлечьучащихсякподготовке коллективныхмероприятийв классе, школе | Спланироватьдосуговую деятельностьучащихся | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, классный руководитель |
Вовлечьвсоциально-значимую деятельностьучащихся "группы риска" | Спланироватьдосуговую деятельностьучащихся | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, классный руководитель |
Взаимодействоватьссоциальными ипрофессиональнымиструктурами сцельюпрофориентации выпускников | Выявить профессиональные интересыучащихся | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, классный руководитель |
Работаспедагогическимиработниками | |||
Проконтролироватькачество преподаванияучебныхпредметов черезпосещениезанятий | Выявитьзатруднения, препятствующие усвоениюматериала учащимисяснизкой мотивацией | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проконтролироватькачество проверкирабочихиконтрольных тетрадейучащихся | Выявитьтемы, которые учащийсянеосвоил, и причинынеусвоения | ПоплануВШК | Заместитель директорапоУВР |
Провестисовещаниепри директоресцельювыявления проблемнеуспеваемости отдельныхучащихся | Определитьпланработы сучащимися, имеющими низкуюмотивацию | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проконтролироватькачество оцениванияучащихсяснизкой мотивацией | Получитьобъективную информациюосистеме оцениванияучащихся | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проконтролироватькачество домашнихзаданий | Выявитьпричины невыполнениязаданий | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проанализировать, какпедагог контролируетпредварительные итогиуспеваемостикласса | Выявить "группуриска" попредметамучебного плана | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проконсультироватьмолодых учителей, вновьприбывших учителей, работающихс учащимися "группыриска" | Выяснитьпроблемные местаприобучении немотивированных учащихся | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, педагог-психолог |
Организоватьмастер-классы, практикумыдляосвоения педагогическихтехнологий, повышающихучебнуюмотивацию школьников | Повысить профессиональную грамотностьучителейв работесучащимися, имеющиминизкую мотивацию | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Организоватькурсовуюподготовку учителейпопроблемеобучения школьниковснизкоймотивацией | Повысить профессиональную грамотностьучителейв работесучащимися, имеющиминизкую мотивацию | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Работасродителямиучащихся | |||
Провестиконсультациис родителямиучащихся "группы риска" | Выявитьзатруднения, препятствующие усвоениюматериала учащимисяснизкой мотивацией | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, классный руководитель |
Организоватьродительские собранияповопросампсихологическихивозрастныхособенностейучащихся, ответственностиродителейза воспитаниеиобучениедетей | Повысить ответственность родителейзавоспитание иобучениедетей | Втечение года | Классный руководитель, педагог-психолог |
Ознакомитьродителейс результатамиучебной деятельностиребенка | Повысить ответственность родителейзавоспитание иобучениедетей | Втечение года | Классный руководитель |
Посетитьсемьиучащихсяснизкой мотивацией | Выявитьусловия проживанияивоспитания всемье | Втечение года | Классный руководитель, социальныйпедагог |
Привлечьродителейкучастиюв общешкольнойдеятельности | Повысить ответственность родителейзавоспитание иобучениедетей | Втечение года | Классный руководитель |
Проконтролироватьколичество входовродителейвэлектронный дневник | Повысить ответственность родителейзавоспитание иобучениедетей | Втечение года | Классный руководитель |
Организоватьсистемуоткрытых уроковдляродителей | Повысить ответственность родителейзавоспитание иобучениедетей | Втечение года | Классный руководитель |
Организоватьучастиеродителейв разработкеиндивидуальной образовательнойтраекториидля учащегосяснизкоймотивацией | Повысить ответственностьродителейзавоспитание иобучениедетей | Втечение года | Классный руководитель |
Повышениеэффективностиуправления | |||
Разработатьпрограммуработыс учащимися, имеющиминизкую учебнуюмотивацию | Спланировать образовательную деятельность | Июнь | Заместитель директорапоУВР |
Сформироватьбанкданныхо семьяхучащихсяснизкойучебной мотивацией | Систематизировать информациюосемьях учащихся | Втечение года | Социальныйпедагог |
Организоватьсовместную деятельностьшколыикомиссиипо деламнесовершеннолетних | Спланироватьсетевое взаимодействие | Август | Заместитель директорапоУВР, социальныйпедагог |
Подготовитьпедагогическийсовет поповышениюкачества образования | Спланироватьпроведение педагогическихсоветов | ПоплануВШК | Заместитель директорапоУВР |
Включитьвположениео внутреннейсистемеоценки качестваобразованияраздело работесучащимися, имеющими низкуюучебнуюмотивацию | Спланировать образовательную деятельность | Август | Заместитель директорапоУВР |
Проконтролироватьформирование фондаоценочныхсредствдля проведениятекущегоконтроля успеваемостиипромежуточной аттестации | Выявитьналичие оценочныхсредствс разнымуровнем сложности | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Разработатьвпрограмме повышениякачестваобразования подпрограммупоработес учащимися, имеющиминизкую учебнуюмотивацию | Спланировать образовательную деятельность | Июнь - август | Заместитель директорапоУВР |
Проанализироватьрезультаты образовательнойдеятельностии скорректироватьработупо повышениюкачестваобразования | Выявитьнизкие результатыдля планированиядействий поповышениюмотивации обучения | Май - июнь | Заместитель директорапоУВР |
Оценитьматериально-техническое иинформационноеобеспечение образовательнойдеятельности | Выявитьналичие необходимыхусловийдлякомфортногообразования | Май - июнь | Заместитель директорапоУВР |
Выявитьпотребностиучащихся дляразвитияихтворческих возможностей | Спланироватьсистему внеурочнойдеятельности, дополнительного образования | Май - июнь | Заместитель директорапоУВР |
Проконтролироватькачество веденияучителемшкольной документации | Выявитьрискипри обучениишкольниковс низкойучебноймотивацией | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проанализировать, какучитель планируетоценочнуюдеятельность | Выявитьиспользование кодификаторовпри составлении стандартизированных контрольныхработ | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Проанализировать, как формируютсяуниверсальные учебныедействия (УУД) науроках ивнеурочнойдеятельности | Выявитьиспользование кодификаторовУУДпри разработке метапредметных контрольныхработ | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Организоватьперсональный контрольпедагогов, укоторых низкийуровеньоценочных показателей | Выявитьвозможныерискиприобучениишкольников снизкойучебной мотивацией | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
ПрогнозироватьрезультатыГИА учащихся, имеющихнизкую мотивацию | Спланироватьработус выпускникамииз "группы риска" поуспешному прохождению государственнойитоговой аттестации | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Организоватьпсихолого- педагогическуюисоциальную поддержкуучащихсяснизкой учебноймотивацией | Разработатьплан психолого-педагогической исоциальнойподдержки учащихся | Июнь, август | Педагог-психолог, социальныйпедагог |
Проанализироватьуровень сформированностисоциальных компетенцийучащихсяснизкой мотивацией | Выявитьформирование ценностно-смысловыхи моральныхнорм, межличностных отношенийвученическом коллективе | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, педагог-психолог |
Проанализироватьуровень мотивацииучащихся | Выявитьготовностьк выборунаправления профильного образования, самообразованию | Втечение года | Заместитель директорапоУВР, педагог-психолог |
Организоватьучетдостижений планируемыхрезультатовучебной деятельности | Получитьобъективную информациюо результативностиучебной деятельности, втомчисле обучастиишкольниковв учебныхисследованияхипроектах | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
Организоватьучетдостиженийв разныхвидахдеятельности (социальной, трудовой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительнойидр.) учащихсяс низкоймотивацией | Получитьинформациюобучастиишкольниковс низкоймотивациейв спортивныхмероприятиях, выставках, конкурсах, концертахидр. | Втечение года | Заместитель директорапоУВР |
| | | |
| | | |
| | | |
4. Механизмуправленияпрограммойработысобучающимися, имеющиминизкуюучебную
мотивацию
Управлениереализациейпрограммыпредполагаетсозданиеспециальнойорганизационной
структурыдляосуществленияуправленческихфункцийсогласнопринятомураспределениюзонответственности, вкоторуювходятпредставителисубъектовобразовательногопроцесса.
РуководительООобеспечиваетпродвижениереализациипрограммы, ведетдиалогсчленамиколлективавзонеихответственности, создаетусловиядляповышениямотивациишкольников. Осуществляетдеятельностьпофинансовомуобеспечениюреализациипрограммы (использованиебюджетныхсредств; привлечениевнебюджетныхресурсов).
Педагогическийсоветрассматриваетвопросыпедагогическогоиметодическогоруководстваобразовательнойдеятельностью, проведенияпромежуточнойаттестации, определяетусловныйпереводучащихся, имеющихакадемическуюзадолженность, решаетвопросыоставлениянаповторныйгодобучения.
ЗаместительруководителяООпоучебно-воспитательнойработесобираетианализируетинформациюорезультатахучебнойдеятельностишкольниковснизкойучебноймотивацией,
определяетсовместносметодическимиобъединениямиучителейближайшиеиперспективныецелипоповышениюмотивациишкольников, помогаетразработатьиндивидуальныеобразовательныетраекториидляучащихсяснизкоймотивацией.
Организуетконтрользавыполнениемучебныхпланов, программ. Способствуетразвитиюпознавательныхпотребностей, способностей, интеллектуального, духовногопотенциалаличности.
Создаетпедагогическиобоснованнуюисоциальнозначимуюсистемувнекласснойивнешкольнойвоспитательнойработы, направленнуюнаорганизациюздоровогообразажизни, профилактикуасоциальногоповедениядетейиподростков, самоопределениеисаморазвитиеличностиучащегося. Оказываетметодическуюпомощькласснымруководителямворганизациивоспитательнойработы.
Методическоеобъединениешколырассматриваетвопросыповышенияучебноймотивациишкольниковназаседаниях, развиваеттворчествоиинициативуучителейпоулучшениюкачестваобразования, организуетработупосамообразованиюучителей. Посещаетучебныезанятияврамкахпредметныхобъединенийианализируетихсцельювыявленияположительногоопытаработыснизкомотивированнымиучащимися.