Файл: Реформы в сфере прохождения государственной (муниципальной) службы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программы подготовки и повышения квалификации государственных служащих должны быть в существенной мере переориентированы на освоение современных методов повышения эффективности работы государственного аппарата на основе планирования, организации, финансирования и оценки достижения конкретных результатов.

Необходимо поощрять конкуренцию учебных заведений и программ в обучении государственных служащих всех уровней, распределяя их по программам повышения квалификации на основе открытого конкурса.

овой нормативный государственный служащий

2.2 Проблемы реформирования государственной службы и пути их совершенствования
Реформирование государственной службы Российской Федерации осуществляется для повышения эффективности государственного управления, формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов Российской Федерации.

На рубеже веков проблема реформирования государственной службы стала приоритетной для многих стран мира, а не только для России. В США, Великобритании, Франции, Швеции и других развитых странах обращается внимание на низкую эффективность государственного аппарата, его несоответствие требованиям современности. С большей или меньшей настойчивостью и последовательностью ведутся административные реформы. Реформирование государственной службы призвано дать ответы на вызовы постиндустриального, высокотехнологичного информационного общества, становящегося реальностью в ведущих странах Запада и перспективой развития России.

Началом современного этапа административной реформы научная литература считает Выход Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824, в котором были определены приоритетные направления административной реформы на 2003-2004 гг.

Суть проводимой административной реформы заключается в адаптации модели государственной службы к фундаментальным изменениям в экономике и обществе в целом, что требует концептуально осмысленных и целенаправленных действий политического руководства.

Проблемы российской государственной службы в том виде, как она сложилась к настоящему моменту, можно разделить на взаимосвязанные группы. В функционировании государственной службы Российской Федерации в настоящее время имеется ряд противоречий.


С одной стороны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года, функции государственной службы изменены (государственная служба призвана функционировать в демократическом, правовом, федеративном, гражданском обществе), а с другой стороны, она продолжает действовать и идентифицируется в традициях советской системы власти. Это видно из того, что декларируется принцип ответственности государственного аппарата перед обществом, однако выполнение его остается формальным; цели для государственного аппарата не обозначены и заменены технологиями. Это открывает перед госаппаратом простор для реализации собственных целей и использования "неформальных" рычагов управления. В результате, государственный аппарат слабо защищает интересы общества, крупных социальных групп, но хорошо защищает свои собственные, ведомственные, централистские или региональные интересы, интересы групп влияния. Порожденная этим коррупция может быть, таким образом, расценена как следствие изъянов функционирования государственного аппарата; госаппарат не способствует реализации свобод граждан и передаче ряда функций управления структурам гражданского общества, поощряет патерналистские ожидания, однако не в состоянии эти ожидания удовлетворить.

Во многих странах существуют закрепленные законодательно или конституционно положения, касающиеся статуса и функционирования государственной администрации. Например, в странах- членах Евросоюза содержатся положения о государственных служащих и государственной службе.

В России Закон об основах государственной службы был принят 31 июля 1995 года. Однако с тех пор мало было сделано по его реализации и дальнейшему проведению провозглашенной политики. Различные попытки реформировать административную систему и улучшить ситуацию в области общественных услуг не увенчались успехом.

Наиболее острыми кадровыми проблемами государственной службы являются такие как: бесконтрольное разрастание аппарата региональных представительств министерств и ведомств, а также аппарата органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; принятие на работу и продвижение "угодных" для начальства служащих, вытеснение самостоятельных и инициативных работников; разделение типологий "карьерных" и "политических" должностей в государственной службе по формальным критериям, количественно и качественно не развернутое;

Сложившееся состояние государственной службы порождает следующие негативные тенденции ее развития.



Ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с низкой средней заработной платой и ее существенной дифференциацией по государственным органам. Усиливается дефицит государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности. Сохраняется преобладание государственных служащих с непрофильным образованием. Мужчины преобладают на должностях руководителей, а женщины - на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием незаполненных вакансий, что в первую очередь связано с низкой оплатой труда государственных служащих.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах. Пока еще не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.

Еще имеются недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение проблем государственной службы таких как: нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне; не разработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы; наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе; несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

А также низкой эффективности деятельности государственных органов; слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов; низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества; недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы; сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих; недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.


Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей государственной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования государственной службы.

В результате реализации начального этапа административной реформы (2003-2004 гг.) к Началу 2005 г. Были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной Модернизации системы государственной службы.

По результатам деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы в период 2003-2004 гг. были подготовлены основополагающие нормативные акты Президента Российской Федерации – указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» (впервые введены комплексы федеральных органов исполнительной власти «Министерство – Федеральная служба – Федеральное агентство») и от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных Органов исполнительной власти».

В тот же период были приняты два важных федеральных закона – Федеральный закон от 23 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В течение последующих лет продолжалась работа по реформированию государственной службы. Были разработаны Типовые регламенты взаимодействия и внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

2.3 Пути реформирования государственной службы
Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.


В целях повышения эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизации затрат на государственных служащих и развития ресурсного обеспечения государственной службы разработана Федеральная программа "Реформирование Государственной службы Российской Федерации (2003-2005 год)

Для достижения этой цели в программе отмечена необходимость решить такие задачи как создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов; внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;

А также обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста; реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих.

Для этого надо создать оптимальные материально-технические условия для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей; обеспечить развитие системы управления государственной службой.

В Российской Федерации сохраняются консервативные подходы к организации федеральной государственной службы, которые не в состоянии обеспечить ее эффективное функционирование и надлежащее качество оказания государственными служащими гражданам и организациям государственных услуг.

В целях совершенствования организации федеральной государственной службы и обеспечения деятельности федеральных государственных служащих необходимо внедрение современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности федеральных государственных органов, стимулирования федеральных государственных служащих, а также системы показателей и критериев оценки деятельности аппаратов федеральных государственных органов и их подразделений.