Файл: 1. Назовите основные международноправовые акты, закрепляющие стандарты социального обеспечения. Какие из них ратифицированы Российской Федерацией, а какие следует ратифицировать в ближайшее время Ответ обоснуйте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Назовите основные международно-правовые акты, закрепляющие стандарты социального обеспечения. Какие из них ратифицированы Российской Федерацией, а какие следует ратифицировать в ближайшее время? Ответ обоснуйте.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Многие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие социальное обеспечение, основаны на принципах, заложенных в международных правовых актах о социальном обеспечении.

Международно-правовые акты, касающиеся права человека на социальное обеспечение, можно классифицировать следующим образом:

  • Акты Организации Объединённых Наций (ООН);

  • Акты Международной Организации Труда (МОТ);

  • Межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации.

К актам ООН относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года);

  • Декларация о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года);

  • Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991 года);

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 года);

  • Конвенция о правах ребенка (1989 года).

К актам МОТ относятся:

  • Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 года);

  • Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 года);

  • Рекомендация N 67 "Об обеспечении дохода" (1994 года);

  • Конвенция N 118 "О равноправии в области социального обеспечения'' (1962 года);

  • Рекомендация N 167 "Об установлении международной системы прав в области социального обеспечения" (1983 года);

  • Конвенция N 44 "О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934 года)

  • Конвенция N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967 года);

  • Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 года);

  • Конвенция N 121 "О пособиях в случае производственного травматизма" (1964)

  • Конвенция N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969 года);

  • Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980 года);

  • Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952 года).


Межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации:

  • Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года;

  • Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ от 15 мая 1992 года;

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 16.05.1997 года;

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27.03.1996 года;

  • Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11.04.1994 года).

Вышеперечисленные международно-правовые акты регулирую стандарты социального обеспечения. Однако не все из них ратифицированы в Российской Федерации.

Ратификация – это процесс придания юридической силы документу путем утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Как правило, до ратификации документ не имеет юридической силы для не ратифицировавшей стороны. Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Чаще всего ратификация используется для придания юридической силы международным договорам.

В соответствии со статьей 15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации:

  1. Исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

  2. Предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

  3. О территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

  4. Об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

  5. Об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

  6. Международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.


В настоящее время Российской Федерацией ратифицированы следующие международно-правовые акты:

  • Конвенция о правах ребенка (1989 года);

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 года);

  • Декларация о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года);

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года);

  • Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952 года);

  • Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 года);

  • Межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации.

В ближайшее время необходимо ратифицировать следующие международно-правовые акты:

Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 года). Данная конвенция предусматривает наделение лиц, не являющихся гражданами страны проживания, равными правами с гражданами данной страны. Согласно действующему законодательству Российской Федерации не все виды социального обеспечения, рассматриваемые Конвенцией, распространяются на лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Ведь в соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Кроме того, данная Конвенция зафиксировала:

  • гарантированность пенсий и пособий;

  • размер выплат, предотвращающий бедность;

  • социальную солидарность и коллективное финансирование;

  • финансовую устойчивость системы на основе актуарных расчетов;

  • общую ответственность государства за функционирование системы.

Ратификация Конвенции позволит закрепить эти принципы в правовой базе социального обеспечения России и содействовать его развитию по пути наиболее эффективного сочетания социальных и рыночных механизмов, выработанного международным опытом.

2. Проанализируйте законодательство о страховании профессиональных рисков и укажите, какими нормативными правовыми актами устанавливается размер страхового тарифа в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Затем определите размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для следующих граждан:


1. преподаватель ВУЗа;

2. шахтер, добывающий каменный уголь;

3. работника цирка (акробат);

4. редактор издательства;

5. производитель зонтов.

Данный вопрос регулируется ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который устанавливает и определяет:

  • правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных вышеуказанным Федеральным законом случаях.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 5 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат следующие лица:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;

  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

  • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа (при условии, что соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы).


В соответствии со статьей 21 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Проект такого федерального закона на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год устанавливается ФЗ от 14 декабря 2015 г. N 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год».

Страховые тарифы устанавливаются в соответствии с классификацией видов экономической деятельности по классам экономического риска, утвержденной Минтруда РФ от 25 декабря 2012 года «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Размеры страхового тарифа:

Вид экономической деятельности

Класс профессионального риска

Страховой тариф

Преподаватель ВУЗа

1

0,2

Шахтер, добывающий каменный уголь

32

8,5

Работник цирка (акробат)

17

2,1

Редактор издательства

1

0,2

Производитель зонтов

9

1,0

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

  3. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

  4. ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2012 года №625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

  6. Право социального обеспечения России: Учебник М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова . — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.

  7. Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org.

  8. Интернет ресурс – URL: http://www.distanz.ru