ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
Прикладная психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
ПФ 2022-2023
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №2
по учебному курсу «Теория обучения»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Иванова П.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901б | |
| | |
Преподаватель | Писаренко Данила Андреевич | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Задание 1.
Вопросы для самоконтроля: На чем основаны личностно-ориентированные технологии? Кто непосредственно занимался исследованием личностно-ориентированных технологий? Почему личностно-ориентированные технологии основаны только на гуманных отношениях учителя и учащихся?
1.Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).
2. Изучением технологии личностно-ориентированного обучения занимались ученые: С.А. Алиханова, Е.В. Бондаревская, В.В, Котова, В.В. Шоган, И.С. Якиманская И.С. и др.
3. Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего«момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.
Задание 2.
Вопросы для самоконтроля: Чем отличаются личностно-ориентированные технологии обучения от традиционных? Что лежит в основе личностно-ориентированных технологий? Как изменяются цели и содержание образования при переходе на личностно-ориентированные технологии?
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. Отличие этих двух феноменов заключается в следующем: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диало
Личностно-ориентированные технологии обучения. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».
Задание 3.
Вопросы для самоконтроля: По каким особенностям дифференцируются учащиеся? Какие категории учащихся выделил Б. Блум? Как осуществить дифференциацию учащихся?
Учащиеся различаются по культуре, социально-экономическому статусу, языку, полу, мотивации, способностям / инвалидности, стилям обучения, личным интересам и многому другому, и учителя должны знать об этих различиях при планировании в соответствии с учебной программой.
Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось. Он выделил две категории учащихся: а) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; б) талантливые (около 5%) - могут учиться в высоком темпе; в) обычные ученики, составляющие большинство (90%), чьи способности по усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.
1. В н е ш н я я д и ф ф е р е н ц и а ц и я (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
Школы особого типа ориентированы на учащихся:
– имеющих определенные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т. д. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
– с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учетом предполагаемой профессии, интересов, склонностей учащихся и др. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например: классы компенсирующего обучения (ККО), классы коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная дифференциация означает создание профиля обучения, уровневая – учет уровня развития учащихся.
2. В н у т р е н н я я д и ф ф е р е н ц и а ц и я (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
3. Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
1 Оставить нужное